ШПИОН ПО ИМЕНИ БЕРТРАН
В минувшее воскресенье, 23 июля, в Париже на Елисейских полях завершилась французская велогонка «Тур де Франс», победителем которой второй раз подряд стал американец Лэнс Армстронг.
ЛЭНС МЕЧТАЛ О ЖАННЕ Д’АРК
Париж. Долина Луары. Блуа, где находится мрачного вида замок. Именно здесь в 1429 году Жанна д’Арк готовилась к осаде Орлеана. Никогда так страстно 28-летний техасец Лэнс Армстронг не мечтал еще раз посетить эти исторические места, как в 1999 году. Тогда он вернулся во Францию. Не туристом, а участником «Тура...».
Вскоре после Олимпиады в Атланте, в октябре 1996-го врачи вынесли Лэнсу убийственный диагноз: раковая опухоль мозга. И предупредили, что уверены в том, что спортсмен выживет, увы, лишь на сорок процентов. Больничные палаты, бесконечные процедуры химиотерапии вконец измочалили знаменитого гонщика. Но он не сдавался, потому что был сильным и мужественным, потому что хотел любить жену, завести ребенка. Теперь у него, кстати, чудесный сынишка. И он выиграл в борьбе со смертью.
Сразу после победы на завершившемся на днях «Туре...» Лэнс произнес кощунственную фразу:
— Рак — лучшее, что произошло со мной! Он не убил меня, зато сделал хорошим велосипедистом.
Армстронг — отличный профессионал! Но все-таки по составу гонщиков «Тур де Франс» обмельчал. Не беру эпоху легендарных пятикратных победителей многодневки: французов Жака Анкетиля и Бернара Ино, бельгийца Эдди Меркса, которая давно канула в Лету. Обратимся к «Туру...» начала и середины 90-х годов. Когда на старт выходили испанец Мигель Индурайн, также пять раз выигрывавший эту гонку в 1991 — 95 годах, неоднократный победитель «Вуэльты» швейцарец Тони Ромингер, двукратный чемпион мира, серебряный призер «Тура...» 1991 года итальянец Джанни Буньо и его земляк «шоумен» Клаудио Кьяппуччи, известный в народе под прозвищем «вздорный Кьяппа», других спортивных событий в Европе, казалось, не существовало! «Тур...» приковывал внимание всех без исключения! Нет теперь таких выдающихся личностей.
ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ МОНСТР
Репутация «Тур де Франс» подмочена. Престиж велогонки, на которую молились и в которую верили, как в Бога, подорвал некий Бертран Сайнз. В 1998 году во время этапа, проходившего вблизи Лиона, в автомобиле массажиста бельгийской команды «Фестина» господина Вота обнаружили несметное количество пробирок с кровяным допингом, гормоном человеческого роста — эритропоетином или попросту ЭПО. Как выяснилось в результате долгих судебных разбирательств, запрещенными препаратами фестинцев, а также гонщиков из других команд в течение нескольких лет снабжал псевдомедик Сайнз, выдававший допинг за безобидные витамины. Спортсменов тогда затаскали по инстанциям. Дело одного из них — Ришара Виранка, звезды французских шоссейных гонок, слушалось в суде 12 часов практически без перерыва! Его оправдали, он перешел в команду «Полти». Меньше повезло знаменитому швейцарцу Алексу Цулле. Руководство национальной федерации велоспорта отнеслось к нему со всей строгостью.
Сайнз, не исключено, исполнял «роль» шпиона из мира большой политики. Рассказывает главный тренер российской сборной команды по шоссейным гонкам Николай ГОРЕЛОВ:
— Возможно, некоторые медицинские «проблемы» решили использовать через «Тур де Франс», чтобы ущипнуть непобедимого конкурента. И разразившийся скандал был не что иное, как многоходовая тщательно спланированная операция. «Тур...» ведь превратился во всепоглощающего монстра. Скажем, «Джиро д’Италия» в последние годы потерялась, ее даже в Италии показывали по телеканалу «Медиа сет», который в Европе никто не смотрит. Это в какой же угол надо было загнать итальянскую многодневку, имеющую столетнюю историю! И какой же мощью надо обладать «Туру», чтобы заявить о своем намерении с помпой переехать в Америку и провести там несколько этапов.
Как бы то ни было, допинговый скандал нанес по гонщикам несокрушимый удар. Тесты на кровяной допинг, которые с 1999 года проходят все участники «Джиро...» и «Тура...» накануне соревнований и после каждого горного этапа, принесли немало вреда. Так, 1 июля этого года за несколько часов до старта «Тур де Франс» с гонки сняли россиянина Сергея Иванова, анализ крови выявил повышенное содержание гематокрита. На прошлогодней итальянской велогонке перед предпоследним этапом вынужден был покинуть соревнования Марко Пантани — победитель «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия» 1998 года. Причина та же — кровяной допинг. К счастью, Марко не дисквалифицировали. Медики тогда до посинения спорили на тему, а был ли допинг. Дело в том, что повышенное содержание кровяных телец в организме тех или иных людей — норма от природы. Стало быть, система тестов на данный вид допинга несовершенна! А Пантани так расстроился, что даже объявил о своем уходе из велоспорта. Потом одумался, выступал на последнем «Туре...», но в горах сошел.
РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ
Российских велогонщиков на «Туре...» все меньше и меньше. В прошлом году хотя бы четверо добрались до финиша, в этом выступал лишь Вячеслав Екимов. По разным причинам во французской многодневке не смогли принять участие Иванов и Павел Тонков. Но где остальные россияне? Не были готовы к ответственному старту? Кто знает? Каждый ведь существует обособленно, руководствуется интересами коллектива, за который выступает.
Это трагедия, драма отечественного велоспорта, что у нас нет собственной профессиональной команды. Была «Рослотто», которая распалась из-за экономического кризиса. Наши прославленные спортсмены Екимов, Петр Угрюмов, Евгений Берзин, Дмитрий Конышев, которым за тридцать, сегодня уже на исходе. А новое поколение профессионалов пока не «оперилось». Кто сегодня знает, допустим, Гришкина, Смирнова, Жукова, которые уже не первый год носят профессиональную форму? Собрать бы способных молодых гонщиков под одной крышей и «раскрутить»!