Эта "музыка" будет вечной?

news

В большинстве европейских стран итоги принято подводить в конце весны, мы это делаем глубокой осенью. В этом году, когда неудачники чемпионата России определились раньше срока и опять "почти" известен чемпион страны, можно обратиться к сослагательному наклонению в прошлом и смоделировать будущее, не слепо копируя различные идеи, а заимствуя лучшее из того опыта, что накопил мировой футбол.

ВЫЛЕТ: ДО СВИДАНИЯ ИЛИ ПРОЩАЙ?

Расставание с классом сильнейших - всегда трагедия для любой команды независимо от того, была ли она обречена на вылет задолго до финиша или же ее судьба решилась только в последних турах. Разница в том, сколько всего неудачников и каким образом они вынуждены расставаться с местом под солнцем. Наиболее радикальная "чистка рядов" проводится в Италии, где четверка аутсайдеров безоговорочно уступает свои места в "серии А" четырем клубам из "серии В", завоевавшим право на повышение. Еще совсем недавно опасная черта отделяла четыре команды в Испании, Венгрии и Грузии, но две из них все-таки получали возможность попытать счастья в переходных играх с третьей и четвертой командами второго дивизиона.

Размер "зоны вылета" и способ обмена между дивизионами, как правило, определяется разницей в классе, которая не везде одна и та же. В той же Испании, Англии или Италии добрая треть клубов второго дивизиона не затерялась бы в первом. И наоборот, то "болото", которое мы привыкли видеть во второй половине турнирной таблицы, вполне бы растворилось в верхней части "второго класса". В странах, где уровень футбола ниже, к командам относятся куда бережнее и, как правило, число участников в этих чемпионатах за редким исключением не превышает 16 при 2-3 вылетающих с учетом переходных игр.

В России ситуация такова, что в высшем дивизионе, как правило, черта между клубами, обреченными на вылет, и всеми остальными проведена довольно четко, и такое же положение вещей наблюдается в непомерно раздутой первой лиге. "Могикан" же, никогда за 9-летнюю историю российских чемпионатов не покидавших высшую лигу, насчитывается всего восемь. Зато достаточно примеров, когда самобытные команды, оступившись раз, начинали катиться вниз со скоростью нарастающего снежного кома. Вылететь из высшей лиги у нас проще простого, а вернуться в элиту удается единицам, тогда как на Западе изгои "высшего общества", как правило, занимают лидирующие позиции во втором дивизионе и через сезон-другой возвращаются обратно.

Кстати, об оступившихся. Для того чтобы свалиться в пропасть, в нашей стране достаточно только сделать шаг в направлении обрыва, а желающие подтолкнуть всегда найдутся. Нестабильная экономическая и политическая ситуация, зависимость провинциальных клубов от местных властей, все это никоим образом не способствует укреплению их позиций, и почва под ногами становится все более и более зыбкой. В то же время предостаточно у нас клубов, из года в год решающих локальные задачи в нижней части турнирной таблицы, и небольшая встряска им явно не помешала бы.

ФУТБОЛ В ШАПКАХ-УШАНКАХ

Следующая наша отличительная черта - временные сроки, в которые проходит национальное первенство. В Европе все страны, за исключением заснеженных Финляндии, Норвегии, Исландии и Швеции, давно уже проводят чемпионаты по системе "осень-весна". Одной из последних перешла на европейские рельсы наша соседка Украина, и из бывших республик СССР только Армения, Белоруссия, Эстония, Литва и, конечно же, Россия продолжают придерживаться традиций, невзирая на реалии и требования времени.

Россия, увы, расположена не в субтропиках, и начинать играть в футбол у нас можно не ранее конца марта, когда поля более или менее сделаются пригодны для игры, а не для проведения посевной. Конечно, можно играть и при -15 градусах в трико, перчатках, шапках-ушанках и оранжевым мячом, но как тогда быть со зрителями, приходящими на стадион смотреть игру, а не дрожать от холода при виде жалкой возни в грязи? Не у всех есть средства возводить крышу над существующей ареной или строить новую и не все могут проводить матчи на запасных стадионах, которые, как правило, не соответствуют предъявляемым требованиям. Слышали мы уже и о таком выходе из положения, как проведение первых туров второго круга в конце февраля - начале марта при системе "осень-весна" на полях Краснодара или Сочи (не говоря о том, что наши "западники" вообще настаивают на двух- или трехнедельных "рождественских" каникулах и играх в январе). Мало того, что в это время там такая же грязь, как и в конце марта в средней полосе России, так и аудитория у этих встреч будет соответствующая. Сколько соберет в Сочи матч "Крылья Советов" - "Сатурн"? Опять налицо "забота" о болельщиках, которые в отсутствии телетрансляций будут лишены возможности увидеть игру своей любимой команды даже на родном стадионе.

Так что как ни старайся, четырехмесячного перерыва (полноября, декабрь, январь, февраль, половина марта) в чемпионате России при двухкруговой системе не избежать. За четыре месяца команда может измениться до неузнаваемости, а новым исполнителям придется либо стать заложниками старых неудач, либо пользоваться плодами достигнутых ранее успехов. Так почему бы не поставить всех в равные условия, когда всем без исключения придется начинать с нуля, безо всякого очкового задела или бонуса? Для этого и существует система "коротких" чемпионатов - два турнира в один круг каждый. И есть предостаточно вариантов относительно определения чемпиона, призеров и "зоны вылета" для того, чтобы остановить свой выбор на наиболее подходящем с учетом всех "национальных особенностей".

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. НО ПО НОВОМУ МАРШРУТУ

В истории нашего футбола уже был период, когда в СССР проводились "короткие" чемпионаты, и последний раз - в 1976 году. Введение такой формулы объяснялось очень просто - интересами национальной сборной, которой предстояло выступать на чемпионате Европы и Олимпийских играх. Но вместо того, чтобы сделать как лучше, сделали "как всегда" - "весенний" чемпионат носил чисто тренировочный характер, так как кроме медалей в нем ничего не разыгрывалось, неудачники и участники еврокубков определялись только осенью. Не обошлось и без неожиданностей, причем с "душком": из высшей лиги вылетел московский "Спартак", чему поспособствовали торпедовцы, в ранге чемпионов неожиданно уступившие конкуренту "красно-белых" - "Арарату" со счетом 0:1.

Проводились "весенний" и "осенний" чемпионаты тогда в крайне сжатые сроки: с 4 апреля по 17 июля и с 13 августа по 13 ноября, что вызывало немало нареканий. Впрочем, минусы этого пройденного этапа в истории нашего футбола можно было бы обернуть в плюсы, начиная розыгрыш не весной, а осенью, совершив, таким образом, безболезненный переход на систему "осень-весна". Естественный вопрос - кому где играть? Ответ прост и давно уже существует в природе - если в "осеннем" чемпионате команда Х выступает в гостях у команды Y, то в "весеннем" чемпионате она будет принимать ее дома.

Далее, чемпион, призеры, участники еврокубков должны определяться по итогам двух турниров, каждый из которых команды начинают, имея в своем активе/пассиве не набранные очки, а занятые ими места. По сумме мест и определяются участники еврокубков, тогда как чемпион страны становится известен после проведения двух "золотых" матчей между победителями "коротких" чемпионатов. Что же касается сроков, то временных интервалов с 14 марта по 7 июня ("весна") и с 7 августа по 14 ноября ("осень") вполне достаточно, чтобы расписать ритмичный и взвешенный календарь. Однако для того, чтобы не загнать игроков на этих спринтерских дистанциях, нужно сократить число команд в высшей лиге до 14.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

В 90-х годах очень многие европейские страны воплотили в жизнь известный ленинский лозунг, сократив (кто резко, кто постепенно) численный состав своих национальных первенств. На наиболее радикальное сокращение пошла в 1999 году Молдавия, когда из первого дивизиона вылетело сразу пять команд, а наверх поднялась только одна. Ненамного отстали поляки, тогда же осуществившие "обрезание" с 18 клубов до 16 путем обмена четырех неудачников на двух счастливчиков из второго эшелона, который в ту пору насчитывал 35 клубов в двух группах, а сейчас - 20 в одном. В 1997 году под давлением футбольной общественности и самих игроков Испанская федерация футбола немного укоротила местную марафонскую дистанцию с 22 до 20 команд. Тогда же и то же самое, но с 20 до 18, проделали французы. Наконец, соседи-украинцы после долгих раздумий порешили, что "вища лiга" должна состоять из 14 клубов, и в прошлом году осуществили-таки задуманное.

Обратный процесс, то есть расширение класса сильнейших, также имел место, но куда в меньших масштабах. В этих случаях спортивные принципы были забыты в угоду "благородному происхождению" некоторых наиболее титулованных клубов, чей вылет из элиты выглядел полным нонсенсом. Так, в 1999 году австрийцы решили оставить в первом дивизионе "Адмиру-Ваккер", а годом позже их примеру последовали шотландцы, позволившие сохранить прописку в элите 4-кратному чемпиону страны "Абердину", полностью провалившему сезон и занявшему последнее место среди десяти команд.

Разговоры о необходимости сокращения числа участников в российском первенстве ведутся давно, несмотря на то, что один раз мы уже прошли через это. Наверное, рано или поздно нам придется вновь прибегнуть к этой мере. Тем более если переход на систему "осень-весна" все-таки состоится. Вопрос в том, в каком масштабе и каким способом будет осуществляться данный процесс - хирургическим, то есть единовременно, или терапевтическим, постепенно. Оптимальным все-таки представляется наличие в высшей лиге 14 команд, хотя некоторые наши радикалы договорились уже до 12 и даже до 10. Не за горами то время, когда кто-нибудь предложит оставить в высшей лиге 8 клубов. Может быть, вообще открытый чемпионат Москвы будем проводить со следующими участниками: "Спартак", "Динамо", ЦСКА, "Торпедо", "Локомотив", "Сатурн", "Торпедо-ЗИЛ"; назовем его "суперлигой" да высшей милостью, может быть, пригласим кого-нибудь из провинциалов (надо же кому-нибудь вылетать?) А может, и приглашать не придется, если возродится, как птица-феникс, "Спартак-Чукотка" или "Асмарал". Зато и деньги на перелеты тратить не надо, и в Махачкале с Владикавказом судейский произвол терпеть.

Конечно, проще простого "отрубить хвост" из четырех (или трех) клубов и пригласить в "высший свет" два (один), но не лучше ли обратиться к уже испытанной на практике модели, успешно реализуемой в латиноамериканских странах? В этом случае первый дивизион покидают аутсайдеры не по набранным очкам, а по соотношению очки/матчи за последние три или два года, и такая схема принята и одобрена во всех странах этого континента за исключением Бразилии.

Новости. Архив