Великий спринтер остается в плавании
– Александр Попов остается в плавании. Он намерен продолжать плавать как минимум два года. Кроме того, мы ведем переговоры о том, чтобы привлечь к работе с российской сборной тренера Саши Геннадия Турецкого.
– Геннадий Петрович, советские и российские пловцы, пожалуй, еще никогда так слабо не выступали на Олимпиадах: одно «серебро» и одна «бронза».
– Почему же? Наши победы начались в 1964 году в Токио, когда выиграла Галина Прозуменщикова. Впрочем, нынешнее выступление могут назвать провалом или трагедией. Я приму любую трактовку. Но сам я не испытываю чувства «убитости», как это было на чемпионате мира 1998 года в австралийском Перте. Тогда рушилась сильнейшая в мире команда. Она вся посыпалась. А здесь команда на подъеме, она просто не успела дойти. Правда, я не понимаю, почему брассист Роман Слуднов не смог завоевать золотую медаль. Или, скажем, его коллега Дмитрий Коморников, который лидировал в мировом рейтинге на 200 м брассом. Он еле-еле попадает в финал и ничего не «изображает».
– Может, причины проигрыша в неудачной акклиматизации команды?
– Понимаете, практика показывает: либо надо приезжать за месяц, но психологически выдержать такой срок на олимпийской территории тяжело, либо – с корабля на бал. Мы выбрали второе. То есть уехали во Владивосток и оттуда опустились вниз. Так же сделали, к примеру, американцы. Немцы приехали заранее и, как и мы в Перте, попали в акклиматизационную яму. А здесь, я считаю, мы приехали вовремя – за три дня до старта. И все прикидки доказывали, что спортсмены готовы нормально. Но когда Роман не смог взять «золото», пропал кураж. А ведь это очень важно – поймать кураж! Будет золотая медаль, все пойдет как по маслу. Винить команду в жесточайшем провале я не могу, ребята выступали уверенно, в финалах были, установили 10 рекордов России.
– Вы вините главного тренера Виктора Авдиенко?
– Ни в коем разе! В данном случае он при его интеллекте и опыте сделал все, что мог. Чем славится Олимпиада? Психологическими «моментами». Приведу в пример дельфиниста Толю Полякова. Два года назад мы просили его тренера Ирину Вятчанину отпустить его на Игры доброй воли. Она отвечала, дескать, он молодой, его там сломают. Не поехал. Дальше – чемпионат Европы-99. Опять – молодой! А сейчас в финале американец, который на два года моложе Толи, его обыгрывает. Поляков – восьмой, а тот – четвертый. Вообще у нас с Вятчаниной постоянный конфликт. Она то к прессе апеллирует, то к кому-то еще. Но на команду ни она, ни ее ученик так и не сработали.
– Создается впечатление, что в команде очень большая демократия. Может быть, требуется твердый кулак?
– Авдиенко – автократ. Но в принципе получилось так, что все, кого мы отпустили на индивидуальные сборы, не дали результата. А те, кто были в составе команды, выступили нормально.
– Наверное, есть тренерские просчеты в подготовке Попова, чей пик формы пришелся на июнь, когда он установил мировой рекорд на 50-метровке.
– Об этом лучше поговорить с Турецким. Но я после этого финала с ним встречался. Никогда не видел его курящим. Он курил! Если тренер переживает, выпрыгивает из штанов, ходит с кругами под глазами – это наш человек, бери его сюда. Если же он спит на ходу, шутки отпускает, не болеет за команду, как мы, это «чужой» человек.
– Ходят слухи, что тренеры команды написали на Авдиенко «донос». Не хотят с ним работать.
– Глупости. Не было письма. Да и кто может быть автором? Не думаю, что будут строчить доносы тренер Слуднова Рощина, тренер Коморникова Лукинский. Есть три человека, которые могут воду мутить, но они из себя ничего не представляют.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ признался :
– Я не могу понять, что произошло с Поповым. По моим расчетам он готов был к мировому рекорду на «полтиннике». А коснулся бортика шестым. Для меня это загадка! Он действительно планирует продолжать плавать, и я его в этом намерении поддерживаю. Что касается работы с российской сборной, то сейчас я рассматриваю предложения из разных стран. В частности, австралийцы предлагают мне продлить контракт на 4 года, дали на размышление 3 месяца. К определенному решению я пока не пришел. Считаю, что успех австралийских пловцов в Сиднее закономерен. В команде есть идеология. Спортсмены знают, ради чего побеждают.