Города надо брать с ясной головой

news

Две золотые, три серебряные и две бронзовые медали выиграли российские боксеры на XXVII Олимпийских играх. Это больше, чем завоевывали такие "боксерские" страны, как Украина, США, Германия, Турция, Венгрия, Италия, Румыния, вместе взятые. Последний раз олимпийская сборная СССР удостаивалась двух золотых медалей 28 лет назад на XX Играх в Мюнхене.

Но и это еще не все: после 36-летнего перерыва наш спортсмен вновь удостоен Кубка Баркера, который вручается самому техничному боксеру Олимпиады. На сей раз его обладателем стал двукратный олимпийский чемпион Олег Саитов.

БОЙ ЗА ПЛАЦДАРМ МЫ ПРОИГРАЛИ

Сейчас задним числом можно, конечно, говорить все что угодно, однако спрогнозировать такой успех мог только самый неисправимый оптимист. Прежде всего потому, что накануне Игр мы, образно говоря, проиграли удобный плацдарм, с которого можно было бы так мощно "атаковать" олимпийский пьедестал. Роковая ошибка была допущена в конце 1998 года прежним руководством Федерации бокса России (ФБР), попытавшимся (безуспешно) сместить с поста президента Международной ассоциации любительского бокса (АИБА) пакистанца Анвара Чаудри.

Ровно за два месяца до начала XXVII Олимпиады новый президент ФБР Эдуард Хусаинов и главный тренер сборной России Николай Хромов пошли на беспрецедентный шаг, чтобы, как говорится, "замолить грехи" перед не на шутку обиженным Чаудри. Международный турнир с участием четырех стран СНГ, организованный ими в московском спорткомплексе "Крылья Советов", безусловно, занял достойное место в истории любительского бокса, сыграв огромную роль в подготовке наших боксеров к Играм, но главной (негласной) цели организаторы все же не достигли — Чаудри не принял приглашение приехать в Москву, хотя здесь его ждал поистине королевский прием.

Эта "дипломатическая" неудача была окрашена в новые цвета на фоне успехов наших коллег-соперников, и прежде всего казахов, сумевших с помощью вице-президента АИБА Бекета Рахимова заполучить в Алма-Ату семинар судей, аккредитованных на Олимпийских играх. Говорят, не один молодой барашек нашел свою гибель на пышных приемах, устроенных в честь дорогих гостей, но это все на уровне слухов, а факты заключаются в том, что сборная Казахстана добилась в Сиднее такого успеха, который наверняка станет наивысшим олимпийским достижением казахского бокса на долгие годы. На ее счету две золотые, две серебряные медали и третье общекомандное место.

А при чем здесь судейский семинар в Казахстане? Какая тут связь? — возможно, спросите вы. Вместо ответа приведу выдержку из официального документа, выпущенного пресс-службой олимпийского турнира в последний день Игр:

"Арбитражный комитет АИБА отстранил от судейства на четыре года российского арбитра Станислава Кирсанова. Такое решение принято после финального боя в весовой категории до 57 кг между Бекзатом Саттархановым из Казахстана и американцем Рикардо Хуаресом. Санкции в отношении российского арбитра приняты после того, как делегация США дважды подавала в Арбитражный комитет протест с требованием объявить недействительным результат боя, в котором по очкам победил Саттарханов. В протесте говорилось, что казахский боксер часто удерживал Хуареса, мешая ему вести бой, после того как в двух первых раундах добился преимущества в счете. Однако Кирсанов ни разу не наказывал его за это и не присуждал очки американцу…"

Помог ли на самом деле наш судья Саттарханову стать олимпийским чемпионом? По крайней мере, никаких сомнений в справедливости решения арбитражной комиссии высказано не было даже в российском лагере. Тогда действия Кирсанова вызывают, мягко говоря, удивление: ведь в тот момент именно сборная Казахстана была главным конкурентом наших боксеров в борьбе за второе командное место.

ДЕНЬГИ РЕШАЮТ НЕ ВСЕ

Четыре года назад на Олимпиаде в Атланте тайский боксер Сомлук Камсинг, победивший в весовой категории 57 кг, вышел на церемонию награждения с портретом короля Таиланда. Узнав затем о том, что благодарный монарх подарил первому в истории Таиланда олимпийскому чемпиону миллион долларов, один из наших боксеров не без зависти заявил, что он вынесет на олимпийский ринг два портрета того человека, который даст ему такие деньги.

Что можно сказать по этому поводу? Вынести на ринг можно все что угодно, только для начала надо победить. Взять, к примеру, нашего Ильфата Разяпова (51 кг), безвольно проигравшего в Сиднее в первом же поединке посредственному боксеру армянину Вахтангу Дарчиняну. Трудно поверить, что 50 тысяч долларов, обещанных российским олимпийцам за победу на Играх, были для него слабым материальным стимулом. Тем не менее Ильфат провел настолько бесцветный бой, что даже трудно вспомнить какие-то эпизоды из него. Кроме разочарования, ничего в памяти не отложилось. Может быть, жеребьевка во всем виновата, ведь Ильфат провел свой первый бой только через восемь дней после начала соревнований, но, если говорить честно, пока ученик заслуженного тренера России Владимира Рощенко не выработает в себе психологию победителя, такие казусы в его спортивной биографии будут еще чаще.

ЧАУДРИ ЗАБЫЛ ОБ ОБИДЕ

И тем не менее боксер из Каспийска Разяпов был не первым нашим разочарованием на сиднейских Играх. Печальный для нас список открыл чемпион Европы-98 Сергей Казаков (48 кг) из Димитровграда, проигравший в первом же бою американцу Брайану Вилориа. Поражение ученика заслуженного тренера России Альфреда Гришина выглядит особенно обидным на фоне олимпийской победы француза Брахима Аслума, которого Сергей одной левой обыграл на майском чемпионате Европы в Тампере. Беда Казакова не в том, что в стартовом бою в Сиднее он попал на чемпиона мира-99 американца Вилориа, а в том, что команду судей, обслуживающих этот поединок, определял соотечественник Брайана генеральный секретарь АИБА Лоринг Бэкер. И — о чудо! — после того как победителем боя был, мягко говоря, необоснованно объявлен боксер США, сам президент АИБА Анвар Чаудри забил тревогу. Не последнюю роль, конечно, сыграла письменная просьба руководителей Федерации бокса России взять под более жесткий контроль судейство олимпийского турнира, но факт остается фактом: после этого боя Бэкер был лишен права консультировать судей, обслуживающих олимпийские поединки.

БЛАГОДАРЯ ИЛИ ВОПРЕКИ?

Как выступили в Сиднее другие наши боксеры, вы уже знаете. Тем не менее позволю себе сказать несколько слов о каждом из них.

Итак, весовая категория 54 кг, которую представлял бронзовый призер Олимпиады-96, двукратный чемпион мира Раимкуль Малахбеков. На сей раз 26-летний ученик заслуженного тренера России Церена Балзанова остановился в шаге от олимпийской победы. Не буду анализировать финальный бой Раима с кубинцем Гуйллермо Ригондо (вы сами все видели), поговорим о другом. В течение Игр-2000 мне по долгу службы не раз приходилось встречаться с президентом Олимпийского комитета России Виталием Смирновым, и могу со всей ответственностью заявить, что Виталий Георгиевич был искренне заинтересован в благополучном для нас спортивном исходе этих соревнований. И в этой связи мне совершенно непонятно, почему накануне Игр педагог, который сделал из Малахбекова великого боксера, один из лучших тренеров России Церен Балзанов остался без олимпийской аккредитации. Надо знать этого человека. Неизлечимая болезнь плюс абсолютно обоснованные тренерские амбиции, перемешанные со смертельной обидой, сделали его совершенно неуправляемым. Мало того, что Церен Санджиевич сам "завелся", его переживания передались и ученику, считающему своего личного тренера вторым отцом. Только начальник нашей сборной Иван Шидловский может сказать, каких усилий стоило ему уговорить Балзанова отпустить Малахбекова на предолимпийский сбор во Владивосток. Нужны нам были эти проблемы? И кто их вообще придумал?

Не хочу называть конкретных виновников, поскольку абсолютно понятно, что их надо искать в нашем лагере. Скажу больше. Сам был свидетелем того, как волонтеры, работающие на Олимпиаде, выгоняли из ложи почетных гостей президента Федерации бокса России. Коллег из Казахстана или, скажем, Грузии не трогали, а нашего президента постоянно просили освободить… специально приготовленное для него место. И знаете, почему? Потому что у него была тренерская аккредитация. Кто должен ответить за эти унижения?

Кстати, о ложе почетных гостей, расположенной в непосредственной близости от ринга. Подсказать своему спортсмену счет поединка — святая обязанность любого, кто там находится. Боксер должен знать, как развивается бой, иначе ему очень трудно выбрать правильную тактику. И в этой связи специально для Виталия Георгиевича Смирнова, ежедневно подсчитывавшего наши олимпийские медали, приведу слова Раимкуля Малахбекова, сказанные им сразу же после проигранного финального поединка:

— После второго раунда я вел в счете 7:6, но мне сказали, что я проигрываю. Откуда тренеры получили такую информацию, не знаю, но я, естественно, бросился отыгрываться, а в тот момент надо было применить совсем другую тактику…

ЗА ЧТО НАКАЗАЛИ ЛЕБЗЯКА?

И чтобы совсем закончить эту тему, надо сказать вот о чем. Так уж случилось, что приз самого техничного боксера олимпийского турнира — Кубок Баркера — достался Олегу Саитову. Во время вручения этой самой престижной награды любительского бокса "главной виновник" отсутствовал, что дало повод комментатору НТВ сказать о том, что "это не очень красит нашу сборную". Полностью с ним согласен, но с маленькой поправкой: сборная-то здесь совершенно ни при чем, поскольку руководители Олимпийского комитета России предоставили ей обратные билеты в Москву на 30 сентября, то бишь в день финалов. Неужели тот же Александр Лебзяк настолько провинился перед ОКР, чтобы отправлять его домой через пару часов после олимпийской победы?

В ЛЮБЫХ СИТУАЦИЯХ ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Однако идем дальше.

57 кг. 21-летний москвич, вчерашний представитель легчайшего веса Камиль Джамалудинов выглядел весьма достойно. Он оказался единственным российским боксером, преодолевшим на Играх-2000 "кубинский барьер" В Сиднее Камиль добрался до олимпийской "бронзы", что сродни спортивному подвигу, поскольку накануне Олимпиады на его счету было лишь пять боев в новой весовой категории.

60 кг. Чемпион мира и Европы нижневартовец Александр Малетин, пожалуй, самое главное наше разочарование в Сиднее, поскольку по всем расчетам он должен был стать олимпийским чемпионом. Блестяще пройдя путь до полуфинала (с двумя досрочными победами над сильными соперниками), ученик заслуженного тренера России Василия Вольфа вновь спасовал перед кубинцем Марио Кинделаном. Уже не первый раз этот боксер ломает планы Александра на официальных турнирах, и потому совершенно непонятно, почему до сих пор не извлечены должные уроки из этих неудач. Кубинцы действительно не любят, когда им навязывают агрессивный бокс, но, как говорится, всегда возможны варианты. Два года назад на Играх доброй воли в Нью-Йорке Саша применил против Кинделана тактику "танковых атак" — только вперед, с опущенной головой и проиграл. В Сиднее история, увы, повторилась — против боксера, "не видящего во время атаки поляны", у опытного кубинца вновь нашлись весомые контраргументы…

63,5 кг. Тактико-технический арсенал московского торпедовца Александра Леонова пока явно недостаточен для серьезных олимпийских свершений. Нельзя во всех поединках быть абсолютно одинаковым, поскольку соперники тоже умеют делать выводы. В Сиднее воспитанник заслуженного тренера России Олега Меньшикова вознесся на волне своей победы на европейском чемпионате до четвертьфинала, а дальше попросту не нашлось весомых аргументов.

67 кг. Если исходить из результатов двух последних лет, олимпийский чемпион Атланты Олег Саитов прыгнул в Сиднее выше головы. Не знаю, может быть, только личный тренер Игорь Уткин верил в победу своего ученика на XXVII Олимпиаде, и тем не менее она состоялась. Прекрасно начав олимпийский турнир с подавляющей победы над колумбийцем Калдероном, Олег на столь же высокой ноте его и закончил. Была маленькая проблема в бою против азербайджанца Руслана Хаирова, но этого был всего лишь эпизод. Кубок Баркера стал достойной наградой Олегу, перекрывшему все рекорды отечественного любительского бокса.

71 кг. В мае нынешнего года на чемпионате Европы в Тампере неизвестно откуда взявшиеся там американские специалисты в один голос прогнозировали иркутянину, лучшему боксеру России 1998 года Андрею Мишину победу на предстоящих Олимпийских играх. Видимо, все они находились под впечатлением убедительной победы ученика заслуженного тренера России Анатолия Катасова на Играх доброй воли в Нью-Йорке. Но, увы, пик формы Андрея, кажется, давно миновал — в первом же олимпийском бою он умудрился проиграть французу Эстеру, имея по ходу поединка преимущество в шесть очков…

75 кг. Дагестанец Гайдарбек Гайдарбеков был одним из лучших в нашей команде на этих Играх. Его полуфинальный бой с чемпионом мира, лучшим боксером Европы 2000 года венгром Эрдеи можно хоть сегодня заносить в учебные пособия. Верили мы и в победу ученика заслуженного тренера России Зубера Джафарова в финале против кубинца Гутиерреза. Если бы она состоялась, сборная России заняла бы на этой Олимпиаде первое общекомандное место, но Гайдарбек, к сожалению, провел этот решающий бой так, что дал судьям основание присудить победу сопернику. Тем не менее у главного тренера сборной к нему нет никаких претензий. По большому счету, финальный поединок Гайдарбеков не проиграл…

81 кг. Если бы существовало на Олимпийских играх два Кубка Баркера, то второй, безусловно, был бы у чемпиона мира, двукратного чемпиона Европы, капитана нашей команды Александра Лебзяка. Думаю, те, кто следил за ходом олимпийских соревнований, согласятся со мной — сложилось полное впечатление, что для ученика заслуженного тренера России Геннадия Рыжикова путь на высшую ступеньку пьедестала почета стал легкой прогулкой. Но это уже признак высшего мастерства…

91 кг. О потенциале дагестанского боксера Султана Ибрагимова лучше всего говорит тот факт, что он стал серебряным призером Игр, использовав примерно семьдесят процентов своих возможностей. После неудачного для него финального поединка с шестикратным чемпионом мира кубинцем Феликсом Савоном много было разговоров о том, что Султан мог бы "завалить" легенду любительского бокса. Действительно, мог бы, но… если бы их поединок состоялся, скажем, весной, когда наш боксер был в прекрасной форме. Нелепая смерть старшего брата, случившаяся за два месяца до начала Олимпиады, безусловно, сказалась на его подготовке…

Свыше 91 кг. Фантастическая победа бронзового призера Игр-96, чемпиона мира Алексея Лезина на чемпионате Европы-2000 в Тампере, казалось, стала переломной в его боксерской карьере. По крайней мере, бокс, который продемонстрировал там ученик заслуженного тренера России Юрия Сабанова, оставлял ему надежду на высшую олимпийскую награду. Но, увы, Леша забыл о том, что смелость тогда города берет, когда она соседствует с ясной головой. Переломив (казалось бы, в безнадежной ситуации) ход поединка с будущим олимпийским чемпионом англичанином Харрисоном, боксер из Ульяновска безрассудно бросился добивать уставшего соперника и нарвался на мощный удар левой…

Алжирский судья, не позволивший Лезину продолжить бой, потом поплатился за свою ошибку, но нам от этого не легче…

Новости. Архив