ЕКАТЕРИНА ЛОБАЗНЮК УЧИТ МЫШКУ ДЕЛАТЬ ТРОЙНОЕ САЛЬТО
Еще полгода назад это была слегка угловатая маленькая Катя, робко ступающая на помост. Но буквально за несколько месяцев девчушка заметно выросла и похорошела, в ее движениях и жестах появились женское кокетство, шарм и обаяние. Однако изменения произошли не только во внешности Екатерины Лобазнюк, сегодня эту 17-летнюю гимнастку называют одним из лидеров нашей команды, ведь программа спортсменки из Алтайского края по сложности и оригинальности ни в чем не уступает комбинациям Хоркиной и Продуновой.
КУДА УБЕЖАТЬ
ОТ АРКАЕВА?
Не хватает Кате, пожалуй, лишь стабильности. Вот и на чемпионате России, который в эти дни проходит в «Олимпийском», Лобазнюк выступает, словно раскачиваясь на качелях, — то блестящее исполнение и высшая оценка среди всех участниц, то срыв на простом элементе.
— Катя, вы владеете сложнейшей акробатикой, а сальто вперед с поворотом на бревне кроме вас делает только еще Виктория Карпенко из Украины. Почему же ошибаетесь на ровном месте?
— Сама не знаю. Наверное, выполнив коварный элемент, сразу расслабляюсь, думаю: все самое страшное позади, можно вздохнуть. Тут и наступает расплата. Вот, например, никак не могу понять, почему в квалификации на бревне после твиста споткнулась на прыжке Шушуновой, который я обычно делаю с закрытыми глазами.
— А настроение аудитории и реакция зрителей для вас имеют значение?
— Да, это очень важно, мы же для них выступаем. В январе на показательных выступлениях во Франции был забавный случай. Мы проехали по 18 городам, и везде российских гимнастов встречали на «ура», а когда турне уже подходило к концу, нас привезли в какое-то небольшое местечко… Выходим на помост, выкладываемся как обычно, но в зале стоит мертвая тишина. Сидят зрители с каменными лицами и думают о чем-то своем. Спрашиваешь себя: что я здесь вообще делаю? Потом уже с девчонками мы сидели в номере и смеялись: наверное, им объявили, что будет футбол, а не гимнастика.
— Леонид Аркаев вообще строгий тренер? Волнуетесь, когда он внимательно наблюдает за вашей работой на снаряде?
— Конечно, мы побаиваемся Леонида Яковлевича. Он очень требовательный человек, а если еще и настроение у него плохое, то из-за пустяка Аркаев может так отчитать, что не знаешь, куда убежать. Но с другой стороны, он умеет приободрить. Вот сейчас я пробую новый прыжок, и хотя элемент еще сыроват, Леонид Яковлевич меня похвалил за смелость.
В ГИМНАСТИКЕ УЖЕ
СОБАКУ СЪЕЛА
— Трудно вообще было пробиться в сборную девочке из далекого Алтайского края?
— На самом деле мне было еще сложнее. Я родилась в Фергане — теперь это независимый Узбекистан. Но после того как распался Советский Союз, русским семьям там стало не очень уютно. Сначала мы переехали в Ташкент и попытались устроиться в цирке. Потом отправились еще дальше — в Россию. Обосновались в городе Рубцовске и там же познакомились с Валерием Федотовичем Диановым. После нескольких лет работы с ним я приехала в Москву на чемпионат России. Леонид Яковлевич посмотрел на меня и пригласил в сборную. С тех пор я тренируюсь на «Круглом».
— А мама и папа какое имеют отношение к гимнастике?
— Мама Людмила Леонтьевна — тоже мой тренер, именно она привела меня в зал, едва я научилась ходить. Папа Владимир Викторович — учитель физкультуры. Вообще у нас вся семья спортивная. Старшая сестра Женя тоже мастер спорта по гимнастике.
— Значит, вы с мамой все время вместе? Наверное, другие девчонки из сборной завидуют, что она рядом?
— Нет, наоборот, все спрашивают: как ты можешь тренироваться с мамой? Они думают, что так нельзя сосредоточиться и настроиться на дело. А мне нравится работать с ней. Мама всегда придумывает что-нибудь интересное. Например, когда мы были маленькие, она разучивала со своими ученицами новые элементы, играя в соревнования. Говорила нам: кто лучше всех сделает сальто, получит шоколадку. И мы старались вовсю, чтобы выиграть этот приз.
— Катя, в последнее время вы прибавили в росте. А нет ли проблем с лишним весом?
— Сейчас уже нет. Я научилась следить за собой и, несмотря на то, что ужасно люблю сладкое, все же контролирую себя и свои желания.
— Последний чемпионат мира проходил в Китае. Вы пробовали специфическую местную кухню?
— Да, но мне не понравилось. Все блюда у них или сладкие, или очень острые. Правда, один обед я никогда не забуду. Предложили нам мясо, которое, впрочем, оказалось довольно вкусным. А когда мы спросили, что это такое, получили в ответ: собака. Но, увы, было уже поздно...
ПУТЬ К СЕРДЦУ
ЧЕРЕЗ ЮМОР
— Катя, вы суеверный человек? Верите в приметы, гороскопы, предсказания?
— Нет, я не слишком верю в это. Но у нас на «Круглом» есть давняя традиция. Во время зарядки мы с девчонками слушаем по радио гороскоп на день, а потом все свои неудачи списываем на неправильное расположение звезд.
— У вас день рождения 10 июня, и, судя по всему, вы его в основном отмечаете там же, на спортбазе?
— Это точно. Не помню уже, когда в последний раз я отмечала его в Рубцовске. Самый замечательный подарок на этот раз мне сделал тренер Валерий Федотович. Я давно мечтала о велосипеде, и вот наконец он подарил мне его. Просыпаюсь, а у меня перед кроватью стоит «велик». Сейчас вся сборная катается по «Круглому» на нем.
— А чем увлекаетесь помимо гимнастики?
— Я обожаю животных, причем всех, за исключением тараканов и пауков. В Рубцовске у меня живет собака, а здесь я держу черепаху и маленькую серую мышку. А еще в последнее время я, как это ни странно, заинтересовалась футболом. Смотрела все матчи чемпионата Европы и переживала за итальянцев. Жаль, что в финале они проиграли французам.
— Месяц назад вам исполнилось 17 лет. Самое время для первой любви...
— А я уже через это прошла, когда мне было 8 лет... С тех пор больше ни в кого не влюблялась. Чтобы я обратила внимание на молодого человека, он должен обладать чувством юмора и железным терпением, чтобы сносить все мои причуды. Как у всех Близнецов, у меня «семь пятниц на неделе». Сегодня одно настроение, завтра — другое… Правда, сейчас я стала мудрее и стараюсь не выдавать своих эмоций.