Гаджи Гаджиев — отличный кулинар на футбольной кухне

news

В 53 года сменил уютный кабинет на тренерскую скамейку

Сегодня вечером на стадионе ЦСКА футболисты "Анжи" в кубковом матче встретятся с армейцами, а утром, во время завтрака, они наверняка поздравят своего главного тренера Гаджи Муслимовича Гаджиева с 55-летием со дня рождения. Разумеется, лучшим подарком для именинника будет победа. Редакция "Советского спорта" сегодня тоже присоединится к поздравлениям главного тренера "Анжи".

ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ

Пять лет назад у Гаджи Гаджиева была, как принято говорить в таких случаях, круглая дата, обычно отмечаемая широко, с многочисленными приглашениями и поздравлениями. Однако, насколько мне известно, 50-летний юбилей Гаджи Муслимович отметил скромно — в кругу родных и близких друзей. Вероятно, если говорить только о застолье, так будет и на этот раз. Однако поздравлений именинник наверняка получит больше, чем пять лет назад, потому что авторитет его в футбольном мире за последние два года подскочил чуть ли не до самой высокой отметки. У Гаджи Муслимовича и раньше были немалые заслуги в отечественном футболе — ведь он входит в пятерку наших тренеров, добившихся крупного успеха в Олимпийских играх. Правда, из-за того, что тогдашние руководители спорткомитета по достоинству не оценили работу Гаджи Гаджиева при подготовке и во время олимпийского турнира в Сеуле сборной СССР, ему не было присвоено даже звания заслуженного тренера РСФСР. Но от этого вклад Гаджи Гаджиева в победную копилку в Сеуле не стал меньше, что, кстати, неоднократно подчеркивал и старший тренер олимпийских чемпионов 1988 года Анатолий Бышовец. Была еще одна причина малой известности Гаджиева в футбольном мире. Он не был главным тренером, а являлся хотя и замечательным, но все же помощником, работавшим к тому же на таком неприметном для непрофессионала участке, как научная подготовка высококвалифицированных игроков и команд. Возможно, так и продолжалось бы до сих пор, если бы два года назад Гаджиев вдруг не рискнул сильно изменить давно устоявшуюся жизнь. 53 года — это тот самый рубеж, когда чаще всего уже подводятся какие-то итоги. Это время, когда предаются не столько мечтам, сколько воспоминаниям о хороших и плохих днях, когда возможно и взгрустнуть, уронить слезу по дням ушедшим. Ведь ветер, наполнявший паруса и гнавший в незнакомые дали, постепенно ослабел. А Гаджи Гаджиев вдруг решился на шаг, в который не сразу поверили не только друзья, но и он сам — сменил уютный кабинет в РФС на тренерскую скамейку в махачкалинской команде "Анжи". Правда, и Махачкала — город ему родной, и местный клуб он когда-то тренировал. Тем не менее было чему удивляться.

ВЛАДИМИР САЛЬКОВ: ГАДЖИЕВ МЕНЯ ПОРАЗИЛ

— Уход Гаджи Муслимовича из РФС в "Анжи" лично для меня стал большой неожиданностью, — признался давний друг Гаджиева Владимир Сальков. -Дело в том, что самостоятельно на таком ответственном посту он никогда не работал, а начинать карьеру в таком возрасте было, на мой взгляд, рискованным решением — ведь он мог просто не осилить новых трудностей. Но Гаджиев преодолел их на удивление легко — сначала вывел команду из первого дивизиона в высший, где она не только не затерялась, но и претендует на высокое место.

— За счет чего это ему удалось?

— Прежде всего Гаджиев очень организованный человек, к тому же отлично знающий футбол.

— У нас немало специалистов, хорошо разбирающихся в этой игре. Тем не менее многие из них за долгие годы работы в лучшем случае удерживали команды в высшем или первом дивизионах, и неудивительно, что они часто меняли и меняют клубы. А Гаджиев и в новом качестве заявил о себе как о тренере высокой квалификации.

— Согласен, что специалист он далеко не ординарный. Гаджи Муслимович сумел так поставить дело, что футболисты сразу поверили ему и стали проявлять свои возможности сполна в каждом матче. Кроме того, владея методикой подготовки, он умеет поддерживать и спортивную форму в стабильном состоянии. Важно учесть и такое обстоятельство — Гаджиев вернулся на родину, хорошо знает местные обычаи, особенности жизни Дагестана, поэтому быстро нашел общий язык с руководителями республики, которые, в свою очередь, поверили новому главному тренеру, пошли ему навстречу и создали хорошие условия для работы.

— А как вы с ним познакомились?

— Тогда я помогал в олимпийской сборной Анатолию Бышовцу, а Гаджиев после успешной работы с Олегом Базилевичем в ЦСКА возглавлял одно из научных подразделений федерации футбола. Он уже тогда был кандидатом педагогических наук, причем диссертацию написал по необычной схеме, разработанной им самим, и по праву считался толковым специалистом по научному обеспечению команд — мог дать глубокий анализ игры любой команды, ее тактического построения. Анатолий Федорович Бышовец, как говорится, давно положил на него глаз и не случайно пригласил в олимпийскую команду. Сегодня Гаджи Муслимовича, не сомневаюсь, многие будут поздравлять, и я буду одним из тех, кто пожелает ему крепкого здоровья, такого же трудолюбия и главное, чтобы он реже заглядывал в свой паспорт.

БОРИС ИГНАТЬЕВ: ТРЕНЕР XXI ВЕКА

— С Гаджи Муслимовичем я знаком много лет и считаю — мне крупно повезло, что я с ним подружился и работал. Сейчас остается только удивляться, что этот уникальный человек почти 20 лет провел в тени, хотя за ним давно закрепилась репутация отличного специалиста по методике, умению подводить команду к соревнованиям в хорошем функциональном состоянии. И не случайно он долго работал с Бышовцом во всех сборных. Довелось поработать с Гаджи Гаджиевым и мне. Много полезного узнал я от него, особенно в вопросах планирования функционального состояния команды, индивидуальной подготовки каждого игрока. Он много помогал мне не только толковыми советами. Гаджи Муслимович, не в пример многим, вторым тренером всегда близко принимал к сердцу неудачи команды. Помню, после того, как три года назад мы не смогли преодолеть в отборочном цикле чемпионата мира итальянский барьер, у него был даже стресс, хотя не он, а я отвечал за выступление сборной России. Но такой вот человек Гаджиев. На мой взгляд, это самый сильный в российском футболе специалист по методике. А в "Анжи" он раскрылся еще и как великолепный практик, сумел свои глубокие теоретические знания перенести на поле, через футболистов воплотить свои идеи. И как следствие, его команда сначала выиграла путевку в высший дивизион, а сейчас занимает в нем высокое место, показывая при этом далеко не ординарную игру. Я считаю, Гаджиев — тренер будущего, по крайней мере в России так никто не работает. Но Гаджи Муслимович хорош не только как специалист. Это интеллигентный человек, никогда не повышающий голоса, тем не менее в своих решениях он всегда тверд и принципиален.

ГАДЖИ ГАДЖИЕВ: О СВОЕМ БУДУЩЕМ КОНКРЕТНО СКАЗАТЬ НЕ МОГУ

— Гаджи Муслимович, с каким настроением встречаете 55-летие?

— Я отношусь к этому событию философски. С одной стороны, уже 55 лет, а с другой — только 55. А значит, приходится сожалеть, что далеко не все, о чем мечтал в молодости, исполнилось. В то же время слава Аллаху, что дожил почти до пенсионного возраста, но по-прежнему занимаюсь любимым делом.

— Но если два года назад вы решились на такой ответственный шаг, как уход из РФС в команду первого дивизиона, да к тому же на непривычное для вас место главного тренера, значит, чувствовали в себе силы. Или это была мечта вашей юности? Ведь вы уже в 16 лет тренировали команду.

— Мечта всегда была, иначе я занимался бы другим делом. Но чем дольше жил, тем меньше оставалось шансов ее осуществить. Два года назад обстоятельства сложились так, что у меня наконец-то появилась возможность стать главным тренером. И я рискнул. Почему? Я уже неоднократно говорил, что этот шаг оказался неожиданным и для меня — ведь прежняя научная работа не только вполне меня устраивала, она и нравилась.

— Надо полагать, вы все-таки не жалеете о том шаге?

— Не подумайте, что я кокетничаю. Но иногда мне все-таки хочется вернуться к тому, чем занимался до прихода в "Анжи". Ведь меня никто не тянул в команду. Это было мое добровольное решение, хотелось доказать, что умею разбираться в футболе не только в теоретических, научных вопросах. Напомню, пусть это было и давно, и не на высоком уровне, я начал свою трудовую деятельность в роли старшего тренера в 16 лет, и уже тогда меня слушались сверстники, выполняли мои установки на игру. Словом, и два года назад у меня не было сомнений, что смогу управлять коллективом. В прошлом году, когда команда из аутсайдеров шагнула в лидеры первого дивизиона, а осенью завоевала право играть и в группе сильнейших, я убедился в том, что сделал верный шаг. И как на прежней работе, получал много удовольствия. Теперь же настроение несколько иное. И я нередко просто устаю от груза ответственности. В Махачкале, в "Анжи", несмотря на огромную поддержку руководителей Дагестана, еще масса проблем — реконструирован стадион, но нет тренировочной базы. И в Новогорске мы готовимся к играм, наверное, чаще, чем дома, — нет у нас в городе и качественных полей. Сейчас можно смело говорить о футбольном буме в республике. Но пока, если говорить о футболе в крупных масштабах, долго стоявший поезд только сдвинулся с места. А ведь его надо тащить, причем делать это каждый год, не останавливаясь. Так что прежнюю радость не всегда ощущаю. По крайней мере в прошлом году я получал больше удовольствия, чем сейчас, потому что в последнее время иногда работаю, словно робот.

— Неужели устали?

— Ничего нового я не скажу. Нередко приходится слышать об усталости от людей, которые вообще ничего не делают, а у главного тренера расписан каждый час, причем не следует забывать, что расписание составлять приходится самому, да так, чтобы польза была для всех, поскольку именно главный тренер и несет за всех ответственность. Усталость накапливается постепенно. Чаще всего говорят о физической усталости игроков и тренеров, но есть и психологическая. Наши футболисты и в конце сезона физически готовы не хуже, чем в начале. А вот эмоциональный фон далеко не тот. И это неудивительно, если многие игроки кроме гостиницы и стадиона ничего не видят, с женами и подругами общаются только по телефону. Никто, конечно, не стонет, не нарушает для разнообразия жизни спортивный режим, тем не менее у многих футболистов блеск в глазах постепенно угасает.

— Каким вы представляете свое ближайшее будущее и команды?

— С командой все ясно. До тех пор, пока о ней будут заботиться в Дагестане, она будет играть. О своем же будущем ничего конкретного сказать не могу. Контракт с "Анжи" у меня заканчивается в декабре этого года, и я не уверен, что он будет продлен, — многое зависит от разговоров с руководителями клуба, Дагестана. Много проблем решено, но и осталось немало. Так что поживем -увидим, впереди ведь еще два месяца.


Наша справка

Заслуженный тренер России Гаджи Муслимович ГАДЖИЕВ родился 28 октября 1945 года в Дагестане. В футбол начал играть в детской команде "Спартак" в Хасавюрте, но из-за сильной близорукости вынужден был уйти с поля, однако в футболе все равно остался и в 16 лет стал тренировать свою команду. Затем был приглашен работать в "Динамо" (Махачкала), откуда его направили учиться в Москву, в ВШТ. После ее окончания защитил диссертацию, стал кандидатом педагогических наук, был приглашен работать в Федерацию футбола СССР. Почти 20 лет помогал главным тренерам Олимпийских и сборных команд СССР, СНГ и России Анатолию Бышовцу и Борису Игнатьеву. В 1988 году был в составе команды, завоевавшей звание чемпиона Олимпийских игр. С января 1999 года возглавляет махачкалинскую команду "Анжи".

Новости. Архив