БЕСПОДРЯДКИ В МАДРИДСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ
«Реал» вошел в историю как первый двукратный обладатель Лиги чемпионов. Но несмотря на последние успехи, над «Королевским клубом» в свете настроений, царящих сейчас среди высших чиновников УЕФА, стали сгущаться тучи. Имея колоссальные долги, он рискует быть исключенным из турниров, в которых выступает. В связи с этим вспомним случаи, когда другие маститые клубы находились на грани банкротства.
ВЫБЕРЕТСЯ ЛИ «РЕАЛ» ИЗ ТРЯСИНЫ?
Недавно президент Европейского футбольного союза Леннарт Юханссон заявил о скором введении системы лицензирования, при которой только клубы с благополучным экономическим положением, не отягощенные огромными долгами, будут допущены к внутренним и международным соревнованием.
Причиной долгов зачастую становятся чрезмерные траты на покупку новых игроков. Юханссон сказал, что обеспокоен умопомрачительными суммами, которые клубы платят за звезд. «В конце концов это явление приведет к катастрофе», -- пророчит он.
«Когда клуб, и так находящийся по уши в долгах, выкладывает фантастические деньги за одного-единственного игрока, никто в мире не убедит меня в разумности этого шага, -- считает Юханссон. -- Вот почему мы хотим навести порядок, при котором подобные абсурдные вещи не будут иметь места. Только клубы с хорошо сбалансированной экономикой смогут выступать в своих национальных соревнованиях и, следовательно, представлять свою страну в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА».
Ясно, что в первую очередь Юханссон имел в виду «Реал», огромные долги которого стали притчей во языцех. Их точного размера никто не знает, но по разным оценкам они колеблются между 150 и 250 миллионами долларов. Это обстоятельство не помешало, однако, новому президенту клуба Пересу потратить еще 56 миллионов на покупку Луиша Фигу. А в придачу к нему были приобретены еще несколько сильных футболистов -- Макелеле, Мунитис, Селадес, Флавио Консейсан. До последнего момента руководство «Реала» -- это касается в первую очередь предыдущего президента Санса -- закрывало глаза на катастрофическое состояние бюджета. Пересу досталось тяжелое наследство, и расхлебывать кашу предстоит ему. Предется поломать голову, как в срочном порядке залатать громадную дыру в бюджете.
Некоторые испанские газеты сообщили о том, что руководство клуба все-таки вынашивает идею продажи тренировочной базы. Перес в своем обращении к членам клуба не подтвердил этого, сказав о том, что существуют другие, менее драматичные способы выхода из кризиса: «Обстановку в клубе надо сделать более профессиональной, и я этим займусь прямо с сентября. Мы будем ликвидировать дефицит за счет получения стабильно высоких доходов. А для этого необходимо добиться, чтобы «Реал» постоянно побеждал. Мы располагаем составом, который способен на это. Надо лишь следить за тем, чтобы боевой дух у игроков всегда был на высоте».
Перес не считает покупку Фигу ошибкой: «По мне, это идеал футболиста. Он всегда заряжен на победу и способен передавать этот заряд партнерам».
«РЭСИНГ» НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИ
В конце 90-х годов в Аргентине в катастрофическое финансовое положение попал «Рэсинг» из Буэнос-Айреса -- один из представителей так называемой «Большой шестерки» аргентинского футбола. Его долги составили 60 миллионов долларов. Это в несколько раз меньше того, что «накопил» «Реал», но по южноамериканским меркам -- сумма запредельная. Клуб оказался не в состоянии платить игрокам зарплату.
В первый раз «Рэсинг» собирались признать банкротом в июле 1998 года. Но руководству клуба удалось добиться нескольких отсрочек. В начале 1999 года в Аргентине разразился другой скандал национального масштаба: клубы высшего дивизиона объявили забастовку в поддержку низших дивизионов, чьи турниры были отменены в связи с ростом хулиганства. Из-за этого старт чемпионата-клаусуры был отложен на три недели.
Пока продолжалась эта забастовка, суд вынес-таки решение по поводу «Рэсинга», признав его банкротом и запретив продолжение им какой-либо деятельности. Трем последним президентам клуба были предъявлены обвинения в мошенничестве и растранжиривании фондов за время нахождения каждого из них в должности. А арена клуба, названная в честь аргентинского диктатора Хуана Доминго Перона, была выставлена на продажу.
Но суд не рассчитал реакции болельщиков «Рэсинга», которых в стране достаточно много. В день, когда должен был, наконец, состояться первый тур, 35 000 фанатов собрались на стадионе в воскресенье в то время, на которое по расписанию была намечена игра «Рэсинга». Курьезным образом это число стало «рекордом» тура -- нигде больше столько зрителей не собралось.
Видимо, этот факт привлек к проблеме «Рэсинга» внимание властей. Тут как раз близились выборы. И правительство оказало давление на судебные органы, которые неожиданно признали «ошибки» в своих действиях и вновь разрешили «Рэсингу» играть. К тому же и в самих этих органах нашлись болельщики этого клуба.
Словом, опять начались отсрочки. Фанаты, в свою очередь, тоже предприняли энергичные усилия и собрали три миллиона долларов -- но даже эти деньги мало помогали: ведь они покрывали только двадцатую часть долга.
И тут правительство придумало оригинальный способ спасения от банкротства. Министерство по делам спорта издало закон, согласно которому клуб был объявлен собственностью государства. Для «Рэсинга» это решение стало своего рода спасательным кругом.
Главным предметом славы и гордости «Рэсинга» стала победа в Межконтинентальном Кубке 1967 года над «Селтиком». Правда, добыта она была при весьма неблаговидных обстоятельствах. «Селтик» выиграл первый матч у себя -- 1:0, после чего уступил -- 1:2 в Буэнос-Айресе. На предматчевой разминке вратарь шотландцев Ронни Симпсон получил ранение пущенной с трибун ракетой, и потерял сознание.
Но то были цветочки по сравнению с тем, что произошло через три дня в дополнительном матче в Буэнос-Айресе. Отношения между соперниками были настолько обострены, что парагвайский судья Родольфо Осорио вынужден был удалить шестерых(!) игроков – двух у «Рэсинга» и четырех у «Селтика». А когда шотландец Берти Оулд отказался покинуть поле, Осорио моментально дал финальный свисток, опасаясь более серьезной вспышки страстей. «Рэсинг» победил -- 1:0, и с тех пор для него наступили черные времена. Автор победного гола в Монтевидео Хуан Карлос Карденьяс говорит: «1967 год, когда мы принесли «Рэсингу» титул клубного чемпиона мира, стал самой яркой страницей в истории команды. Затем мы провели 33 бледных года, за время которых в клубе сменилось множество президентов. Все они любили много говорить, но мало что делали».
ПРОКЛЯТОЕ ИМЯ
В связи с этой историей стоит вспомнить, что очень печально сложилась судьба и у парижского тезки буэнос-айресского клуба. В середине ХХ века парижский «Рэсинг» считался одним из богатейших клубов не только у себя в стране, но и в Европе. В 30-е годы, к примеру, он собрал у себя фактически сборную континентальной Европы.
Затем последовала резкая деградация. Клуб отошел на второй, а потом и на третий план. Во второй половине 80-х годов «Матра» -- мультинациональная компания по производству оружия – сделала попытку возродить былое могущество «Рэсинга». По ее настоянию клуб видоизменил свое название и стал называться «Матра-Рэсинг», а потом все чаще и просто «Матра».
У компании были грандиозные планы сделать клуб одним из ведущих в Европе. Но надежд спонсоров он не оправдал и в 1989 году был лишен всех субсидий. И это предопределило новое, еще более оглушительное, падение «Рэсинга». Для начала руководству клуба пришлось покинуть роскошное здание на Елисейских Полях, где располагалась администрация, а затем пришлось отказаться от чартерных рейсов и пересесть в самолеты обычных авиалиний. Наконец, были распроданы большинство ведущих игроков. Самого дорогого – уругвайца Энцо Франческоли – продали в «Марсель» за 22 миллиона франков (4,5 миллиона долларов).
Но даже все эти меры в совокупности не спасли «Рэсинг» от глубокого кризиса, и сегодня он влачит жалкое существование на задворках французского футбола.
Название «Рэсинг» поистине оказалось проклятым. Только клуб с аналогичным названием из испанского Сантандера еще держится на плаву, но печальный опыт двух тезок должен его насторожить.
«МЮ» ПОГИБАЛ ДВАЖДЫ
Самым процветающим и богатым клубом современности считается «Манчестер Юнайтед». Его состояние оценивается уже в миллиард долларов. Но были времена, когда манкунианцы находились в шаге от скоропостижной «смерти».
На заре своего существования этот клуб носил название «Ньютон Хит» и представлял Ланкаширско-Йоркширскую железную дорогу. Поначалу спонсор очень щедро снабжал своих подопечных деньгами. И, как результат, «Хит» преуспевал. Уже в 1885 году ему был присвоен профессиональный статус, а еще через семь лет клуб избрали в первый дивизион (поскольку в чемпионате Англии тогда только один первый дивизион и был, состав его участников определялся коллегиальным путем).
А потом – случилось это в самом начале ХХ века – железнодорожная компания разорилась. Клуб в этой ситуации ждала весьма незавидная судьба: скорее всего, он бы просто развалился – тогда такое происходило сплошь и рядом. Но, к счастью, «Хит» почти сразу – в 1902 году – «подобрал» новый спонсор – крупный производитель пива Джон Хенри Дэвис. Именно тогда и появилось современное название команды «Манчестер Юнайтед», а также известные ныне всему миру цвета клуба красный и белый.
Деньги пивовара Дэвиса сделали свое дело довольно быстро: уже в 1908 году «Манчестер Юнайтед» становится чемпионом Англии. А еще через год впервые выигрывает Кубок страны. Дэвис не скупился, и в 1910 году у «МЮ» появляется новый стадион – 80-тысячник «Олд Траффорд». Он обошелся меценату в 60 тысяч фунтов – в начале века это были сумасшедшие деньги!
Затем началась Первая мировая. После ее окончания практически вся Европа оказалась в глубокой пропасти страшного финансового кризиса. Дэвис разорился, а «Манчестер» снова оказался перед угрозой расформирования. И вновь клубу повезло: Джеймс Гибсон, владелец текстильных мануфактур, чье финансовое положение было в то время в отличие от большинства предпринимателей довольно стабильно, предложил содержать команду на свои деньги.
«ЛИДС ЮНАЙТЕД» ВОЗНИК НА РУИНАХ «ЛИДС СИТИ»
Один из популярнейших ныне клубов Англии «Лидс Юнайтед» родился вследствие крушения своего предшественника – «Лидса Сити», который в начале века был сильнейшим клубом своего города.
В 1915 году чемпионат Англии прекратил разыгрываться в связи с войной и возобновился только в 1919-м. Этот год, который для многих других ознаменовал возрождение, для «Лидса Сити» стал годом «смерти».
Ничего не предвещало поначалу беды: клуб довольно неплохо начал сезон во втором дивизионе, набрав 10 очков в 8 матчах. Но тут разразился грандиозный скандал: «Лидс Сити» был уличен в незаконной выплате гонораров заезжим игрокам в военные годы, изгнан из футбольной лиги и распался. Интересно, что «потопил» клуб его же футболист Джим Коупленд, уязвленный тем, что ему урезали жалованье в угоду «легионерам».
Итак, «Лидс Сити» был объявлен «моральным банкротом» и в прямом смысле этого слова «пошел с молотка». Но уже спустя считанные часы после аукциона более тысячи шокированных болельщиков, которые уже не могли себе представить свой город без большого футбола, собрались и стали думать, как быть дальше. Тут же появился лидер движения Альф Массер, избранный председателем комитета, которому предстояло создать новый клуб. Массер и компания действовали энергично, и все формальности были проведены в считанные дни. Так на свет появился «Лидс Юнайтед». Кстати, в 1910 году в Лидсе уже существовал (в течение нескольких месяцев) футбольный клуб с таким названием, но ничего общего с нынешним он не имел.