УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ
Василий УТКИН, телекомментатор НТВ
УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ
Ловишь себя на странном ощущении. Перед международной игрой, неважно какой, всегда интересуешься соперником: кто он, какой он… В нашей русской действительности в последнее время все наоборот: наши собственные команды ставят загадки.
Вот кто знал, в каком составе сборная выйдет в Швейцарии? А ведь это еще только один состав, а не вся игра с привычными сочетаниями и сыгранными комбинациями. Интригующая, но не всегда главная штука…
И вот теперь «Спартак». Ну кто скажет, какой он сегодня? Штолцерс, Маркан, Калиниченко — хорошие футболисты. Сильные и обученные… Но какой будет команда? «Спартак», всероссийский Гюльчатай, не выглядывает из-под плотной чадры.
Можно сказать: пройдет день, настанет вечер, и мы узнаем, чего стоили все обновления и перестановки. Так, да не совсем. Вечером ничего нельзя узнать окончательно, потому что утро считается мудренее, чем вечер. А за утром последует новый вечерок. И так довольно долго. «Спартак» перестраивается не на один день; кроме того, думается, процесс перестройки (смешное слово, вызывающее непременные исторические параллели) будет продолжаться. Просто возможность посмотреть, чего каждый стоит сегодня. И продолжить работу…
Сомнений много. Штолцерс ведь не зря в «Шахтере» на лавке сидел, свербит в голове упрямая долбящая мысль! Что-то не задалась у него игра с «Динамо». Тихонов на пару с Щеголевым в том же матче начисто проиграли свой фланг Гусеву с Точилиным. Конечно, другой вопрос, как они этим воспользовались, да и против «Байера» выйдет не Щеголев, а кто-нибудь другой… Но все равно неприятно. Калиниченко без опыта; так и остается вопросом, может ли он с первой до последней минуты отыграть сколько-нибудь ровно. Правда, без таких вопросов не может обходиться напряженное ожидание важной игры.
Но тревога тревоге рознь. В нашей группе – высокотехничные команды, предпочитающие вести созидательную игру. «Спартак» и сам такой; это, в частности, означает, что в каждом матче пойдет нешуточная борьба за центр поля, за обладание мячом. Мы знаем про «Байер», что он лишился Эмерсона и Байнлиха — как раз центра полузащиты; мы знаем, что из «Реала» ушел, наверное, лучший опорный полузащитник в мире Редондо. В минувшую субботу «Реал» провел первый матч в стартовавшем испанском чемпионате, и несостоятельность центра полузащиты — в игре с «Валенсией» эту должность справляли Макелеле и Селадес — бросалась в глаза. Макелеле-то, кстати, смотрится очень неплохо, но вот коллективные действия — беда. Чуть только во втором тайме «Валенсия» придавила соперника прессингом, чуть только развернулся в середине ее звездный новобранец Дешам, так у «Реала» что вперед пойти, что чужую атаку встретить — все перестало получаться… Все это объективные проблемы, все это — аргументы в пользу «Спартака». Но сумеет ли российский чемпион ими воспользоваться?
Может быть, лучше «Спартаку» сперва играть в Леверкузене, а потом с «Реалом» дома. Ситуация уж очень напоминает ту, в которой «Спартак» прибил «королевский» клуб два года назад: снова у мадридцев скомканная предсезонка из-за того, что лидеры отдыхали после чемпионата Европы дольше обычного; снова сезон у испанцев только-только стартовал — это же не только нашим трудно играть весной, но и им, не нашим, тяжело ранней осенью… Но в Мадриде шансов все равно мало. Впрочем, до Мадрида еще надо продержаться.
Мне было бы интересно узнать, может ли «Спартак» сыграть от обороны? Я точно знаю, что он так играть не будет, но любопытно просто даже из любопытства — будет ли такое когда-нибудь? Вот против «Байера» в этом году именно такая игра приносила успех. «Байер» сегодня чувствует себя как бы в одежде на размер меньше. Поставьте себя на место Зе Роберто: блестящий мастер, он привык, что рядом, к примеру, Эмерсон, а теперь его нет. Совсем другая пошла игра! Оттого-то вести собственную игру у «Байера» пока получается неважно. Класс, конечно, величина объективная; даже после потери группы игроков «Байер» располагает мировыми звездами, коих нет в «Спартаке». Но почему-то кажется, что поймать их на встречном движении в Леверкузене было бы не проще, нет, но как-то надежнее, чем взламывать оборону в Москве.
А в магическую устойчивость немецких команд в играх с россиянами верить не стоит. Даже генератор случайных чисел иногда выдает — случайно, разумеется — ряды цифр, в которых угадываются закономерности. «Спартак», конечно, пока что проходил в еврокубках только одну немецкую команду — «Карлсруэ». Но это очень субъективный показатель. Вот, к примеру, шесть лет назад в групповом турнире спартаковцам уже попадалась «Бавария», и они сыграли 1:1 в Москве и 2:2 в гостях. По старинным еврокубковым подсчетам, это победа, вот только она россиянам не пригодилась: «Бавария» набрала значительно больше очков.
Вот и сейчас главный, как кажется, смысл игры в том, что не «Байером» единым... Можно и не победить данного конкретного соперника; успех определяется турниром в целом. Это не значит, что можно проигрывать; это просто немного меняет критерии. Нужно не просто собраться на игру; нужно суметь прибавлять по ходу шестиматчевого марафона. До сих пор «Спартаку» это не удавалось никогда; наоборот, с течением времени их активность затухала и последние матчи удавались меньше первых, а вернее, не удавались вовсе. Вот в чем хотелось бы видеть изменения; вот в чем критерий успеха в групповом лигочемпионском турнире.