Счастливая чайка для Скудерии
Прошел 21 год с того памятного всем поклонникам «Феррари» дня, когда южноафриканец Джоди Шектер, придя на «Гран-при Италии» к финишу первым, принес Скудерии заветный чемпионский титул. Много уже было сказано о том, что ни в какой другой команде «Формулы-1» не придают такого большого значения победе своего пилота в чемпионате, даже забывая подчас о розыгрыше Кубка конструкторов, как в этой итальянской конюшне. Однако сегодня для почитателей «королевских гонок» имя Шектера интересно не только в связи с приятными ностальгическими воспоминаниями, эту фамилию все чаще произносят, когда говорят о будущих звездах автоспорта, то и дело проводя параллели между Шектером-старшим и его сыном Томом.
ФЛЭТЧЕР
Едва южноафриканский гонщик Джоди Шектер попал в мир автоспорта, как тут же получил прозвище Флэтчер — в честь одного из героев книги "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Герой этого произведения захотел научиться летать гораздо раньше, чем это делают его собратья, и поэтому все его попытки воспарить в небо заканчивались столкновением с утесом. Бесспорно, по своему потенциалу Джоди мог стать чемпионом мира, вопрос был только в том, доживет ли он до этого дня. Его «послужной список» аварий выглядит очень внушительно: Франция и Канада — 1973, Германия — 1975, Швеция и Франция — 1977, Бразилия, США и Австрия — 1978…
На рубеже 70-х Шектер приехал в Великобританию в качестве подающего большие надежды гонщика. Он настолько быстро перешагнул из «Формулы-1600» в «Формулу-3», что уже в следующем сезоне получил возможность управлять «Маклареном» на «Гран-при США» в Уоткинс-Глене. Этот потрясающий прогресс продолжался и в следующем 1973 году. Во время «Гран-при Франции» 23-летний Шектер лидировал в гонке, пока его буквально не столкнул с трассы «Лотус» Эмерсона Фиттипальди. В течение сезонов-1974-76 Шектер ездил за «Тиррелл» в качестве первого пилота. И четыре победы, завоеванные Джоди на этом болиде, еще больше упрочили мнение поклонников «Формулы-1», что Южная Африка в скором времени получит своего героя.
Осознав, что дальнейшее продвижение в карьере с «Тирреллом» вряд ли возможно, Шектер переходит в только что организованную команду «Вольф» и, несмотря на семь сходов в сезоне, молодой автогонщик становится в 1977 году вице-чемпионом мира вслед за Ники Лаудой. Это было потрясающее начало для команды, но, к сожалению, сохранить этот темп конюшня не смогла, и Джоди Шектеру ничего не оставалось делать, как принять предложение Энцо Феррари и в 1979 году перейти в Скудерию.
ФОРЦА, ФЕРРАРИ!
Многим тогда казалось, что Шектер совершает ошибку. Комбинация горячего южного темперамента, который преобладал в итальянской команде, с резкой безапелляционной откровенностью Джоди могла в любой момент привести к конфликтам. Не предвещало ничего хорошего и сочетание в конюшне двух бесспорно талантливых и честолюбивых гонщиков — Шектера и Жиля Вильнева. Однако опасения, что канадец не захочет мириться с ролью второго пилота и при первом же подходящем случае заявит о своих правах на ведущие позиции, не оправдались. Жиль и Джоди сразу же нашли общий язык. Канадец, которого все называли «маленький принц» за благородство души, больше всего на свете ценил дружбу и никогда бы не смог позволить себе совершить подлый поступок в отношении товарища.
Сезон начался для «Феррари» крайне неудачно. Сначала сход обеих машин в Аргентине, а затем в Бразилии финиш на 5-м и 6-м местах. Но весной на смену прошлогодней модели болида пришла новая — «Феррари- 312Т4». Вильнев и Шектер сразу же сделали два дубля подряд — в Южной Африке и США. А затем на «Гран-при Бельгии» пришла пора побеждать Шектеру. Лето закончилось, и стало совершенно очевидно, что чемпионский титул в этом году разыграют между собой два пилота «Феррари».
ВСЕ РЕШАЛОСЬ В ЗНАМЕНИТОЙ МОНЦЕ…
9 сентября 1979 года. Монца, Италия. Две «Феррари» бок о бок стремительно мчатся к финишу. Причем канадец Жиль Вильнев, который едет вторым, имеет несколько возможностей обойти своего напарника по Скудерии Джоди Шектера. Победа может принести Жилю шансы на чемпионство, и тем не менее Вильнев не предпринимает ни малейшей попытки на обгон.
Как ни странно, но после гонки, пьяным от счастья был не только Шектер, выигравший и «Гран-при», и чемпионскую корону. Его товарищ по команде Жиль Вильнев тоже не скрывал радости. «Я мог обойти сегодня Джоди, — говорил после финиша Вильнев, — но я обещал ему не делать этого. Мое время еще придет…» Но отдать долг своему другу Шектер так и не смог.
В 1980 году атмосферные двигатели «Феррари» явно уступали турбомоторам их конкурентов. Действующий чемпион мира с огромным трудом лишь однажды на «Гран-при США-Запад» закончил гонку в очках и стал в итоге 19-м. Острый язык Шектера в самый неподходящий момент подвел своего хозяина, и после очередной критики в адрес алого болида Джоди пришлось искать себе новое место работы.
Но начинать все с начала у южноафриканца уже не было желания. В конце сезона-1980 он покинул «Формулу-1». Фамилия Шектер исчезла из «королевских гонок». Но навсегда ли?..
ДИНАСТИЯ АВТОГОНЩИКОВ
Помните, с каким воодушевлением поклонники «королевских гонок» встретили появление в «первой Формуле» Жака Вильнева? Все сравнивали его с отцом, говорили, что канадец должен сделать то, что не успел Жиль. А когда чемпионский титул все-таки достался юной звезде, тут же пошли разговоры: «А как же иначе?! Вильнев — есть Вильнев!» Нечто подобное сейчас происходит в отношении Томаса Шектера — младшего сына Джоди.
Как и большинство его коллег, Томас начал свою карьеру с картинга. Вначале это было не больше чем хобби, но как только к парню пришли первые победы, ему захотелось нечто большего. «Как только вы начинаете приходить к финишу первым, вы хотите победить всех!» — говорит Томас. В 1998 году Шектер-младший покинул родную Южную Африку и перебрался в Великобританию под опеку своего отца (родители Томаса давно не живут вместе).
«Мне сразу понравился Лондон. Единственное, что меня раздражает в Великобритании, так это погода», — смеется Том. Но как бы то ни было, с этого момента Джоди Шектер взял на себя роль менеджера младшего сына и, используя все свои связи, помогал Тому в продвижении карьеры. Но ни в одном виде спорта, в том числе и автомобильном, невозможно добиться успеха только за счет знаменитого отца.
В 1998 году юный южноафриканец занимает третье место в юниорской «Формуле-Воксхолл», а через год становится победителем Евросерии ИФДА, установив своеобразный рекорд по количеству побед и поул-позишн. Эти успехи приводят к тому, что команда «Стюарт», выступающая в британской «Формуле-3», подписывает с Шектером контракт на 2000 год.
Но это еще не все. Томас Шектер, которому 21 сентября исполнится 20 лет, уже стал тест-пилотом «Ягуара» и успел дебютировать в международном чемпионате «Формулы-3000». Причем во второй своей гонке умудрился подняться на вторую ступеньку подиума.
«Я хочу, чтобы Томас набрался побольше опыта в различных автогоночных чемпионатах, прежде чем он попадет в «Формулу-1», — говорит Джоди Шектер. –
Родился 29 января 1950 года в Ист-Лондоне.
В «Формуле-1» выступал с 1972 по 1980 годы за команды «Макларен» (1972—1973), «Тиррелл» (1974—1976), «Вольф» (1977—1978) и «Феррари» (1979—-1980).
Чемпион мира 1979 года, вице-чемпион 1977 года, третье место в чемпионатах - 1974 и 1976.
Принял участие в 113 «Гран-при», стартовав в 112 из них: одержал 10 побед, 33 раза поднимался на подиум, трижды стартовал с поул-позишн и 13 — с первого ряда, 5 раз показал быстрейший круг в гонке. За карьеру набрал 255 очков, из них 246 в зачет чемпионата.
ФЛЭТЧЕР
Едва южноафриканский гонщик Джоди Шектер попал в мир автоспорта, как тут же получил прозвище Флэтчер — в честь одного из героев книги "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Герой этого произведения захотел научиться летать гораздо раньше, чем это делают его собратья, и поэтому все его попытки воспарить в небо заканчивались столкновением с утесом. Бесспорно, по своему потенциалу Джоди мог стать чемпионом мира, вопрос был только в том, доживет ли он до этого дня. Его «послужной список» аварий выглядит очень внушительно: Франция и Канада — 1973, Германия — 1975, Швеция и Франция — 1977, Бразилия, США и Австрия — 1978…
На рубеже 70-х Шектер приехал в Великобританию в качестве подающего большие надежды гонщика. Он настолько быстро перешагнул из «Формулы-1600» в «Формулу-3», что уже в следующем сезоне получил возможность управлять «Маклареном» на «Гран-при США» в Уоткинс-Глене. Этот потрясающий прогресс продолжался и в следующем 1973 году. Во время «Гран-при Франции» 23-летний Шектер лидировал в гонке, пока его буквально не столкнул с трассы «Лотус» Эмерсона Фиттипальди. В течение сезонов-1974-76 Шектер ездил за «Тиррелл» в качестве первого пилота. И четыре победы, завоеванные Джоди на этом болиде, еще больше упрочили мнение поклонников «Формулы-1», что Южная Африка в скором времени получит своего героя.
Осознав, что дальнейшее продвижение в карьере с «Тирреллом» вряд ли возможно, Шектер переходит в только что организованную команду «Вольф» и, несмотря на семь сходов в сезоне, молодой автогонщик становится в 1977 году вице-чемпионом мира вслед за Ники Лаудой. Это было потрясающее начало для команды, но, к сожалению, сохранить этот темп конюшня не смогла, и Джоди Шектеру ничего не оставалось делать, как принять предложение Энцо Феррари и в 1979 году перейти в Скудерию.
ФОРЦА, ФЕРРАРИ!
Многим тогда казалось, что Шектер совершает ошибку. Комбинация горячего южного темперамента, который преобладал в итальянской команде, с резкой безапелляционной откровенностью Джоди могла в любой момент привести к конфликтам. Не предвещало ничего хорошего и сочетание в конюшне двух бесспорно талантливых и честолюбивых гонщиков — Шектера и Жиля Вильнева. Однако опасения, что канадец не захочет мириться с ролью второго пилота и при первом же подходящем случае заявит о своих правах на ведущие позиции, не оправдались. Жиль и Джоди сразу же нашли общий язык. Канадец, которого все называли «маленький принц» за благородство души, больше всего на свете ценил дружбу и никогда бы не смог позволить себе совершить подлый поступок в отношении товарища.
Сезон начался для «Феррари» крайне неудачно. Сначала сход обеих машин в Аргентине, а затем в Бразилии финиш на 5-м и 6-м местах. Но весной на смену прошлогодней модели болида пришла новая — «Феррари- 312Т4». Вильнев и Шектер сразу же сделали два дубля подряд — в Южной Африке и США. А затем на «Гран-при Бельгии» пришла пора побеждать Шектеру. Лето закончилось, и стало совершенно очевидно, что чемпионский титул в этом году разыграют между собой два пилота «Феррари».
ВСЕ РЕШАЛОСЬ В ЗНАМЕНИТОЙ МОНЦЕ…
9 сентября 1979 года. Монца, Италия. Две «Феррари» бок о бок стремительно мчатся к финишу. Причем канадец Жиль Вильнев, который едет вторым, имеет несколько возможностей обойти своего напарника по Скудерии Джоди Шектера. Победа может принести Жилю шансы на чемпионство, и тем не менее Вильнев не предпринимает ни малейшей попытки на обгон.
Как ни странно, но после гонки, пьяным от счастья был не только Шектер, выигравший и «Гран-при», и чемпионскую корону. Его товарищ по команде Жиль Вильнев тоже не скрывал радости. «Я мог обойти сегодня Джоди, — говорил после финиша Вильнев, — но я обещал ему не делать этого. Мое время еще придет…» Но отдать долг своему другу Шектер так и не смог.
В 1980 году атмосферные двигатели «Феррари» явно уступали турбомоторам их конкурентов. Действующий чемпион мира с огромным трудом лишь однажды на «Гран-при США-Запад» закончил гонку в очках и стал в итоге 19-м. Острый язык Шектера в самый неподходящий момент подвел своего хозяина, и после очередной критики в адрес алого болида Джоди пришлось искать себе новое место работы.
Но начинать все с начала у южноафриканца уже не было желания. В конце сезона-1980 он покинул «Формулу-1». Фамилия Шектер исчезла из «королевских гонок». Но навсегда ли?..
ДИНАСТИЯ АВТОГОНЩИКОВ
Помните, с каким воодушевлением поклонники «королевских гонок» встретили появление в «первой Формуле» Жака Вильнева? Все сравнивали его с отцом, говорили, что канадец должен сделать то, что не успел Жиль. А когда чемпионский титул все-таки достался юной звезде, тут же пошли разговоры: «А как же иначе?! Вильнев — есть Вильнев!» Нечто подобное сейчас происходит в отношении Томаса Шектера — младшего сына Джоди.
Как и большинство его коллег, Томас начал свою карьеру с картинга. Вначале это было не больше чем хобби, но как только к парню пришли первые победы, ему захотелось нечто большего. «Как только вы начинаете приходить к финишу первым, вы хотите победить всех!» — говорит Томас. В 1998 году Шектер-младший покинул родную Южную Африку и перебрался в Великобританию под опеку своего отца (родители Томаса давно не живут вместе).
«Мне сразу понравился Лондон. Единственное, что меня раздражает в Великобритании, так это погода», — смеется Том. Но как бы то ни было, с этого момента Джоди Шектер взял на себя роль менеджера младшего сына и, используя все свои связи, помогал Тому в продвижении карьеры. Но ни в одном виде спорта, в том числе и автомобильном, невозможно добиться успеха только за счет знаменитого отца.
В 1998 году юный южноафриканец занимает третье место в юниорской «Формуле-Воксхолл», а через год становится победителем Евросерии ИФДА, установив своеобразный рекорд по количеству побед и поул-позишн. Эти успехи приводят к тому, что команда «Стюарт», выступающая в британской «Формуле-3», подписывает с Шектером контракт на 2000 год.
Но это еще не все. Томас Шектер, которому 21 сентября исполнится 20 лет, уже стал тест-пилотом «Ягуара» и успел дебютировать в международном чемпионате «Формулы-3000». Причем во второй своей гонке умудрился подняться на вторую ступеньку подиума.
«Я хочу, чтобы Томас набрался побольше опыта в различных автогоночных чемпионатах, прежде чем он попадет в «Формулу-1», — говорит Джоди Шектер. –
Хотя у сына другое мнение. Он считает, что уже готов выехать на одну трассу с Шумахером и Хаккиненом, рассуждая, что если такое по плечу Баттону, то и он справится. Все же я думаю, что для него будет лучше подождать еще один год».
Интересно, если все-таки Михаэль Шумахер, несмотря на все старания, так и не принесет в этом сезоне «Феррари» чемпионский титул, не сделают ли боссы Скудерии, что называется, «ход конем», восстановив некогда звездное сочетание — Вильнев—Шектер?
НАША СПРАВКА
Джоди Дэвид ШЕКТЕР
Родился 29 января 1950 года в Ист-Лондоне.
В «Формуле-1» выступал с 1972 по 1980 годы за команды «Макларен» (1972—1973), «Тиррелл» (1974—1976), «Вольф» (1977—1978) и «Феррари» (1979—-1980).
Чемпион мира 1979 года, вице-чемпион 1977 года, третье место в чемпионатах - 1974 и 1976.
Принял участие в 113 «Гран-при», стартовав в 112 из них: одержал 10 побед, 33 раза поднимался на подиум, трижды стартовал с поул-позишн и 13 — с первого ряда, 5 раз показал быстрейший круг в гонке. За карьеру набрал 255 очков, из них 246 в зачет чемпионата.