Александр Степанов: Я дрался каждый день
Этот коренастый крепыш заставил соперников считаться с собой еще в прошлом, "золотом" для "Динамо" сезоне. И недаром по его окончании был официально признан любимцем публики - лидер фанатов "Каманча" во время церемонии награждения команды в торжественной обстановке вручил ему шарф с эмблемой "Blue-White Dynamite". И сейчас на льду Степанов подтверждает репутацию бойца и заводилы, которого ничто не может испугать. Таким уж он уродился…
БРОСИЛ "СПАРТАК" РАДИ "ДИНАМО"
- Саша, ваш отец - знаменитый штангист, мастер спорта международного класса, чемпион Союза. А вы почему-то в хоккей пошли…
- Да, отец к тому же однажды чуть было рекордсменом мира не стал - у него в последний момент сорвалась штанга. Но вообще он по натуре игровик. Футбол с хоккеем ему очень нравятся. А штангу отец начал толкать потому, что слишком поздно решил заняться спортом - в 15 лет. В этом возрасте только в тяжелую атлетику и брали. Я-то пораньше шайбу гонять начал. Причем сразу в двух командах одновременно.
- Так разве можно было?
- Поверьте на слово. Примерно до 14 лет. А помог случай. Приехали мы как-то с братом в Сокольники. Зашли в местный Дворец спорта, и нам понравилось, как там мальчишки играют. Короче говоря, приняли меня в "Спартак". Команда у нас 79 года рождения была очень сильная. Параллельно я тогда еще и за "Динамо" поигрывал. А когда мне сказали, что пора определяться, то "Спартак" я оставил, отец посоветовал. И как в воду глядел - три года подряд мы становились чемпионами Москвы и России.
- Видно, Александр Степанов-старший в душе был ярым динамовцем, раз такой ценный совет дал. Это сейчас ему тоже приходится разрываться между двумя командами: ведь ваш младший брат играет в клубе Виктора Васильевича Тихонова.
- Точно. Отец переживает за нас обоих. Радуется нашим заброшенным шайбам.
- А в юношеских командах вы много забивали?
- Как сказать… Поначалу не очень. В "Динамо" я начинал центральным нападающим. Мы играли в одной тройке с Максом Афиногеновым. Вот я ему все время и ассистировал. На моем счету немало было голевых передач. Позднее, когда я уже перешел во вторую команду, то постоянно ходил среди бомбардиров. Может, потому и в мастера быстрее пробился!
- Помните, когда первый раз за них сыграли?
- А как же! Однажды зимой, на турнире в Канаде, во время перерыва в нашем чемпионате. Я там больше всех забил и больше всех отдал.
- А как закрепились в основном составе?
- Три года назад поехала первая команда на два товарищеских матча в Чехию. И я вместе с ней. В одной игре отметился там парочкой шайб, с тех пор меня стали регулярно к "основе" подключать.
- Что-то вы в этом сезоне никак не разойдетесь - всего лишь одну шайбу забросили.
- Вообще-то две. Одну не засчитали. Дело было в Тольятти.
- Хорошо, допустим, две. Все равно негусто для нападающего.
- Низкая результативность, может, тем и объясняется, что меня назначили на эту ответственную роль из-за нехватки центрфорвардов в "Динамо. По-другому я играть стал. Приходится быть как бы третьим сзади.
- Хотите сказать, что все навыки давно стерлись?
- Нет, юность свою я как раз благодаря этому и вспоминаю. Просто непривычно чуть-чуть, когда тебя с одного места на другое перебрасывают. Тем более с насиженного. На краю-то все время вперед двигаешься, а здесь надо с раската к собственным защитникам подбираться и начинать атаку из глубины. И еще, заметьте, я только 11 матчей в чемпионате провел. Травмы навалились: то рука в гипсе, то плечо выбьют.
- Где же вы умудрились перелом заработать?
- В Череповце. Я двинулся на защитника "Северстали", применил против него силовой прием. Тут у меня клюшка у борта застряла, а он прямо на нее упал - сломал правую руку. В общем, кость в кисти серьезно пострадала. Думал, трещина обычная, обойдется, а там все было покруче. Пришлось немало пропустить.
- Что же вы это скрыли от Билялетдинова? Он и не знал все подробности, разрешил вам играть раньше времени.
- В том-то и дело, что мне играть очень хотелось. Команда вниз шла, вот я и старался на лед побыстрее выйти, чтобы ей помочь. Доктор наш Валерий Евгеньевич говорил, мол, надо бы еще гипс подержать, а я сказал: "Хватит! И так достаточно!" Вышел на площадку, попробовал бросить, вроде бы не больно было. Ну я и ответил Зинэтуле Хайдаровичу, что готов!
- Не успели вам повязку снять и дать добро на игру, как вы сразу затеяли драку со Свитовым в Омске.
- Разве проигрывать приятно? Конечно же, нет! А он к тому же сзади на меня напал. Я одного игрока из "Авангарда" в борт впечатал, а Свитов клюшкой по голове меня ударил. Тут уж хочешь не хочешь подерешься! Но я-то его правой рукой не бил - доктор запретил категорически.
- То есть вы одной левой с ним справились?
- Что-то вроде борцовского приема применил, тот и упал. А я на него верхом сел, но на том все и закончилось. Судьи вмешались - разняли нас…
- Судя по всему, вы и в детстве спуску никому не давали.
- Угадали. Я тогда часто дрался. Практически каждый день. Ростом я, как говорится, не вышел. А маленьким, сами знаете, уступать никому нельзя, чтобы потом не затюкали. Вот и сохраняю это чувство по сей день. Прекрасно помню, как однажды со скамейки на площадку сиганул, когда вторая команда "Динамо" в Канаде играла. Двое местных одного нашего били. Я и решил вступиться. Ведь был капитаном.
- Обидчикам от вас сильно досталось?
- Да нет, я их только растащил. Правда, меня тогда до конца встречи удалили и еще на одну дисквалифицировали. Силы не рассчитал немножко…
ТОЧКА ОТСЧЕТА
- Александр, домашний матч с "Мечелом" можно считать своеобразной точкой отсчета. Ведь перед ним состоялось очередное собрание команды, после которого она резко изменилась в лучшую сторону.
- Скрывать тут нечего. Слухи ходили, что Билялетдинова уволить могут. Выходило так, будто мы его подставляем. Проигрывать-то больше нельзя было ни в коем случае. Каждый и высказывал свое мнение, почему, мол, так получается. Все говорили, что надо наконец сплотиться по-настоящему. Ведь даже если придет другой тренер, от этого нам только тяжелее будет: он станет предъявлять другие требования, придется перестраиваться на ходу. А это процесс долгий и болезненный. Короче говоря, все речи в основном сводились к одному - хватит подводить тренеров, которые с нами работают.
- Как в том фильме - один за всех и все за одного?
- А как иначе?! Да, чуть не забыл, вратари еще просили "пятак" беречь, чтобы с него шайбы не добивали.
- Похоже, это возымело действие. И игра прорезалась. Считаете, что команда уже вышла из кризиса?
- Кажется, выходит потихоньку. По крайней мере, мы начинаем чувствовать локоть друг друга. Если и дальше будем играть так же, как в последних матчах, то в плей-офф попадем без всяких сомнений.
БЕЗ ВЕРЫ НЕ ОБОЙТИСЬ
- Действительно, начиная с матча против челябинцев, "Динамо" вроде бы нащупало свою игру. Тем не менее "Магнитке" в Москве вы уступили, хотя и переигрывали ее по ходу встречи.
- Наша команда очень нервничала. Матчи с "Металлургом" всегда выдаются тяжелые. Вспомните, как мы с ним в финалах плей-офф и Евролиги рубились! Может, нам слегка и не повезло. Но я считаю, что обычно везет сильнейшим. Поэтому предстоит еще немало работать, чтобы доказать, что мы лучше.
- А вот лично вас, пожалуй, и в неудачных для "Динамо" матчах никто не посмеет обвинить в том, что вы не стараетесь. Говорят, Степанов на Харитонова смахивает: у обоих словно моторчик внутри сидит - выскакиваете на площадку и носитесь как угорелые.
- Таким надо родиться. Я всегда был подвижным. Дома сидеть не любил. Бывало, выходил гулять рано утром, а возвращался поздним вечером.
- С возрастом, наверное, какие-то традиции появились?
- На приметы намекаете? Конечно, у каждого есть свои секретные штучки. И у меня в том числе. Но я о них не скажу. Это же личное, согласитесь.
- Ну, про вашу веру во Всевышнего я знаю. Помните, мы как-то с вами проезжали по набережной Москва-реки мимо храма Христа Спасителя, вы перекрестились?
- Я всегда так делаю, если на глаза какая-нибудь божья обитель попадается. И еще когда выхожу на лед, и перед сном. В свое время меня окрестили в церкви на Таганке. Я и теперь стараюсь в нее заходить, когда на душе тяжело. Потом значительно легче становится.
- А машину водите здорово. Их у вас две, если не ошибаюсь?
- Было две. Одну отдал брату. Сейчас у меня "Меркури".
- Громоздкая больно, не находите?
- Мне как раз нравятся большие. Очень хочу джип "Мерседес".
- Что же мешает?
- Как что? Денег таких нет. Он же стоит почти 120 тысяч долларов.
- А "Меркури" вам обошелся дешевле?
- Мне его друзья предложили с солидной скидкой. Я не отказался.
- Перед девушками пофорсить захотели?
- Да нет, просто покататься с комфортом. Девушки, кстати, у меня нет. Не нашел пока ту, которая бы мне подходила. Время на это нужно, а где оно? Тренировки, матчи, разъезды… Звонил тут на днях в Северную Америку Максу Афиногенову. И он тоже себе подругу не нашел (улыбается).
- Как у него дела в "Буффало"?
- В принципе неплохо. Слышали, наверное, одну забил, четыре отдал. Единственная беда - скучает он там сильно.
- В "Динамо"-то веселее?
- Да уж. Здесь не соскучишься! Вот дела поправим - совсем здорово будет!
Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ, главный тренер "Динамо":
- Я Сашкой очень доволен! Это настоящий боец! В каком бы он состоянии ни находился, рвется в бой. И всегда постоит и за себя, и за товарища. В заварухе на льду никогда не уступит. И в повседневной жизни, уверен, за любого заступится, если что. А команду как вперед ведет - загляденье! Для молодого парня это просто здорово!
Валерий КОНОВ, доктор "Динамо":
- В прессе вроде писали, что у Сашки трещина в кисти. Что вы! У него палец практически на три части развалился! Сложный оскольчатый перелом! А он на лед просился, на месте усидеть не мог. Неделю гипс не додержал. Отважный человек! Всем бы иметь таких собственных детей! А потом еще ключицу выбил, так играл без испуга, после этого на анастезии в самую борьбу лез! Если бы все в "Динамо" были такими, команда повыше стояла бы в турнирной таблице.
Михаил ИВАНОВ, нападающий "Динамо", партнер по звену:
- Что о "Степе" говорить? Все и так прекрасно знают, какой он самоотверженный. Я считаю, что это его характеризует как нельзя лучше. Человек с травмами играет, не обращая на них никакого внимания. Всего себя отдает за ребят, за команду! Достаточно?