Кто спасет Российский футбол?
ВСТУПЛЕНИЕ
Представленная на суд общественности и футбольных специалистов работа является тезисным, сокращенным вариантом доклада Президента ПФЛ Николая Толстых "Российский футбол в ХХI веке". Авторский коллектив под руководством Толстых попытался найти пути выхода российского футбола из глубинного кризиса, в котором он находится, чему свидетельством является отсутствие национальной сборной России на последних чемпионатах мира и Европы.
ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
Футбол — перспективный рынок страны.
Футболист — возрастающий капитал, то есть игрок — это ценная акция с постоянной котировкой на российском футбольном рынке. Котировка игрока может меняться в зависимости от того, получил ли игрок травму, привлекался ли он к играм за сборную страны, удачно ли выступил в еврокубках, забил ли много мячей, постоянно получает высокие или низкие оценки журналистов — вот далеко не полный перечень факторов, которые влияют на его котировку. То же самое должно относиться и к ведущим главным тренерам.
О ТРАНСФЕРНОЙ ПОЛИТИКЕ И СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРИ ТРАНСФЕРЕ
ФК должны взять на себя добровольные обязательства по соблюдению порядка распределения финансовых средств при переходе футболиста из клуба в клуб, в том числе жесткое закрепление % от трансферной стоимости игрока (нам предоставляется наиболее целесообразным 15%). Исходя из этого, будут рассчитываться те суммы, которые получат физические и юридические лица, внесшие вклад в профессиональное становление футболиста. Например, если бы данная система была введена до начала сезона-2000, то распределение трансферных средств при переходе Геннадия Нижегородова из ФК "Локомотив" Нижний Новгород в ФК "Локомотив" Москва выглядело бы следующим образом:
— 85% — ФК "Локомотив" Н.Новгород;
— 15% — распределяются между ФК "Волгарь-Газпром" Астрахань, главными тренерами ФК "Локомотив" Н.Новгород и ФК "Волгарь-Газпром", а также детским тренером Г.Нижегородова, если он испытывает к нему чувство благодарности.
Юран выступал почти в двух десятках клубов, и 15% должны делиться только между российскими клубами, если иное не будет записано в договоре с зарубежными клубами. Но 1% детскому тренеру (тренерам) должен гарантироваться в любой ситуации.
Введение этой системы будет решать несколько важных задач:
— поступление финансовых средств детским тренерам, готовящим наиболее талантливых футболистов, то есть доведение финансов до источника, рождающего таланты;
— поступление финансов клубам, находящимся в нижней части футбольной пирамиды и стимулирование их к поиску талантливых футболистов;
— интегрирование РФР в мировой футбольный рынок.
О КОТИРОВКАХ ФУТБОЛИСТА
Каждый футболист-акция котируется по двум позициям: трансферная цена и контрактная цена. В качестве базисной модели для РФР необходимо взять испанскую модель. При переходе игрока в новый клуб новая трансферная цена футболиста, то есть та цена, по которой он может перейти в другой клуб, сообщается ПФЛ, а также выставляется на официальном сайте клуба. Эта цена может быть в двух выражениях: трансферная цена для РФР в рублях и трансферная цена для высшего (мирового) рынка в евро или долларах. При переходе в новый клуб контрактная цена игрока, то есть, сколько данный футболист будет зарабатывать в месяц или в неделю в новом клубе, должна быть больше не менее чем на 10% той суммы, которую футболист зарабатывает сейчас. Нет сомнений в том, что на первом этапе котировки игроков их трансферные цены будут завышены. И даже когда игрок окажется ненужен руководству ФК, его трансферная цена будет неподъемной. И здесь должны быть заложены экономические механизмы воздействия на ФК для стимулирования процесса или передачи игрока в аренду или перевода игрока в статус "свободного агента", что будет обозначать начало новой "истории" футболиста-акции с новыми трансферными и контрактными котировками.
О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ ДРАФТА В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ
Введение драфта должно заложить основу процесса структурирования и формирования российского футбольного рынка. Один раз в год клубы, входящие в ПФЛ, проводят драфтование игроков с 15-летнего возраста, по системе, аналогичной драфтованию в НХЛ. Система драфтования предполагает, что с этого момента молодой игрок входит в рынок на правах участника, то есть, становится "всевозрастающим капиталом". При драфтовании в ПФЛ передаются данные на задрафтованного игрока, причем основной информацией должны стать фамилии тренеров, которые подготовили футболиста к драфту, т.е. к котировке на футбольном рынке.
ГАРАНТИРОВАННАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ, КАК МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА
Вопрос запуска российского футбольного рынка носит, безусловно, и идеологический характер. Когда футболист по доброй воле гарантирует вознаграждение тем людям, которые внесли значительный вклад в формирование его как личности и профессионального футболиста, когда ФК по доброй воле отказывается от части своих доходов в счет более справедливого распределения средств на российском футбольном рынке и гарантирует поступление "живых" денег к основанию "футбольной пирамиды": детским тренерам, спортивным школам-интернатам, клубам второй и третьей лиги, тогда система гарантированной благодарности сформирует целостную систему российского футбольного рынка.
О ФАРМ-КЛУБАХ ВЕДУЩИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ СТРАНЫ
Стремление ФК задрафтовать, а впоследствии и заполучить как можно большее количество талантливых юных футболистов автоматически приведет к ситуации, при которой фарм-клубы превратятся в инкубаторы по созданию футболистов-акций для последующей котировки на российском футбольном рынке, а проценты, гарантированные клубам в формате трансферной политики на рынке, создадут необратимые условия для того, чтобы наиболее талантливым юным футболистам создавались необходимые условия для скорейшего роста их спортивного мастерства.
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ФАН-КЛУБАМИ
Работа с фан-клубами в условиях формирования российского футбольного рынка приобретает совершенно иное значение. Отсутствие финансовых средств у большинства ФК предполагает на первом этапе значительный упор на тиражирование мнения большинства членов фан-клубов по широчайшему спектру вопросов: лучший игрок матча, лучший игрок сезона, худший судья лиги и т.д., и т.п., а главное — введение технологии опросов в систему. В качестве далеких перспектив, когда ФК превратятся в самодостаточные коммерческие предприятия, в значительной степени зависящие от собственных фан-клубов (в том числе и в финансовом отношении), то возможен переход на испанскую систему, при которой президент клуба избирается членами фан-клуба. Но сегодня необходимо признать, что это невозможно в России в ближайшие 10-15 лет.
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА
Только полная сосредоточенность главного тренера ФК на своих профессиональных обязанностях, на подготовке команды и каждого футболиста в отдельности создает условия для его становления как полноценного участника российского футбольного рынка. Смена главного тренера по ходу чемпионата — право и привилегия руководства футбольного клуба. Это право должно компенсироваться соответствующими гарантиями главному тренеру клуба. Задача ближайшего времени — выработка формата юридических взаимоотношений между футбольным клубом как юридическим лицом и главным тренером как участником российского футбольного рынка.
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ К СИСТЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ СУПЕРКЛУБОВ В РОССИИ
Наметившаяся тенденция к акционированию ФК, особенно в провинциальных городах, не должна привести к полному уходу ФК под крыло местной региональной администрации. В качестве прагматичного варианта акционирования можно брать следующую схему: 25% — администрация СФ, 25% — администрация города, 25% — крупный инвестор, 25% — мелкие инвесторы. Тема побуждения руководства регионов к инвестированию в футбол еще недостаточно проработана, но некоторые рекомендации будут выработаны в ближайшее время.
Организационные подходы к системе построения суперклуба в России необходимо поделить на несколько аспектов:
— жесткая увязка системы драфтования с политикой по отношению к фарм-клубам;
— выработка жестких критериев по оценке трансферной политики ФК;
— системная работа с фан-клубом;
— выделение рекламного направления в деятельности ФК в самостоятельное направление;
— целенаправленная международная деятельность как самостоятельное направление.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛИСТ — ГЛАВНЫЙ УЧАСТНИК РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА
Котировка игрока на футбольном рынке накладывает ряд обстоятельств на футбольный клуб, в первую очередь — сопровождение профессиональной карты футболиста. Профессиональная карта футболиста должна не только давать представление о его послужном списке и физических кондициях (например, по тестам Купера), но и полную картину о его травмах: даты получения травм, операции, заключения врачей, все, вплоть до рентгеновских снимков.
О СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ФУТБОЛИСТОВ
Говорить сегодня о системе страхования футболистов очень просто: как таковая система отсутствует. Высокий уровень травматизма, являющийся, к сожалению, неотъемлемой частью футбола, отпугивает от взаимодействия с ФК крупные российские страховые компании. Нашей главной задачей в данном направлении деятельности является обязательное страхование всех игроков, имеющих лицензию профессионального футболиста. Надо попытаться ввести в правило, что лицензия профессионального футболиста выдается вместе с заключением договора о страховании. Наша первоочередная задача: начать широкий круг консультаций с российскими страховыми компаниями для того, чтобы выйти с конкретными предложениями как к руководству Футбольных клубов, так и к профессиональным футболистам.
ОБ УНИФИКАЦИИ ДОГОВОРОВ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ И ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ
Переход к профессиональному футбольному рынку будет крайне затруднен без унификации и стандартизации договоров между ФК и профессиональными футболистами. Система бонусов и штрафов, а главное, связная система изменения трансферной и контрактной стоимости (цены) футболиста вместе с фиксацией условий расторжения договора при поступлении в ФК предложения о покупке футболиста по трансферной цене — вот базисные условия запуска российского внутреннего футбольного рынка. Фиксация в договоре трансферной цены, выставление цены футболиста на сайте футбольного клуба — необходимый шаг к тому, чтобы российский рынок стал открытым, чтобы трансферная цена стала котировкой футболиста на рынке.
"ЧЕРНАЯ МЕТКА" ДЛЯ СУДЬИ
Некачественное судейство во всех его проявлениях: предвзятость, потеря контроля над игрой, грубые ошибки, влияющие на результат игры — все это отрицательно влияет на общее состояние рынка. Предлагаемая система "черная метка", построенная по методу экспертных оценок, при всей ее кажущейся субъективности в состоянии через 2 — 3 года после ее введения принести качественное улучшение судейства в высшей лиге отечественного футбола.
Основные элементы системы оценки судейства.
По итогам сезона определяются три лучших и три худших судьи России. Худшие лишаются права обслуживать матчи высшей лиги на один год. Лучшие судьи рекомендуются к обслуживанию международных матчей. Процедура определения лучших и худших судей должна быть как можно объективней. Для этого необходимо следующее. Во все футбольные клубы по окончании сезона должны быть разосланы официальные итоги работы судейского корпуса, которые должны состоять из двух документов: рейтинга судей, а также официальных решений о фактах признания судейских ошибок. От каждого футбольного клуба анкеты заполняют 4 человека: президент клуба, главный тренер (принципиально: тренер, руководивший командой наибольшее число матчей), игрок, проведший наибольшее количество матчей за клуб, а также глава официально зарегистрированного фан-клуба. К 64-м оценкам должны добавиться 5 оценок руководства РФС и 5 оценок руководства ПФЛ (фамилии уполномоченных на это лиц официально оформляются соответствующими решениями), а также опроса, проведенного в сети Интернет. Критическая масса из 75 коллективных и индивидуальных экспертов (возможно расширение числа экспертов за счет ТВ журналистов: ОРТ, РТР, НТВ и журналистов из ведущих газетных футбольных СМИ) не позволит никому из участников рынка активно играть на судейском поле, протаскивая "своих" судей вверх и опуская "чужих" судей вниз.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Открытость российского футбольного рынка легко реализуема в рамках использования новейших технологий, в первую очередь сети Интернет. Каждый клуб, входящий в ПФЛ, на собственном сайте размещает несколько жестко регламентированных ПФЛ рубрикатов, в первую очередь — это данные о самом клубе; его визитная карточка, данные об игроках клуба, разделенных на три категории:
— действующие игроки клуба;
— игроки, отданные в аренду в другие клубы;
— игроки, задрафтованные клубом.
У первых двух категорий обязательно проставлены трансферные цены, как внутрироссийские, так и международные, а также все необходимые цифровые данные. Для увеличения привлекательности сайтов необходимо не только постоянное обновление информации, введение новых рубрикатов, но и размещение эксклюзивной информации, например, показатели футболистов по тесту Купера, скорость полета мяча после удара и ряд иных инноваций.
О МЕСТЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА НА МИРОВОМ ФУТБОЛЬНОМ РЫНКЕ
Нам представляется наиболее реальным такое положение РФР, при котором он занял бы промежуточное место между рынком пяти ведущих европейских держав Европы и футбольным рынком стран СНГ. Открытость РФР и сознательная политика вхождения российских игроков через клубы "с не очень большими кошельками" в ведущие клубы мира позволит России быстро занять свое место не ниже уровня Португалии и Голландии — поставщиков игроков в пять ведущих футбольных держав мира.
РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ РЫНОК И ФУТБОЛ В СТРАНАХ СНГ
Для того, чтобы стать главным рынком стран СНГ, РФР должен быть самым выгодным рынком из всех известных. Для этого:
— должна быть предоставлена возможность командам стран СНГ приобретать игроков в российских ФК за рубли (так, как это могут делать российские клубы друг у друга, только по несколько усложненной процедуре);
— все клубы стран СНГ должны перейти к котировке игроков и трансферной политике, аналогичной той, которая будет принята в России;
— после введения ограничения на количество иностранных игроков в высшей и первой лиге (полный запрет для второй лиги необходимо сохранить) должно быть принято решение, что игроки из стран СНГ не являются иностранными игроками (аналогично Европе — страны ЕС);
— для игроков из стран СНГ распространяется 10 %-я "гарантированная благодарность" при трансферных сделках в формате РФР.
Все вышеназванные шаги позволят поднять не только российский рынок, но и футбол во всех странах СНГ, что позволит игрокам из стран СНГ быть конкурентоспособными в борьбе с африканскими и латиноамериканскими игроками за место в ведущих ФК мира.
О ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА
Тема защиты российского футбольного рынка неоднократно поднималась в футбольном сообществе. Если обобщить высказывания специалистов, то формат проблемы можно свести к следующим аспектам:
— число иностранцев в высшей лиге должно быть ограничено;
— кого считать иностранцами, а точнее, считать ли иностранцами граждан СНГ;
— достаточно ли для того, чтобы стать не иностранцем, получить российское, т.е. второе, гражданство;
— какое количество иностранцев может быть заявлено, а какое может быть на поле. Нельзя обойти вниманием недавно возникшую тему: могут ли иностранцы, в смысле лица, рожденные вне территории России, выступать за сборную России. При всей кажущейся несущественности темы иностранцев в сборной сложение двух факторов — уничижение национального достоинства и почти 100%-я возможность получить российское гражданство хоть пингвину из Антарктиды, хоть "вору в законе" из Закавказья — ставят эту проблему в ряд проблем, связанных с защитой внутрироссийского футбольного рынка. Наша позиция крайне проста: решение всех этих проблем не может быть отдано на откуп узкой группе политических функционеров, а должна решаться в формате взвешенных дискуссий, учитывающих все, в первую очередь негативные последствия для всего российского футбола.
РФС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ РЫНОК
Российский футбольный союз, исторически выросший из советского времени, скорее всего, бессознательно сопротивляется движению к рынку. Главная проблема футбольных федераций и непрофессионального футбола. Факт остается фактом, заработанные на мировом рынке средства (поступающие от телевизионных трансляций, рекламы и прочие доходы) не полностью поступают на российский футбольный рынок. Нам представляется, что объединение усилий РФС и ПФЛ должно идти в формате становления российского футбольного рынка и принятия Государственной Думой закона "О законодательной базе российского футбола".
О ЦЕЛЕВОЙ (ТОЧЕЧНОЙ) ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВОМ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА
Поражения сборной России по футболу — удар по престижу страны. Нарождающемуся российскому футбольному рынку требуется помощь государства, но только та помощь, которая будет способствовать формированию профессионального рынка, а не разваливать его. Что нам необходимо? Первое. Необходимо принять положение (закон), по которому доходы ФК от продажи билетов на матчи не входят в налогооблагаемую базу. Данное положение должно распространяться на все ФК, входящие в ПФЛ, и действовать в течение 10 лет до 2011 года. Этого срока вполне достаточно, чтобы 35-40 ФК страны приобрели финансовую устойчивость. Второе. Национальная сборная России и ее финансирование должны стать заботами государства. Вопрос не стоит о введении в бюджет страны строки на сборную, но предоставление льгот крупным российским компаниям, непосредственно финансирующим национальную сборную, — вполне реалистический подход. А главное — только государственная поддержка в состоянии сформировать ответную систему обязательств и ответственности руководства российского футбола. Третье. Профессиональные футбольные клубы не являются, по сути, коммерческими организациями, и наделение данного типа юридических организаций особым статусом, возможное принятие закона о российском футболе — это общегосударственная задача.
О ПРОГРАММЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
Авторский коллектив и руководство ПФЛ считают, что программа реформирования российского футбола должна носить комплексный, системный характер во всех основных аспектах жизнедеятельности российского футбола: информационном, идеологическом и финансовом. Программа должна быть принята на совместном заседании РФС и ПФЛ, утверждена в Госкомспорте и должна иметь долгосрочный характер по принятию системы мер воздействия на государственные органы власти: правительство и Госдуму, глав субъектов федерации, а также по системе внутреннего реформирования футбольного хозяйства страны: принятие решений о взаимных обязательствах ФК-членов ПФЛ по соблюдению правил игры на российском футбольном рынке. Краткий, тезисный обзор подходов к реорганизации российского футбола, изложенный в данной работе, предполагает начало работы над программой, которая должна быть принята только после обсуждения всеми заинтересованными лицами, всеми участниками нарождающегося российского футбольного рынка. Поиск новых подходов, методик, форматов, необходимых для становления футбольного рынка, не может быть прерогативой узкой группы аналитиков и экспертов. Начало дискуссии по основным концептам, заложенным в данный документ, продемонстрирует, в какие сроки может быть принята программа реорганизации российского футбола, и сколько лет займет ее реализация. Сегодня ясно одно: без принятия полноценной, четкой и продуманной программы реорганизации российского футбола ждать каких-либо стабильных успехов от национальной сборной и ведущих российских клубов страны, в лучшем случае, наивно.