Евгений Смоленцев: Жано мог играть вместе с Фалькао

Корреспондент «Советского спорта» поговорил с Евгением Смоленцевым, который участвовал в становлении «Монако» после его приобретения известным бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым.
news

Не секрет, что 67 процентов акций «Монако», который сегодня играет в Петербурге, принадлежат известному бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, привлекавшего в клуб российских менеджеров. Корреспондент «Советского спорта» поговорил с Евгением Смоленцевым, который участвовал в становлении «Монако» после его приобретения Рыболовлевым в 2011 году.

«РЫБОЛОВЛЕВ ПРОСТО ЛЮБИТ ФУТБОЛ»

Смоленцев известен по работе в «Спартаке», однако в бытность одним из менеджеров клуба предпочитал держаться в тени. Первый вопрос о «Монако» - о мотивации Рыболовлева: почему именно этот клуб, и в чем мотивация суперсостоятельного бизнесмена вкладывать в убыточный футбол?

- Мне показалось, что Дмитрий Евгеньевич искренне любит футбол, - говорит Смоленцев. – И ему было интересно попробовать себя в качестве хозяина клуба. Как я знаю, это желание не один день вызревало. И все завершилось приобретением «Монако». Можно говорить о том, что обладание клубом «Монако» - это статус и узнаваемость в тамошнем мире. Но мне все-таки кажется, свою роль сыграл прежде всего здоровый интерес к футболу.

- Какие задачи поставил перед вами Рыболовлев, когда приглашал к работе в «Монако»?

- Дмитрий Евгеньевич рассматривал варианты инвестиций в европейский футбол. Я был приглашен на том этапе, когда уже появилась определенность с клубом. Рыболовлев сам склонялся к варианту с «Монако», так как он в том же регионе проживает, а также поддерживает отношения с принцем Альбертом. Меня пригласили и поставили задачи: участвовать в приобретении клуба, оценить ситуацию (а команда рисковала вылететь из второго дивизиона), в кратчайшие сроки укрепить состав (команду пополнило девять футболистов, большинство из которых затем участвовали в выходе команды в первый дивизион), помочь организовать систему управления, укрепить действующий тренерский штаб, дать рекомендации по долгосрочному стратегическому развитию. Был разговор и о моем будущем: когда будет выполнена работа – поговорим о перспективах. Но вариант, согласно которому я должен был остаться, с самого начала был менее вероятным. Возникли обстоятельства, не связанные с футболом, по которым мне затруднительно было постоянно находиться в Монако. Пожали друг другу руки, остались в хороших отношениях, я уехал.

- Работу выполнили, справились?

- Да, надеюсь. Команда была укомплектована. В том сезоне команда второй круг прошла по графику второго места. В итоге финишировали на восьмом. Изначально проблемы были серьезными. В первую очередь, кадровый дисбаланс. Мы имели множество опытных игроков, которые готовились к завершению карьеры, а также россыпь талантливой молодежи 18-20 лет. То есть лучшие исполнители оптимальной возрастной группы к тому моменту уже разошлись. Пришлось выправлять. Из того состава, который мне довелось укреплять, двое до сих пор в «Монако» - вратарь Субашич и полузащитник Дирар.


Владимир Стогниенко: «Зенит» должен становиться чемпионом, если сам не придумает себе проблем

Андре Виллаш-Боаш: Витсель не сыграет с «Монако», Кержаков может попасть в заявку

Андре Виллаш-Боаш: Победа над «Монако» улучшит наше положение


«НА ТРАНСФЕР ХУСТИ НЕ ХВАТИЛО ПАРЫ ЧАСОВ»

- Казалось, что патроны «Монако» несколько дистанцировались от русского мира. Скажем, не заходила речь о том, чтобы приобрести российского игрока или дать обстоятельное интервью российскому изданию.

- Я готов судить только о своем периоде и о своем участке работы. Во втором французском дивизионе можно заявить лишь двух футболистов из стран, не входящих в ЕС. Россияне – легионеры. У «Монако» уже был один легионер, и россиян в такой ситуации было сложно рассматривать.

Если откровенно, я очень хотел приобрести некоторых футболистов из российского чемпионата и получил на то согласие руководства.

- О ком речь?

- О Плетикосе. Но, к сожалению, не смогли договориться с «Ростовом». Шли переговоры по поводу перехода Жано и Ари. Но «Спартак» не отпустил, не договорились. Хусти из «Зенита» был ближе всех к переходу.

- Перечисленные игроки дали понять, что хотят уехать?

- Если бы они или их представители не дали этого понять, мы бы не стали вступать в предметные переговоры. «Спартак» и «Ростов» просто не хотели расставаться со своими игроками. С Хусти вышла история другого плана. С «Зенитом» договорились, а с агентом футболиста нет. У Хусти была весьма высокая зарплата в «Зените». Когда мы все же сошлись по всем пунктам, наступил последний день трансферного окна. И было уже поздно. На оформление трансфера не хватило пары часов.

- Кажется, вы еще успели укрепить штаб тренером из «Спартака»…

- Главный тренер, Марко Симоне, только начал карьеру, ему не хватало опыта. Я предложил тренера по физподготовке Оскара Гарсию, который работал с Карпиным, и только-только был уволен из «Спартака». Роль Оскара в достижениях «Монако» очень велика.

«ХАМЕС НА ЧМ НЕ УДИВИЛ»

- Как реагировало французское общество на русских богачей?

- Ни разу не сталкивался с негативом. Люди, с которыми приходилось общаться, выражали надежду на будущее. Они говорили, что приход Рыболовлева даст второе дыхание клубу, и «Монако» выберется из ямы. Так оно и произошло.

- Какова роль вице-президента «Монако» Вадима Васильева? В футбольной среде он прежде был неизвестен…

- Квалифицированный управленец. До «Монако» работал с Дмитрием Евгеньевичем.

- А каким вам показался князь Альберт?

- Несколько раз встречались с ним. Оставил приятное впечатление. Любит футбол, искренне переживает за клуб, который растил и пестовал. Он хочет славного будущего для «Монако».

- Ставка на приобретение звезд уровня Фалькао – это идея Рыболовлева?

- Разумеется, направление определяет владелец. Когда мы с ним обсуждали стратегию развития клуба, я иначе видел это развитие. Не такой резкий взлет. Но владелец во всех областях привык выигрывать, везде хотел быть первым. Звезды – это путь к достижению быстрого результата. Полагаю, что Фалькао рассматривали как верное усиление. Впрочем, как и Хамеса, Моутиньо, Тулалана и других.

- Хамес в ходе минувшего ЧМ перевернул сознание болельщиков.

- Но только не тех, кто следил за чемпионатом Франции. До ЧМ Хамес входил в тройку лучших игроков чемпионата. С самого начала было ясно, что Хамес фантастический игрок. Его заслуга во втором месте «Монако» повыше будет, чем у Фалькао. Потому что последний пропустил из-за травмы около полугода.

- В сентябре этого года было объявлено, что «Монако» избирает иной вектор развития. Как все поняли, владелец решил вкладывать в команду по средствам, «стать скромнее».

- Полагаю, сказался комплекс причин. Финансовый фэйр-плей наступает, и для отдельных клубов превращается в реальную угрозу. Ведь в Европе сперва к новым порядкам относились несерьезно, однако последовавшие санкции от УЕФА убедили: суровый механизм включился! Тем, кто хотел добиться результата в течение короткого периода времени, пришлось перестраиваться.

Сказалась и конфликтная ситуация, возникшая между «Монако» и французской Лигой. На основании обращения некоторых клубов Лига заявила, что клуб «Монако» должен находиться в одинаковых условиях с другими клубами. Кроме того, Лига потребовала компенсации от «Монако».

Монако существует с 1919 года и никого до сих пор этот вопрос не волновал. Как только в клуб пошли инвестиции, другие озаботились. Просто французские клубы увидели, что появилась команда, хозяин которой вкладывает очень серьезные средства. Появился повод возмутиться и привести «Монако» к общему знаменателю.

«ЗЕНИТ» ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ»

- Каким бюджет «Монако» был на пике вложений? И каким стал сейчас?

- Конкретной информацией по цифрам не владею. Очевидно, что бюджет уменьшился. При этом не стал бы говорить о том, что «Монако» не вкладывается в футболистов. Скажем, тунисца Абденнура, по слухам, купили чуть ли не за 13 миллионов евро. Или Бакайоко. Очень интересного парня из «Ренна» выкупили. У «Монако» отличная школа, одна из пяти ведущих в стране. Поэтому клуб активно инвестирует в молодых. И воспитывает, и находит по всему миру. Скажем, Фабиньо, правого защитника, уже вызывали на товарищеский матч в первую сборную Бразилии. А аргентинец Лукас Окампос тоже большой талант, за ним пол-Европы гонялось. Есть очень интересный бельгиец Карасско, француз Куржава. Кстати, когда оба выступали во второй команде, я дал рекомендацию о продлении контрактов с ними.

Что касается команды в целом, на данный момент проблемы очевидны. Смотрю игры «Монако», но ни в одном матче этого сезона больше одного гола не было забито. Линию нападения следовало бы укрепить. Хорошо знакомый нам Траоре травмирован, а Бербатову далеко за тридцать. Он едет с ярмарки.

- Матч в Петербурге для вас - особенный?

- Конечно. Слежу за «Монако». Ставлю же на «Зенит»: на данный момент он сильнее и должен победить. Фалькао, Хамес, Ривьер, Абидаль… Их уход сказывается. Таких игроков сложно заменить так сразу.


Новости. Архив