Терри Савчук железный человек, победивший болезнь
РОКОВАЯ ДРАКА
Этот человек родился, чтобы играть в хоккей, и "умирал" на льду, только бы снова и снова выходить на него. Ему до последнего времени принадлежал рекорд НХЛ среди вратарей-победителей, пока на прошлой неделе Патрик Руа из "Колорадо", одержав 448-ю в своей карьере победу, не переписал историю уже на свой лад. Однако цифры цифрами, но Терри Савчук навсегда останется "непобежденным". Человек сложной судьбы и еще более сложного характера, он всей своей уникальной жизнью доказал беспредельность человеческих возможностей и бессмертие духа. Не счесть ран, полученных им на льду и за его пределами, а смертельную он получил от… друга, одноклубника, у порога собственного дома.
Это произошло более тридцати лет назад, в далеком 1970-м. Детали происшедшего сокрыты временем, хотя и для современников причины смерти одного из величайших вратарей в истории НХЛ оставались, по большей части, загадкой. Известно, что Савчук скончался от травм, полученных в драке с Роном Стюартом, вместе с которым он последний год своей жизни играл в "Рейнджерс" и жил под одной крышей, снимая дом на Лонг-Айленде, в пригороде Нью-Йорка. Надо заметить, что Савчук и Стюарт были абсолютными противоположностями. Тем не менее угрюмый, замкнутый в себе Терри и жизнерадостный, общительный Рон прекрасно уживались вместе. Правда, лишь до того самого рокового дня. Все началось ранним вечером, в один из последних майских деньков. Друзья не на шутку разругались в баре, однако решили отложить спор до возвращения домой. Там-то, на лужайке перед крыльцом, где они, как и всякие добропорядочные американские обыватели, непременно держали мангал с решеткой для приготовления сарделек-барбекю, все и произошло. Завязалась драка, в которой коленом или, быть может, чем-то более тяжелым Рон попал Терри в живот. Сила удара или ударов, мы можем только предполагать, была такова, что внутренние органы и без того не раз израненного в ледовых баталиях тела, получили фатальные повреждения. В частности, разрыв селезенки. Только когда Савчук оказался в больнице, в прессу просочились обрывки сведений о том, что произошло что-то нехорошее. Тем временем в состоянии Терри наступили летальные осложнения, и сразу после уик-энда на День поминовения, 31 мая, Савчука не стало. Стюарту было выдвинуто обвинение, но до тюрьмы дело не дошло. Спустя несколько лет убийца, не признанный виновным, одно время работал главным тренером "Рейнджеров".
БОЛЕЕ 400 ШРАМОВ НА ТЕЛЕ
Однако насколько загадочна и неожиданна была его смерть, настолько нереально, фантастически складывалась его жизнь и карьера вратаря. И то и другое, применительно к Савчуку, - единое целое. Он сумел достичь потрясающих результатов: выступал за шесть разных клубов НХЛ, большую часть за "Детройт", на протяжении 21 сезона, провел 1034 матча, включая кубковые. Причем в трех сезонах Терри участвовал во всех (!) встречах своей команды. Одержал 447 побед в регулярных чемпионатах, в том числе рекордные 103 "сухие". Четырежды завоевывал Кубок Стэнли, четырежды признавался лучшим вратарем НХЛ, трижды включался в первую шестерку "Олл старз" лиги. Был признан лучшим новичком, как только отыграл свой первый сезон. Терри практически без перерыва играл на высочайшем уровне, испытывая при этом небывалые физические нагрузки, ставил рекорды, потрясающие воображение и по сей день! Вся его карьера являла собой не столько постоянное противоборство с игроками соперников, естественное для вратаря, сколько непрекращающуюся борьбу с травмами и недугами, преследовавшими Терри с самого юного возраста. Уроженец канадского Виннипега, он сломал себе правую руку еще будучи мальчишкой, и кости срослись неправильно. В результате одна его рука была немного короче другой. Делая свои первые шаги в профессиональном хоккее, еще играя в юниорах, Савчук получил шайбой в правый глаз, и только операция сохранила ему зрение, правда, частично. С первого и до последнего года вратаря мучили боли в плечах и ногах. Артрит. В 1954 году Терри серьезно пострадал в автокатастрофе: переломал себе ребра и повредил легкое. И все это помимо тех травм, которые он получил непосредственно на льду: тут и неоднократно сломанные пальцы на руках, и не раз выбитые плечи, постоянные ушибы и кровоподтеки. На его теле было более 400 шрамов! Вратарская экипировка тогда была еще не совершенна и не могла надежно защитить своего хозяина от сильнейших ударов каучуковыми снарядами. Да и вратарских масок в годы, когда проходила первая половина карьеры Савчука, еще попросту не существовало! А когда они появились, то были явно не для Савчука! Но все вышеперечисленное не может сравниться с врожденными заболеваниями спины. А в 1957 году его поразил еще и мононуклеоз (острое инфекционное заболевание крови, проявляющееся увеличением лимфатических узлов, лихорадкой, ангиной), терзавший его тело!
- Я помню, каким он был лет в 18 - 19, - говорит Марсель Проново, одноклубник Савчука по "Детройту". - Весил под 100 килограммов и даже во вратарском обмундировании был способен развивать на льду скорость, сопоставимую со скоростью самых быстрых форвардов. Но после мононуклеоза его вес был уже всего чуть более 70, и он так и не смог впоследствии снова вернуть себе прежние кондиции.
Борьба с новым страшным недугом отнимала у Терри все физические и моральные силы. Он очень изменился, стал угрюмым, постоянно погруженным в мрачные мысли, нелюдимым.
- Терри стал словно не от мира сего, - вспоминает Тед Линдсей, знаменитый форвард "Детройта". - Его можно было каждое утро встречать в раздевалке словом "Привет!", и слышать: "Здорово!". А потом Савчук в ответ на обыкновенное приветствие стал злобно бросать: "Шел бы ты…" или еще что покруче.
Диагноз "мононуклеоз" был поставлен Савчуку как раз после того, как вратарь в первый и единственный раз объявил об окончании своей карьеры. Он тогда играл за "Бостон". Нервы у него были просто ни к черту. Многочисленные недуги, похоже, окончательно добивали его. После отставки он находился на грани сильнейшего нервного расстройства.
ВЕЛИЧАЙШИЙ ИЗ ВСЕХ ВЕЛИКИХ
Савчук создал свой собственный, уникальный стиль вратарской игры. Точнее будет сказать, что ему пришлось это сделать. В то время большинство его коллег по амплуа стояли в воротах, выпрямившись во весь рост. А Терри в стойке сгибался в поясе почти под прямым углом.
- Я старался перенять его необычную низкую стойку, - говорит знаменитый вратарь Глен Халл. - И мечтал быть таким, как он.
Дело в том, что только после двух подряд операций на спине в 1966 году Савчук впервые (!) за многие годы смог просто разогнуться и ходить, как нормальные люди, - выпрямившись.
Больше года вне хоккея Терри выдержать не мог. Он вернулся обратно в "Детройт" и пережил в "Красных Крыльях" буквально второе рождение.
После следующих семи сезонов Савчук, которому тогда было 35 лет, оказался в "Торонто". И в первом же сезоне в составе бело-синих на пару с Джонни Боуэром стал обладателем "Везина Трофи". Этот вратарский дуэт стал лучшим в лиге и в сезоне 1966/67, когда "Торонто" завоевал Кубок Стэнли. Затем после сезона в "Лос-Анджелесе" Терри в третий раз вернулся в "Детройт", правда, тоже только на один сезон, в котором он провел всего 13 матчей. И, наконец, присоединился к "Рейнджерам", в рядах которых прошел его последний сезон. Среди них Савчук был, безусловно, большой фигурой, хотя выходил на лед только в восьми встречах.
- Этот игрок просто должен быть в твоей команде, и не важно, что он не играет. Его роль была совсем в другом, - вспоминает Род Сейлинг, защитник "Рейнджерс". - Мы все чему-то у него учились. Невозможно было не уважать его, не прислушиваться к человеку, который столько достиг и так много пережил. Для каждого из нас он был примером мужества и профессионализма.
Настроение Савчука между тем было подвержено поистине калейдоскопическим переменам. В течение считанных минут он превращался из спокойного, уравновешенного человека в буйного и раздражительного. Его называли самым неуравновешенным игроком НХЛ.
- У Терри был, мягко говоря, очень неоднозначный характер, - рассказывает Хью Делано, журналист, освещавший хоккей на протяжении 13 лет. - Я мало с ним общался. Это было не так просто - выйти с Савчуком на контакт. И постепенно так повелось, что к разговору с ним никто из газетчиков и не стремился.
Савчук играл просто героически, добывая свой последний, 103-й сухой матч в карьере. Соперники из "Питсбурга" бросали по Терри с такой яростью, будто все в их жизни зависело в тот момент от того, сумеют ли он в этот вечер пробить Савчука. Хотя бы раз. Тщетно. Когда после матча толпа репортеров бросилась к герою, тот, бывший минутой раньше таким спокойным и рассудительным на льду, просто взорвался. И отнюдь не стесняясь в выражениях, отправил "писак" куда подальше.
В каждой пропущенной шайбе, независимо оттого, при каких обстоятельствах это произошло, Терри винил только себя. Казалось, он каждый раз выходил на игру с уверенностью, что не пропустит ни одной. И не мог себя чувствовать удовлетворенным после игры, даже если его команда победила со счетом 7:1, потому что он все же одну пропустил.
- Многие считают, что Терри был величайшим вратарем из всех великих, которые когда-либо играли в НХЛ. И я думаю так же, - говорит Глен Халл. - Мне довелось видеть много легенд: и Жака Планта, и Гампа Уорсли, но ни один из них не был настолько хорош, как Савчук.
Наша справка
Терренс Гордон (Терри) САВЧУК
28.12.1929 - 31.05.1970. Родился в Виннипеге, провинция Манитоба, Канада.
21 сезон - в НХЛ (14 - в "Детройте", 3 - в "Торонто", 2 - в "Бостоне", по 1 - в "Лос-Анджелесе" и "Рейнджерс"). 4-кратный обладатель Кубка Стэнли (1952, 1954, 1955 в составе "Детройта", 1967 - "Торонто"). Лучший новичок НХЛ (1950). Лучший вратарь НХЛ (1952, 1953, 1955, 1965).
Патрик РУА
5.10.1965. Родился в Квебек Сити, провинция Квебек, Канада. 18 сезонов - в НХЛ (12 - в "Монреале", 6 - в "Колорадо"). 3-кратный обладатель Кубка Стэнли (1986, 1993 в составе "Монреаля", 1996 - "Колорадо"). Лучший вратарь НХЛ (1989, 1990, 1992).