Праздник на улице "Феррари"
8 октября на трассе "Сузука" решился извечный вопрос - кто лучший пилот планеты? В третий раз за свою карьеру чемпионом "Формулы-1" стал немецкий гонщик Михаэль Шумахер. Двух предыдущих титулов Шумахер добился в составе команды "Бенеттон" в 1994 и 1995 годах. Затем он перешел в "Феррари", чтобы возродить легендарную конюшню. И вот на пятый год после прихода Михаэля в Скудерию и спустя 21 год после чемпионства южноафриканца Джоди Шектера мечта всех, кто называет себя тиффози, сбылась. Пилот "Феррари" - чемпион мира!
КРЕСЛО, СОГРЕТОЕ ПРЕСТУПНИКОМ
То, как начинал Михаэль Шумахер свою карьеру в "Формуле-1", скорее похоже на анекдот. Перед "Гран-при Бельгии", который проходил в конце августа 1991 года на знаменитой трассе "Спа-Франкошам", руководитель молодой конюшни "Формулы-1" ирландец Эдди Джордан неожиданно потерял одного из своих пилотов: бельгиец Бертран Гашо угодил за решетку за драку с британским таксистом. И замена нашлась в лице юного по "формулическим" меркам 22-летнего немца Михаэля Шумахера.
Первая же гонка начинающего пилота поразила всех: на весьма слабеньком болиде "Джордан-Форд" Шумахер квалифицировался 7-м среди 34-х участников! Впереди были лишь такие асы, как действующий чемпион мира Айртон Сенна и Герхард Бергер на "Макларене", трехкратный (в то время) чемпион мира Ален Прост и Жан Алези на "Феррари", Найджел Мэнселл на "Уильямсе" и Нельсон Пике на "Бенеттоне". Кто знает, чем бы закончился дебют для дерзкого выскочки, но в самом начале дистанции у его болида отказало сцепление.
Расторопнее всех оказался менеджер "Бенеттона" Флавио Бриаторе, который увел буквально у всех из-под носа перспективного гонщика. И уже на следующем этапе в Монце Шумахер, пилотируя болидом "Бенеттон-Форд", финишировал пятым, опередив при этом своего нового партнера трехкратного чемпиона мира бразильца Нельсона Пике. Четыре следующих сезона Михаэль был олицетворением подъема "Бенеттона" - два чемпионских тилула 1994 и 1995 годов и 19 выигранных "Гран-при" остались рекордами, вписанными в историю этой конюшни.
БОРЬБА ДВУХ НЕМЕЦКИХ МАШИН
Если попытаться объяснить столь быстрый взлет в карьере Шумахера, то обязательно стоит вспомнить его родителей, которые всю жизнь мечтали, чтобы их дети добились успеха в жизни. Наверное, Михаэлю повезло меньше, чем его младшему брату Ральфу, который с двух лет уже мог кататься на картинге по дорожке, построенной отцом. Но с другой стороны, Михаэль всегда был максималистом и со свойственным Козерогам настойчивостью и трудолюбием, переходящим в безудержное упорство, добивался цели.
Шаг, который последовал за триумфом, многие не поняли - перед сезоном-1996 Шумахер перешел в "Феррари", легендарную конюшню, которая пребывала в весьма плачевном состоянии и давным-давно не испытывала радости чемпионства. Что это? "Немецкая машина" дала сбои в своей расчетливости или здесь крылся какой-то тайный смысл?
Ответ был прост и одновременно сложен. С одной стороны, Михаэлю предложили безумный контракт, а во-вторых, немец рассчитывал стать символом возрождения "Феррари". Именно рассчитывал, потому что верил в свои силы и методично добивался поставленной цели. Накануне 1996 года, проведя предсезонные тесты, Михаэль заявил, что чемпионский титул он потеряет, но если сможет завоевать 2 -3 победы, то посчитает свою задачу выполненной. Прогноз из уст гонщика "Феррари", которые по традиции год от года трубили о чемпионстве, звучал странно. И итальянские тиффози, естественно, такое заявление, мягко говоря, не поняли. Но эти слова были честными, Михаэль к концу года выиграл именно три "Гран-при", что говорило о нем как о человеке слова.
Ну а далее с Шумахером происходило то, что заставило его называть "великим неудачником". Из года в год немец сражался за самые высокие места, но титул ускользал и ускользал. Михаэль бился изо всех сил, иногда переходя за грань дозволенного: в 1997 году его даже исключили из итоговой таблицы за инцидент с Жаком Вильневым из "Уильямса" на решающей гонке в "Хересе". Ну а следующие три сезона прошли под знаком противоборства Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена. Как немец ни старался, но "Макларены" вместе с вернувшимися в большие гонки моторами "Мерседес" были безнадежно быстры. Образно выражаясь, в схватке титанов сошлись две немецкие машины - мощнейший двигатель и упорный гонщик.
САМЫЙ ЗАДОРНЫЙ ДИРИЖЕР
Что и говорить, но поворотным событием в судьбе Михаэля Шумахера стала авария 11 июля 1999 года в повороте "Стоув". Рядом с Шумахером появился дерзкий выскочка - его напарник по "Феррари" горячий ирландец Эдди Ирвайн. Своими постоянными заявлениями в прессе, что он ничуть не хуже немца, а также другими демаршами Ирвайн внес хаос в стройную ранее систему, которая работала, как единый механизм, на чемпионство Шумахера. Было ощущение, что немец психологически сломался и это приведет к печальным последствиям. Так и произошло в Сильверстоуне. Не желая пропускать своего партнера в повороте "Стоув", Шумахер на мгновение потерял бдительность и врезался в стену. Затем было длительное лечение и возвращение в конце сезона.
Но это уже был не тот Михаэль. Было видно, что человек многое передумал за месяцы вынужденного бездействия. Он стал сильнее, быстрее и, как это ни странно, человечнее. Временами немец стал выражать свои чувства, поражая всех в интервью высказываниями, которые ранее были ему несвойственны. 2000 год он начал резким спуртом - три победы в трех стартах. Отрыв в чемпионской гонке был столь велик, что ставить на его итоговое поражение решались немногие. Но затем "Макларены" приобрели былую надежность и борьба накалилась до предела. После победы на "Гран-при Европы", который разыгрывался на немецком "Нюрбургринге", произошло невероятное - Шумахер дал волю своим эмоциям и во время исполнения итальянского гимна начал дирижировать воображаемым оркестром. Делал он это с таким задором, что трогал своей непосредственностью даже самые черствые сердца. С тех пор дирижирование на подиуме стало неотъемлемым атрибутом победы пилота "Феррари".
ТРИУМФ МИХАЭЛЯ
Перед гонкой в "Сузуке" ставки на выигрыш титула Шумахером в чемпионате принимались как 1 к 6, а на Хаккинена - 7 к 2. Выражаясь словами Эдди Ирвайна, нужно было быть отчаянным смельчаком, чтобы держать пари против немца. Но все равно, накануне "Гран-при Японии" Михаэль запретил всем в своей команде даже думать о том, как отмечать победу. И он имел на это право: четыре года без чемпионства заставят стать суеверным любого.
И вот это произошло, и не нашлось ни одного голоса, который бы смог произнести, что победа Михаэля Шумахера в чемпионате мира "Формулы-1" 2000 года была незаслуженной.
Джонни Херберт, пилот "Ягуара", партнер Шумахера по "Бенеттону" в 1994-1995 гг.: "Я рад успеху Михаэля и что победа достигнута в честной борьбе. Победил он и его "Феррари", и это должно было случиться рано или поздно".
Рон Деннис, руководитель "Макларена": "Михаэль сделал хорошую работу. Он выиграл на "Сузуке" за счет задержки второго пит-стопа, и это решило судьбу титула".
Росс Браун, технический директор "Феррари": "У нас было четыре сложных года, и сегодняшняя трудная победа - мечта, которая наконец-то сбылась. Когда я пришел в "Феррари", я хотел, чтобы мы достигли чемпионского титула, и вот мои амбиции удовлетворены. Чтобы выиграть первенство, нужны профессионалы. Я имею в виду, что вся команда должна состоять из специалистов в своей области. Михаэль - великий гонщик, который делал все, что необходимо. Он был ключевой фигурой сегодня. Но это не конец первенства - мы еще поборемся за Кубок конструкторов, на чем мы и сконцентрируемся в Малайзии".
Лука ди Монтеземоло, президент "Феррари": "Это самый счастливый день в моей жизни, или по крайней мере в моей профессиональной жизни, поскольку есть еще и семья. Сегодня пилот, машина и команда сделали великое дело. Победа "Феррари" - это победа итальянских технологий над всеми гигантами в области автомобильных и электронных технологий". Монтеземоло одним из первых позвонил Шумахеру в Японию: "Я не буду тебя надолго отвлекать, Шумми, я только спешу поздравить тебя, потому что в самое ближайшее время я буду пьян и не смогу выразить тебе свою радость".
Джанкарло Бертачини, мэр Маранелло (место, где базируется команда "Феррари". - Прим. авт.): "Феррари" - это семья для каждого из нас. Любой дом причастен к этой победе. Это радость для каждого из нас. Энцо Феррари (основатель легендарной конюшни. - Прим. авт.) сейчас улыбается, глядя на нас сверху".
Эдди Ирвайн, пилот "Ягуара", партнер Шумахера по "Феррари" в 1996-1999 гг.: "Михаэль - настоящий бриллиант. Он заслужил титул вместе с парнями из "Феррари" за долгие годы упорной работы. Это фантастика!"
Жан Тодт, спортивный директор "Феррари": "Мне не хватает еще трех очков, чтобы выиграть Кубок конструкторов. Но мне не хочется волноваться относительно будущего сейчас. Я хочу насладиться настоящим, по крайней мере ближайшие пять минут".
Джоди Шектер, чемпион мира в составе "Феррари" 1979 года: "Я очень рад победе Шумахера, но также и разочарован, потому что он забрал у меня титул. Конечно, ему много помогал Баррикелло, который оказался лучшим партнером по команде, чем был Ирвайн в прошлом году. Большое удовольствие - видеть счастье Жана Тодта и всей команды. Это было очень эмоционально. Они больше других заслужили успеха".
Вилли Вебер, менеджер Михаэля Шумахера: "У Шумахера нет никакой причины покидать "Феррари". Росс Браун и Жан Тодт - очень важные фигуры для Михаэля. Я уверен, что он хочет продолжить работать в счастливой для него команде. И мы можем продлить с ними контракт. Михаэль заслужил этот титул, и он близок к серии из нескольких".
Высказал теплые слова в адрес Шумахера и канцлер Германии Герхард Шрёдер: "Ваш талант пилота, ваша психологическая сила, ваш тактический талант настоящего мастера при помощи всей команды привели к этому результату. В следующем сезоне вы должны защитить свое звание, и я желаю вам успеха на этом поприще".
Мика Хаккинен, пилот "Макларена", чемпион мира 1998-1999 годов: "Так или иначе, я поздравляю Михаэля. Это был великий и очень жесткий сезон. Я понимаю, что можно быть хорошим гонщиком, но иногда проигрывать. Нужно достойно переносить поражения. Да, я разочарован, но я буду продолжать бороться, и нас ждет немало интересных гонок в будущем".
УЛИЦА ШУМАХЕРА, ДОМ ОДИН
То, что сейчас творится в маленьком немецком городке Керпен, трудно передать словами. Местечко, о котором буквально десять лет назад знали лишь немногие, теперь знаменито, ведь здесь родился и вырос трехкратный чемпион мира "Формулы-1" Михаэль Шумахер. Жители Керпена буквально молятся на своего земляка, который прославил их город на весь мир. В день исторической победы Михаэля на "Сузуке" мэр Керпена заявил, что в ближайшее время одну из улиц города назовут в честь всеобщего любимца.
Улица ведет в "центр картинга Керпена", который принадлежит Рольфу Шумахеру - отцу братьев Михаэля и Ральфа, достойно представляющих в "Формуле-1" свою фамилию.