Кто спасет российский футбол?
Сам факт того, что где-то кем-то написана… Программа? Предложение? Позиция?.. Трудно сказать, что именно, кажется, это можно назвать программой; так вот - сам этот факт обнадеживает. Уже давно преследовало стойкое ощущение, что российским футболом в лице его самых разнообразных субъектов утеряно чувство целесообразности тех или иных поступков, событий и решений. Инерция овладела практически всем и всеми.
Ярчайший пример - золотой матч без зрителей. Санкция, доведенная до абсурда. Тут и описывать, и анализировать нечего - все понятно без слов. Утерян смысл действия. Для чего наказывают-то? Чтобы больше не повторялось. Если хоть один человек укажет мне на хотя бы косвенную связь проведения матча без зрителей, а число таких игр растет с каждым сезоном, и спокойствия (либо буйства) отдельных фан-элементов, я, ей-Богу, заплачу денег.
Программа развития футбола необходима как воздух. Она должна быть, чтобы карательные, поощрительные и прочие меры, чтобы правила соревнований и пункты регламентов, а также уставов осознавались как часть чего-то большего. Понятного, целесообразного и живого.
Программа "Российский футбол в ХХI веке" получена "Советским спортом" из неофициальных источников - из Интернета. Сам Николай Толстых объяснил, что никакого отношения к документу не имеет. Это делает историю буквально детективной, ибо в программе налицо достаточно глубокая, хоть и не всегда бесспорная, проработка вопроса и владение темой. Непонятно также, кому и зачем понадобилось приписывать ее авторство Николаю Александровичу. Возможно, что этот странный, во всяком случае, на первый взгляд, ход в будущем прольет свет на реальное авторство документа.
Основа этой программы - российские клубы: на них предполагается опираться как в хозяйственном, так и в моральном отношении. Мне кажется жизненным то, что своей основой программа подразумевает некий договор между профессиональными (или нелюбительскими, какая разница) клубами. Лучшие годы внутреннего российского футбола - это именно те времена, когда клубы ощущали себя и на словах, и на деле чем-то вроде корпорации. Где корпоративность - там и правила игры, а где они есть и чаще соблюдаются, чем нарушаются, там появляются и возможности для развития. Это мне кажется главным. И уж точно это куда жизненнее, чем бесконечное ожидание то денежных, то налоговых подачек от правительства. Правительству не до футбола - башни горят, лодки тонут. Его тоже можно понять.
Думается, что большинство пунктов программы "Российский футбол в ХХI веке" должны быть разобраны и проанализированы специалистами. В частности, это относится ко всем соображениям относительно трансферных реформ. Правило о том, что каждый клуб, получающий деньги за игрока, выделяет 15 процентов от общей суммы трансфера в качестве компенсации прежним командам, в которых игрок этот рос и совершенствовался, а также людям, подготовившим футболиста в детском возрасте, видится локальным. Во всяком случае - со стороны. Я никогда не продавал и не покупал игроков и тонкостей бизнеса не знаю. Безусловно, такая система позволит молодым способным футболистам быстрее, своевременнее оказываться в ведущих клубах и тем самым развиваться - клубы среднего статуса, имея гарантированный доход от последующей продажи футболиста, скажем, за рубеж, оказываются прямо заинтересованными в его карьерном росте. И здорово, если детские тренеры, хотя бы по прошествии десятков лет, получали вознаграждение за свою педагогическую работу. Но куда оптимистичнее выглядело бы правило, гарантирующее не только справедливое разделение трансферных денег, понимаемых как вознаграждение, но и правило, в соответствии с которым деньги эти шли бы еще и на развитие игры. Хотя, с другой стороны, понятно, что, если декларировать создание какого-то специального Фонда развития, за этим моментально увидится, таково уж время наше, желание что-то украсть.
Я не очень понял, в чем заключается правило "черной метки" в отношении арбитров. Но судейский вопрос и не должен претендовать на сиюминутное и враз эффективное решение, ведь проблемы накапливались не годами - десятилетиями. Здесь даже еще больше, чем в трансферных и иных хозяйственных вопросах, надо установить единые и твердые "правила игры". Нужно, чтобы все происходило гласно и в соответствии с буквой закона. Тогда с прошествием времени, лет через пять-шесть, мы будем иметь честный и квалифицированный судейский корпус. Ну, хотя бы - коррумпированный, но "в меру". Ротация судей - лучшие получают международный статус, худшие опускаются в классе - обязательный процесс, тем более сейчас, когда целая группа авторитетных арбитров заканчивает практическую работу по возрасту. Большое количество молодых и сколько-нибудь перспективных судей должны понимать, что за хорошую работу они получат повышение в классе, новый опыт, новые впечатления и новые заработки. Ну, а за плохую - соответственно, наоборот. Тут главный вопрос, каким образом такую ротацию проводить. Долгое время в нашем футболе этим занимался узкий круг экспертов, компетентных, без сомнения, но все же их было слишком мало; слишком семейственными, а точнее - коммунальными были отношения внутри судейского цеха, чтобы каждое проблемное решение не сеяло раздоров. Идея о том, чтобы ротация проводилась по итогам широкого, даже широченного опроса всех тех, кого можно считать с большими или меньшими натяжками футбольными специалистами, вплоть до нас, журналистов, - действительно, гарантия того, что все будет по крайней мере честно. И подтасовать тут что-то будет сложно.
Проблема видится в другом. Кто все-таки это написал? На этот вопрос сегодня ответить невозможно. Почему эта программа не приписана, скажем, Колоскову? Почему ее автор не подписывается собственным именем? И не стоит ли за этим интерес, возможно, третьей силы, снова взбаламутить воду в российской футбольной верхушке?
Не хотелось бы.