РУССКИЕ ГАСТРОЛИ: КУБОК ПАЮЛАХТИ В ФИНЛЯНДИИ
ЛОКОМОТИВ —
САЛАВАТЮЛАЕВ 1:1
Сохранившие в минувшем сезоне прописку в Суперлиге только благодаря баталиям переходного турнира, уфимцы вправе записать себе в актив третью игру подряд. После стартовой победы подопечные Леонида Макарова дважды сыграли вничью с крепкими клубами. Правда, если «Нефтехимику» в поединке с ними удалось вырвать заветное очко лишь на последней минуте, то ярославцы, контролируя ход матча, заслужили ничью.
МАКАРОВ
НЕ ЗНАЕТ
ПОРАЖЕНИЙ
От поражения подопечные Петра Воробьева смогли уйти в самом начале заключительной двадцатиминутки. Только ступила на лед нога проштрафившегося защитника уфимцев Олега Коваленко, как мощный щелчок от синей линии Алексея Амелина застал врасплох и оборону «салаватовцев», и голкипера Андрея Шарнина.
Любопытно, что точно такой же гол провели в первом периоде и сами уфимцы, в третьей игре подряд предложив соперникам сыграть с ними в догонялки: бросок новобранца клуба Павла Комарова был неотразим даже для голкипера сборной России Егора Подомацкого.
В целом игра обеих команд напоминала схватку двух борцов, где никто не хотел уступать ни в одном движении и боролся за каждый участок ковра. Это наглядно отражает и примерно равное соотношение бросков в створ ворот: 27–24 в пользу ярославцев.
Настораживает одно: клуб Петра Воробьева за три матча ни разу не забил с игры в равных составах (шайба Кречина в пустые ворота питерцев не в счет). Конечно, отрадно, что в команде отлажена реализация большинства, однако кто-то из будущих оппонентов ярославцев наверняка сможет воспользоваться их слабыми сторонами и принять контрмеры к сильным.
«Локомотив» (Ярославль) – «Салават Юлаев» (Уфа) – 1:1 (0:1, 0:0, 1:0).
Дворец спорта «Холлола». 20 июля. 100 зрителей. Судья Грёнлунд (Финляндия).
Голы: 0:1 П. Комаров (Гареев, 15.17, б.), 1:1 Амелин (Горшков, Акимов, 40.44, б.).
Штраф: 14 – 14.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ
ТРЕХ ДНЕЙ ТУРНИРА
И В Н П Ш О
2. Нефтехимик 2 1 1 0 3-1 3
3. Локомотив 3 1 1 1 5-5 3
4. СКА 3 1 0 2 8-8 2
5. Металлург Нк 3 1 0 2 4-5 2
6. Северсталь 2 1 0 1 6-8 2
АЛЕКСАНДР ЮДИН: ВСЕ УЗНАЮТ, КТО КОРОЛЬ СРЕДИ ТАФГАЕВ!
Известный по выступлениям за московские «Спартак», «Динамо» и питерский СКА высоченный защитник-гигант Александр Юдин ныне нашел себе новое пристанище — нижнекамский «Нефтехимик», придя под крыло своего давнего знакомого Владимира Голубовича. Не потеряв навыков в своем любимом деле — драках на льду, Александр готов совершенствоваться в нем и на предсезонном Кубке Паюлахти, где в отличие от национального чемпионата ему, как он считает, не грозит пятиматчевая дисквалификация за кулачный бой. На днях Юдин впервые вышел на лед в составе нижнекамцев, в поединке против «Салавата Юлаева» действуя в своей излюбленной манере — беспощадно.
Александр Юдин известен своими порой совершенно нестандартными поступками как на льду, так и за пределами площадки. Часто его шутки вводили в заблуждение партнеров по команде как в стане красно-белых, так и в СКА, в составе которого он провел три года. Правда, с небольшим перерывом в прошлом сезоне, во время которого наш богатырь отправился за океан в лигу Западного побережья и нокаутировал там нескольких заокеанских бойцов, привезя на память даже видеокассеты с записями боев, чем охотно делился с российскими коллегами. Впрочем, для Александра подобные вояжи за океан — не редкость.
Юдин — неординарная личность. Закончив ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта), Александр не сомневался, что хоккей — именно его специальность. Он по жизни хочет быть первым во всем, считая, что лучше него вряд ли кто-то исполняет его коронное дело — драки.
Однако даже жесткость и подчас жестокость на льду не мешают Александру оставаться любящим мужем и заботливым отцом. У них с супругой Светланой растут две очаровательные дочурки — Ася, которой 6 лет, и двухгодовалая Соня.
— Каким образом вы оказались в «Нефтехимике»? Каковы впечатления от новой команды?
— Начну со второго вопроса. Приняли ребята хорошо, да и новичков в команде немало, как же иначе? В клубе создали все условия, удовлетворяющие меня в полной степени. Стараюсь теперь отплатить той же монетой. А оказался я в Нижнекамске во многом благодаря наставнику Владимиру Голубовичу, с которым мне очень приятно работать. Теперь главная задача — выиграть с ним медали чемпионата России. С этим тренером мы знакомы еще по московскому «Динамо», звал он меня и в Омск, но тогда у меня действовал контракт с питерцами.
— Какого характера?
— По схеме «2+1», однако «+1» вопреки моему желанию плавно перетекло в «три». Общего языка с Ишматовым, возглавившим СКА год назад, я не нашел во многом из-за несогласия с финансовыми условиями, а вот при Михайлове и Маслове играл в городе на Неве с удовольствием.
— Что значит для вас нынешний турнир?
— Здесь собрались практически все отечественные тафгаи, как их везде называют. Вот я и приехал всех их поставить на место, а то кто-то пару раз подерется и давай строить из себя бойца, непорядок… Представился шанс им показать, чего они стоят на самом деле. Кто мои основные оппоненты здесь, в Финляндии? Те же ярославцы Юбин и вернувшийся из-за океана Уваев, Козырев из Череповца, Миша Стрелков из СКА (с ним у Юдина отношения особые: два года назад, когда Михаил выступал за «Ижорец», две их дуэли в контрольных матчах, в одной из которых им все же дали вволю поорудовать кулаками, привлекли немало внимания. — Г.Н.). Вот пусть себя и покажут, а не отсиживаются в тени в чемпионате… К тому же здесь у них не будет шанса уйти от дуэли — ссылки на пятиматчевую дисквалификацию, которой в контрольных играх просто не существует, не помогут… Все были за океаном и знают, что там драться надо каждую игру, всякий раз доказывая свою состоятельность.
— Вы чувствуете, что на льду многие хоккеисты относятся к вам «с уважением», лишний раз стараясь не задевать вас, а многие и того хуже, просто побаиваются?
— Вы знаете, я сам с уважением отношусь ко всем, особенно в быту, а вот на льду — увольте, придется со мной считаться, что все и делают. Естественно, ведь я опасный человек, так что надо по-другому ко мне относиться…
Моя основная задача — охранять всех партнеров от травм, а не бездумно лупить всех подряд. Это я проповедую на протяжении всей карьеры в России.
АРТУР ОКТЯБРЕВ: СМЕНИЛ ОБСТАНОВКУ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Судьба Октябрева могла бы заинтриговать любого мальчишку, мечтающего о славе. Поначалу никому не известный иркутский самородок дважды становился обладателем серебряной медали национального чемпионата: однажды в составе легендарного ЦСКА, а затем в «Ладе», вместе с которой успел выиграть и титул клубного чемпиона Европы. Поиграл Артур и в национальной сборной на ЧМ-99 в Норвегии, едва не войдя вместе с партнерами в четверку лучших. Не любящий частых перемен, Октябрев ныне предпочел тольяттинской «Ладе», с которой он много лет оставался за чертой призеров, череповецкую «Северсталь», где собрались те, кто готов всерьез поспорить за награды первенства.
ЗАЩИТНИКА ДЛЯ ЦСКА ОТЫСКАЛИ
НА «ЗОЛОТОЙ ШАЙБЕ»
Уроженец Иркутска, воспитанный на дворовом хоккее, когда-то стал чемпионом Советского Союза. Однако произошло это в состязаниях подростков на призы знаменитой «Золотой шайбы». Именно на финале турнира в Северодонецке в 1988 году, который теперь и к России-то не относится, его приметил первый селекционер тогда еще непобедимого ЦСКА Борис Шагас, предложив 15-летнему мальчишке перебраться в команду звезд. Правда, для начала Артуру пришлось притереться к армейской молодежке, где он постепенно стал выходить на первые роли.
Новые люди, атмосфера, огромная Москва после провинциального сибирского города, резкий переход от материнской опеки к полной самостоятельности (против чего любимая мама на первых порах категорически возражала) наложили свой отпечаток. Октябрев понял, что только тогда достигнет каких-либо высот в хоккее, если станет отдаваться ему полностью. А до переезда в ЦСКА это было не больше чем увлечение. Артур именно так и сделал, перестав получать круглые пятерки в школе (после 8-го класса у него была лишь одна четверка, да и то из-за привередливого учителя по химии), но зато невольно вынуждая тренеров ставить максимальные отметки за поединки на льду. И, как он сам сейчас признается, не пожалел, выбрав народную игру своей основной профессией.
— У вас, тогда мальчишки, наверняка имелись и другие планы. Ведь не думали же вы всерьез, что через каких-то три года сможете заиграть в основе легендарной команды мастеров ЦСКА?
— Безусловно, об этом и мечтать не приходилось, все-таки в ту армейскую команду никто в наши годы реально попасть не мог. Как не приходилось задумываться и о том, что когда-то удастся поиграть за океаном (сезон-95/96 Октябрев провел в фарм-клубе «Ванкувера» «Сиракьюзе». — Г.Н.).
Потому после нескольких лет в армейской молодежке меня отправили на годичную стажировку в первую лигу выступать за «Салават Юлаев», где и состоялся мой дебют как зрелого игрока. После этого я уже стал выступать в основе ЦСКА и даже выиграл последнюю серебряную медаль клуба, когда в нем еще оставались суперзвезды, впоследствии также укатившие за океан. Провел около 75 процентов матчей, так что та первая медаль, считаю, завоевана по праву.
Это уже потом началась чехарда и с зарплатой, и с составом. Тогда многие из нас терпели прилично, но что делать. Однако после этого помните, какая атмосфера царила на наших матчах, когда ЦСКА работал с «Пингвинами»? Играть-то как приятно было, народ валил! Заметили меня и за океаном, поставили на драфт в «Виннипеге», впоследствии обменяв в «Ванкувер». Весной 1995-го уехал из ЦСКА за океан, даже успев провести в фарм-клубе 7 матчей, причем на первую игру вышел прямо с самолета. Помню, очень тяжело было. Прошел тренировочный лагерь, но из-за травмы так и не сыграл в контрольных матчах за энхаэловский клуб, хотя до этого весной ездил с командой на все игры плей-офф Кубка Стэнли, привыкал, но на лед не выходил. Отыграл полный регулярный сезон в «Сиракьюзе» (в этом клубе, кстати, позже играл мой нынешний одноклубник по «Северстали» защитник Алексей Кривченков), а затем в плей-офф тренер почему-то перестал меня ставить. Там объяснять ничего не принято, а я взял да и уехал домой, в Россию, решив для себя, что тот хоккей, совершенно, кстати, отличный от нашего, не для меня. Хотя, считаю, всего за полсезона я привык к нему основательно и смотрелся отнюдь не самым худшим.
ДЕРЖАТЬ МАРКУ
— В 1996-м возвращались уже в два ЦСКА…
— Именно, и ничего не мог понять. Казалось бы, до этого все вместе одно дело выполняли. Во многом из-за той неразберихи я и уехал в Тольятти, а позвонил мне и пригласил на просмотр, не поверите, Сергей Михалев, в то время тренер «Лады», под чьим крылом я теперь играю в Череповце.
— Выходит, знаете друг друга давно и чувствуете с полуслова?
— Не жалуемся. Сергей Михайлович прекрасно знает мои возможности, а потому нынешнее приглашение не явилось для меня большой неожиданностью, и долго я не раздумывал. Сказалось и то, что руководство клуба ставит высокие задачи на сезон. Выиграть что-то серьезное очень хочется, все-таки у профессионального спортсмена в крови должны быть большие победы, а я по ним, признаться, изголодался. После «серебра» в Тольятти и самой пока большой моей победы в Кубке европейских чемпионов, когда «Лада» в финале приложила шведский «МоДо», прошло достаточно времени для того, чтобы вписать в летопись новые достойные страницы. Сейчас же моя основная задача — держать марку, не опускаться ниже определенной границы, ведь на меня рассчитывают.
— Над чем размышляете в свободное время?
— Знаете, пришла пора подумать и о том, чем придется заниматься после завершения карьеры (хотя Артуру лишь 27 лет. — Г.Н.). Нет, я не собираюсь завершать карьеру, однако невольно посещают подобные мысли. Ведь мы, хоккеисты, во многом слепые котята, за нас в быту всегда все придумают, создадут условия, а после того, как сыграешь прощальный матч, почувствуешь себя, уверен, совсем по-иному, окунешься в реальный мир со своими подводными камнями и преградами…
Стать тренером? Мальчишкой думал, что это очень просто: так, орут там зачем-то какие-то умники, неужели я не смогу? Проанализировав, пришел к выводу, что работа наставника очень тяжела, сколько нервов и сил отнимает! Только сильный духом может на нее решиться, конечно, если хочет стать и на этой стезе настоящим профессионалом.
Редакция благодарит ХК«Северсталь» за помощь в работе нашему корреспонденту.