СИТУАЦИЯ С ПЕРЕНОСОМ: ФАКТЫ, АНАЛОГИИ, АНАЛИЗ

news
Комментарий
Виктора ПАПАЕВА*

РОМАНЦЕВА НУЖНО
ПОНЯТЬ

Перенос матча Югославия — Россия продиктован, по моему глубокому убеждению, исключительно политической ситуацией, сложившейся на Балканском полуострове. А она в свою очередь не могла не повлиять на футбольные дела.

Скажу откровенно: когда еще только состоялась жеребьевка отборочного турнира, у меня возникло неприятное ощущение, что нам предстоит встретиться с Югославией, которая традиционно считается крайне нестабильной в политическом отношении страной. А уже с приближением выборов политическая ситуация и соответственно проблема проведения ее национальной командой домашних матчей отборочного турнира начали обостряться.
На мой взгляд, руководителям российского футбола с самого начала необходимо было подготовиться к такому развитию событий, когда проведение матча в Белграде будет признано невозможным. Больше того, они и сами могли выступить с инициативой об изменении не даты, а места встречи.
Причем проведение игры в Москве оказалось бы, уверен, неплохим вариантом. Конечно, тренеры сборной рассчитывали провести дома именно ответную встречу с югославами. Но ведь сейчас крайне важно сохранить настрой команды на предстоящий матч. Теперь подготовительный цикл к ближайшей игре затянется. К тому же Люксембург не станет для нашей сборной сильным раздражителем, хотя встреча с ним может все равно оказаться непростой.
Настроение же Романцева и его команды сейчас вполне понятно. Когда какой-то внешний фактор неожиданно ломает твои планы, всегда чувствуешь себя выбитым из колеи. Это все равно что человек приехал в аэропорт, чтобы срочно улететь по своим делам, а его рейс откладывают на неопределенное время.
Впрочем, последствия принятого ФИФА решения пока трудно прогнозировать. Ведь ситуация в Югославии остается непредсказуемой. И еще неизвестно, какой она будет весной следующего года. Вполне возможно, наши встречи с югославами вообще не состоятся. Тогда нам не придется огорчаться. В случае снятия сборной Югославии с турнирной дистанции наша команда просто избавится от одного из главных конкурентов.

*Виктор ПАПАЕВ — полузащитник «Спартака» 60—70-х годов, ныне главный тренер ФК «Химки».
ФУТБОЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ «ЮГОВ»


1992: ________________
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
В ШВЕЦИИ
Сборная Югославии заняла осенью 1991 года первое место в отборочной группе к Евро-92 и готовилась выступить в финальном турнире в Швеции, который стартовал 11 июня. Костяк команды составляли игроки «Црвены звезды», победившей в Кубке чемпионов. Роберт Просинечки, Звонимир Бобан, Давор Шукер, Синиша Михайлович и другие были молоды и амбициозны. Им вполне было по силам произвести фурор на шведских полях.
Несмотря на разразившиеся в Югославии военные действия, высшие чиновники УЕФА и ФИФА заверяли ее футбольную федерацию, что они не повлияют на участие страны на чемпионате Европы. Окончательное решение по этому вопросу должно было быть принято 29 мая 1992 года на встрече президентов ФИФА и УЕФА Жоана Авеланжа и Леннарта Юханссона. И вновь оба функционера объявили, что место в турнире остается за Югославией.
Но, как вскоре выяснилось, не все зависело от них. Через два дня Совет безопасности ООН принял резолюцию о введении санкций против Югославии. Причем спорт занимал видное место в перечне тех областей, в которых мировое сообщество должно было бойкотировать Югославию.
После этого стало очевидно, что футбольные власти будут вынуждены изменить решение. Так и произошло: из штаб-квартиры УЕФА поступило сообщение, уведомлявшее югославскую сборную (уже расположившуюся в тренировочном лагере), что она может отправляться домой. Ее место отдавалось Дании – второй команде группы, в которой победили югославы. Как хорошо известно, выступившие «с листа» датчане ко всеобщему изумлению выиграли чемпионат.
Санкции против Югославии действовали еще много лет. Из-за них сборная пропустила и чемпионат мира 1994 года, и чемпионат Европы 1996-го. Только в 1998 году югославы получили наконец возможность снова выступить на крупном турнире для сборных – чемпионате мира во Франции, дойдя там до 1/8 финала.
1999: ________________
ПОД АККОМПАНЕМЕНТ БОМБЕЖЕК
Весной 1999 года, всего лишь после трех мирных лет, в Югославии вспыхнула новая война, а национальный футбол вновь оказался в катастрофическом положении. С началом натовских бомбардировок, первая из которых состоялась 24 марта, во всех югославских лигах были отменены матчи.
За пару дней до начала воздушных атак на Югославию УЕФА был вынужден отменить две ближайшие игры сборной в отборочном цикле к европейскому первенству против Хорватии (27 марта) и Македонии (31 марта), которые должны были состояться в Белграде. Они были перенесены на 18 августа и 5 сентября, когда обстановка в югославском регионе может нормализоваться.
Тем временем югославские клубы продолжали тренироваться под аккомпанемент постоянных бомбардировок. И даже сумели провести несколько товарищеских матчей. Наиболее примечательным из них стала встреча между белградским «Партизаном» и афинским АЕКом. Один только факт, что АЕК в столь тяжелые времена отважился на вояж в Белград, — по-настоящему прекрасный жест. Встреча, за которой наблюдали 15 тысяч болельщиков на стадионе «Партизан», завершилась ничьей — 1:1, но результат был в этот день наименее значим. Сцены подлинной дружбы между югославскими и греческими болельщиками, огромное полотно с надписью «НАТО, прекращай войну! Останови бомбардировки!», появившееся в тот момент, когда команды выходили на поле, и то, что вся выручка от матча была направлена на гуманитарные цели, оставили в памяти куда больший след.
Не остались в стороне от событий, происходящих на родине, и наиболее известные югославские футболисты, выступающие в зарубежных клубах. Драган Стойкович, Деян Савичевич и Предраг Миятович предложили, чтобы все игроки из Югославии, которые играют за клубы в странах, входящих в блок НАТО, отказались выходить на поле до тех пор, пока бомбардировки не прекратятся. Эту акцию протеста поддержала и Футбольная федерация Югославии, заявив, что подобный бойкот не смешивает воедино политику и спорт. Генеральный секретарь ЮФА Бранко Булатович сказал: «Невозможно сконцентрироваться на игре, зная, что на вашу родину постоянно падают бомбы. Игроки в первую очередь думают о своих семьях, которые большую часть времени вынуждены проводить в бомбоубежищах. Поэтому их решение было продиктовано естественными человеческими чувствами».
Правда, как и ожидалось, соблюсти этот бойкот никому так и не удалось. Кто-то пытался следовать данному обещанию, но не больше, чем один матч, как, к примеру, Миятович, которого мадридский «Реал» – его тогдашний клуб — оштрафовал за пропуск игры на 35 тысяч долларов. Другие же продолжили выступления за свои клубы, но выходили на поле либо с черными повязками на руках, либо одевая под игровую форму футболки с антивоенными надписями. Впрочем, югославские легионеры сделали большое дело, открыв гуманитарный фонд для сбора средств в помощь потерпевшим от натовских воздушных бомбардировок по их родной стране.
Несмотря на сложную обстановку и перенос нескольких матчей, югославы сумели выиграть отборочный цикл в своей группе и попасть в число участников финального турнира чемпионата Европы.
1999: ________________
ПРИШЛОСЬ
ЭВАКУИРОВАТЬ
ТРОФЕИ
У «Црвены Звезды» в период натовских бомбардировок возникли дополнительные проблемы. Дело в том, что стадион клуба находится рядом с виллой, принадлежавшей ныне покойному лидеру военизированных формирований Аркану, которая являлась одной из главных целей бомбардировок. В связи с этим куратор клубного музея Милена Павлович в целях сохранности увезла от греха подальше большую часть из 660 трофеев, имевшихся в экспозиции. Однако копии Кубка европейских чемпионов и Межконтинентального кубка, завоеванные командой восемь лет назад, остались на стендах.
Кстати, при жизни Аркана клуб, в котором он являлся почетным президентом – «Обилич», отстранялся УЕФА из еврокубков именно по причине занимаемой им должности. Что касается других югославских клубов, то не раз их домашние еврокубковые матчи переносились на нейтральные поля. Последним таким примером стал матч 1/64 Кубка УЕФА «Црвены Звезды» с «Лестером», перенесенный из Белграда в Вену. Это не помешало, впрочем, югославам одержать победу – 3:1.

2000: ________________
НОВАЯ ПОПЫТКА
ОТЛУЧЕНИЯ
Накануне Евро-2000 также предпринималась попытка отстранить сборную Югославии из числа участников чемпионата Европы. Ее инициатором стала община косовских албанцев – беженцев, проживающих в Бельгии. Через своих адвокатов она обратилась с подобной просьбой к правительству своей страны. Адвокаты ссылались на прецедент 1992 года. Однако эта инициатива понимания у властей Бельгии не нашла. Они резонно указали просителям, что никакого спортивного эмбарго в отношении Югославии нет. Был только визовый запрет в отношении отдельных граждан Югославии, и если таковые оказались бы в ее делегации, они бы не были допущены на территорию Бельгии. Сборной же не препятствовало в этом смысле ничто.
«НАЕЗДЫ» НА РОССИЮ


1992: ________________
КОЛОСКОВ
ОТСТОЯЛ УЧАСТИЕ
В ЕВРО-92

В 1992 году, помимо отстранения Югославии, определенные силы пытались лишить права выступления на чемпионате Европы и нашу сборную. Предлогом было то, что наша страна переживала период перехода от одного государственного устройства к другому, и возникла путаница, какое именно государство сборная собиралась в Швеции представлять.
Особенно заинтересованы в отстранении нашей команды были итальянцы, которые в таком случае могли рассчитывать, как и датчане, на «халявную» путевку. «Скуадра адзурра», напомним, заняла второе место в группе, где выступала сборная СССР.
В том, что подобные планы не осуществились, – заслуга Вячеслава Колоскова, который, воспользовавшись своими связями и авторитетом в высших чиновничьих кругах, сумел погасить ненужные страсти.
1997: ________________
ИЗМЕРЕНИЕ
ВОРОТ
«Спартак» сыграл вничью со «Сьоном» – 2:2 – в матче Кубка УЕФА, и этот счет устраивал его, поскольку перед этим он победил в гостях — 1:0. Однако после матча президент швейцарского клуба Константин подал протест, указав на то, что ворота Лужников не соответствовали установленным стандартам. Протест был странным, ибо измерения ворот были проведены еще до начала матча, и если параметры не устраивали чиновников, спрашивается, зачем их тогда проводили вообще. Тем не менее протест Константин был удовлетворен. Матч был переигран в Москве. «Спартак» «разозлился» и разгромил соперника – 5:1.

1997: ________________
«ХУДОЖЕСТВА» КРОНДЛА

Самый вопиющий случай «одностороннего» судейства против России имел место в решающем матче квалификационной группы чемпионата мира в Софии. Болгарам нужна была победа, и они ее добились (1:0). Однако чешский судья Крондл отказался назначить четыре верных 11-метровых в ворота болгар. Его безобразия сошли ему с рук, поскольку пересматривать результат матча УЕФА не пожелал. Это был последний матч Крондла в качестве арбитра международного матча.

1999: ________________
ПЕРЕНОС МАТЧА
В СОФИЮ
Поздней осенью прошлого года домашний матч «Спартака» в Кубке УЕФА с английским «Лидсом» был перенесен из Москвы в Софию. Шведский арбитр Фриск при содействии тренера «Лидса» Дэвида О’Лири посчитал, что газон стадиона, промерзший от очень холодной погоды (минус 20 градусов), стоявшей в российской столице, не отвечает положенным нормам. Матч в Софии «Спартак» выиграл — 2:1, но этого было недостаточно для общей победы, так как потом красно-белые уступили на выезде — 0:1.

 

Новости. Архив