«Сын летом находил места в Хельсинки и брал штурмом горы»
Спартаковец Егор Титов назвал трансфер Романа Еременко в ЦСКА лучшей летней сделкой в России. Отец Романа (тоже, кстати, бывший игрок красно-белых) поделился с «ССФ» впечатлениями от дебюта сына в новом клубе и объяснил, почему полузащитник сборной Финляндии ушел из «Рубина» в самоволку.
«БЫЛ ВАРИАНТ С «МОНАКО». НЕ СРОСЛОСЬ»
– Спартаковские связи утеряны, Алексей Борисович?
– Почему же? Общаемся со Стасом Черчесовым.
– Черчесов рассказал в интервью «ССФ», что его пригласили на матч спартаковских ветеранов на новом стадионе, но график не позволил. А почему вас не оказалось среди участников?
– Мне из клуба не звонили. Да я бы все равно, наверное, не смог приехать: у меня тренировки в «Яро», игры. Никаких обид. В любом случае «Спартак» – это мой лучший период в карьере.
– Почему не настояли, чтобы и сын Роман перешел в «Спартак»? Была ведь вроде такая возможность.
– Я воспитывал детей так, чтобы они самостоятельно принимали решения. Как отец могу дать совет, но никакого давления не собираюсь оказывать. Рома выбрал ЦСКА, и я его решение поддерживаю.
– Зимой агент вашего сына говорил о том, что Роман не намерен менять «Рубин» на российский клуб и хочет играть исключительно в Европе. Как же так вышло?
– Давайте начнем с того, что не все зависело от самого Романа. Игрок предполагает, а клубные боссы располагают. На рынке много хороших, квалифицированных игроков. Возможно, кого-то отпугнула слишком высокая трансферная стоимость сына. Да и не ставилась никогда такая задача: во что бы то ни стало уехать в Европу. Было желание попробовать силы в топ-клубе, который стабильно играет в Лиге чемпионов, а не уходить абы куда.
– Чем в таком случае плох «Монако»?
– Да, был такой вариант. Из Испании еще интересовались клубы, из Англии, из Италии. Не срослось по тем или иным причинам. Перемалывать все это не вижу смысла. Кому на пользу пойдет, если начнешь сейчас жалеть?
«ЦСКА ДОЛГО «ВЕЛ» РОМУ»
– ЦСКА – шаг вперед для Романа Еременко?
– В данной ситуации – безусловно.
– Финские газеты тоже так считают?
– Они просто довольны, что Рома наконец определился с командой. А ЦСКА здесь все знают.
– О переходе было объявлено 25 августа. Когда вы впервые узнали об интересе армейцев?
– Сложно вспомнить, но решение точно не принималось спонтанно. ЦСКА достаточно долго «вел» Рому.
– Это трансферное окно – самое нервное в вашей жизни?
– Я не нервничал. Был уверен, что все разрешится удачно. Потому что делали все последовательно, шаг за шагом. И самое главное – по закону. Это не тот случай, когда человек с бухты-барахты вдруг заявляет: «Я разрываю контракт». У нас ведь не читают законы, а между тем есть регламент ФИФА: отыграл за клуб три сезона – имеешь право расторгнуть соглашение. Без этого параграфа никаких шагов даже и не предпринималось бы. Обычно в таких случаях стороны пытаются договориться полюбовно, но в нашем случае игрок и клуб не сошлись во мнениях. Что поделаешь. В конечном счете, повторюсь, есть закон. И придумал его не Роман и не его агент.
– Ринат Билялетдинов так комментировал ситуацию: «Это агент Еременко что-то крутит-вертит».
– Мы с Марко (Трабукки, агент Еременко. – Прим. ред.) работаем много лет. Еще с тех пор, когда Леша (Алексей Еременко-младший. – Прим. ред.) переходил из «Лечче» в «Сатурн». Не особо знаком с другими агентами, но с Марко у нас очень хорошие, доверительные отношения. Кому это выгодно, те сейчас рисуют его злодеем. Я же считаю, что это воспитанный, культурный, образованный человек, который действует по букве закона.
– Еще Билялетдинов рассказывал, что никак не мог связаться с Романом. Не было попыток надавить на сына через вас?
– С Билялетдиновым мы встречались в Казани еще во время прошлого сезона. Ринат знал, что на меня нет смысла давить, потому что решение все равно принимает Рома. Он же не марионетка какая-нибудь – человеку уже 27 лет! Кроме того, он уже не раз менял команду, так что в наставлениях не нуждается. Ему играть, ему жить.
300 СТУПЕНЕК
– Классный дебют Романа за ЦСКА – забитый мяч и голевая передача в матче с «Ростовом» – повод отметить?
– Всей семьей собрались у телевизора и очень радовались, что Рома так хорошо сыграл. Но это все-таки не первая его игра в карьере, у парня за спиной 60 матчей в сборной. Так что шампанское не открывали. Главное, что вернулся в большой футбол. Он аж с мая не выходил на поле в официальных матчах. Никогда еще не было такой смазанной предсезонки. Тем приятнее, что выдержал с «Ростовом» все 90 минут. Хотя занимался с командой всего неделю.
– Слуцкий отметил, что с точки зрения функциональной подготовки показатели Еременко – одни из лучших в команде. Это вы Роману летнюю программу тренировок составили?
– Нет, все лето он абсолютно самостоятельно занимался в Хельсинки. У Ромы там дом. Шел на искусственное поле, в Хельсинки таких полно, находил 12‑летних пацанов и возился с ними. «Отнимайте у меня мяч». И вот они гурьбой за ним бегали – шикарное упражнение. Еще раз или два потренировался вместе с ХИКом.
И вы даже не представляете, как много он бегал! Немного найдется игроков, которые так себя мучили этим летом. Находил места в Хельсинки и брал штурмом горы. Есть там один холм. Чтобы забраться на его вершину, надо преодолеть 300 ступенек. Вот он три раза в неделю бегом туда поднимался.
– Одобряете такие нагрузки?
– Ну а вы видите, какой результат? Вот и решайте, вредно это или нет (смеется).
«ПАП, МОЖНО ВРАТАРЯ ПОПРОСИТЬ?»
– Слуцкий рассказал, что Роман занимался вместе с вашей командой, «Яро».
– Да несколько раз приезжал ко мне в Якобстад – это порядка 400 км от Хельсинки. Один раз на неделю, второй – дня на четыре. Тренировался с командой. Звонит мне: «Пап, а можно вратаря попросить?». Конечно, можно. Для ребят из «Яро» тоже ведь за честь, что он с ними играет. Ну, выходим с ним, значит, на поле – и поехали.
– И вы выходите?
– Ну а как иначе? Надо же пас отдавать, чтобы он принял и ударил. За тренировку по сто ударов получается. Потом подачи. Когда он после гола «Ростову» сказал в интервью, что очень любит удары с лета и много их тренирует, это вовсе не бравада. Сколько я ему наподавал таких мячей, сколько он сделал этих повторений!
– Теперь Слуцкий знает, кого благодарить.
– Моей заслуги в нынешней форме Ромы нет. Он понимал, что должен быть готов в любой момент. Ему говорили: «Вот уже завтра все решится». И так тянулось в течение двух-трех недель. Заставлял себя, держал в форме.
Наверное, самая большая моя заслуга в том, что в детстве заронил в нем зерно работяги. Человек понимает, что ему нужно и как этого добиться. Что без работы ничего не получится, что нельзя останавливаться и что всегда нужно стремиться к чему-то лучшему. Они с Лешей даже когда в отпуск сюда приезжают, всегда ходят на тренировки. Если это происходит зимой, то раза три в неделю ходим в зал.
– Роман после игры с «Ростовом» собирался в Финляндию. Виделись?
– Рома полетел в Хельсинки к жене и новорожденной дочке. Он ведь даже не видел свою девочку, потому что жена родила уже после того, как он уехал тренироваться в ЦСКА.
– Теперь понятно, почему так вдохновенно отыграл.
– Видимо, и поэтому тоже (улыбается).
«СЫН ХОЧЕТ РАЗВИТИЯ В КАРЬЕРЕ»
– В ЦСКА утверждают, что не провоцировали уход Еременко из «Рубина». Шеф-скаут армейцев Олег Яровинский заметил: «Там все очень запутанно». Можете распутать?
– Личного конфликта с клубом у Ромы не было: ни с тренером, ни с руководством. Просто он хотел и хочет какого-то развития в карьере.
– Неужели для этого обязательно убегать из команды и несколько месяцев скрываться в другой стране?
– Рома заблаговременно уведомил клуб, что ищет команду.
– А «Рубин» был против?
– Отслужив три года своего контракта, ты имеешь право расторгнуть его. Таков закон, нравится он кому-то или нет. Изначально никто не предполагал, что все так затянется. Есть и другие нюансы, почему Рома не вернулся в Казань. «Рубин» вышел с определенным предложением, которое Рома не мог принять. Не буду вдаваться в детали.
Рома по-прежнему очень хорошо относится к «Рубину», и всегда относился. Просто он знает, чего хочет, и принимает решения, которые ему удобны. Никаких конфликтов тут нет: человек отслужил три года – и ушел на повышение. Ничего более. Каждый сам отвечает за свою жизнь. Кто позаботится о твоем благосостоянии, если не ты сам? Играешь там, где считаешь лучше. Такое решение надо уважать, а не рассказывать, что кто-то предатель и что-то не так сделал.
– Роман заявил, что надеется стать легендой армейцев. Значит, больше повышений не планируется?
– Мечта остается, без нее никуда. Надо ведь к чему-то стремиться? А дальше уже как получится. Футбольная жизнь коротка, можно и не успеть все, что задумал.
СЛОВО – АДВОКАТУ
«Рубин» требует за Еременко гораздо больше, чем 10 млн. евро»
Партнер юридической фирмы Legal sport, спортивный юрист Михаил ПРОКОПЕЦ, представляющий интересы Романа Еременко в его тяжбе с «Рубином», рассказал «ССФ» о нюансах громкого дела.
– Роман воспользовался правом расторгнуть контракт с «Рубином» вне защищенного периода. Это право прописано в параграфе 17 регламента ФИФА по статусу и трансферам игроков. Согласно ему футболист может в одностороннем порядке расторгнуть контракт по прошествии трех сезонов, проведенных в клубе. Это в том случае, если на момент заключения контракта ему было меньше 28 лет. А если на момент заключения соглашения игроку было больше 28 лет – тогда по прошествии двух.
О своем желании уйти Еременко известил «Рубин» задолго до конца сезона. Но в клубе неконструктивно подошли к вопросу и начали заламывать у потенциальных покупателей откровенно астрономические суммы. Минимальная планка, о которой шла речь, – 10 млн. евро. За такие деньги просто нереально продать футболиста, у которого остался год контракта с клубом.
У «Рубина» была всего одна возможность продать Еременко за нормальные деньги – этим летом. Зимой у Романа оставалось бы полгода контракта, и он имел полное право вести переговоры с другим клубом – и уйти летом 2015‑го бесплатно. Однако никакой конструктивной позиции по поводу продажи Еременко «Рубин» так и не высказал.
Поэтому Еременко не оставалось ничего другого, кроме как расторгнуть договор в одностороннем порядке. Предварительно он и его агент неоднократно пытались договориться с клубом о цивилизованном прекращении отношений, но адекватной реакции так и не последовало. На медийном пространстве Романа и его агента выставляют предателями и злодеями. А я призываю посмотреть на то, как «Рубин» расставался с другими своими игроками. Ушел Натхо – виноват агент.
Ушел Еременко – снова виноват агент. Ушел Торбинский – не прав сам игрок. Рондон безо всякой причины решил уехать в «Зенит». Виноваты все, кроме самого «Рубина». Между тем на сегодняшний момент в РФС, ФИФА и CAS находится 6 уже длящихся дел агентов, клубов и футболистов против казанского клуба.
Самая главная проблема в деле Еременко касается суммы компенсации за игрока. Если стороны заранее не договорились о ней, то эта сумма высчитывается органом, который рассматривает спор – в данном случае Палатой по разрешению споров ФИФА. И самый главный упор «Рубин» делает именно на расчет суммы компенсации, причем требует гораздо большую сумму, чем 10 млн. евро. По опыту могу сказать, что рассмотрение жалобы может занять от полугода до двух лет.