"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ" ЦСКА В "ТРОПИКАНЕ"
Задать вопрос своему кумиру — сокровенное, почти интимное желание любого настоящего болельщика. В минувший вторник в одном из ресторанов Москвы несколько десятков поклонников ЦСКА получили такую возможность. Чтобы попасть на встречу, им, правда, было необходимо обладать картами VIP-клуба армейской команды (такой структуры нет ни в одном другом футбольном образовании России). И надо признать, что обладание немалыми правами наложило на болельщиков популярной команды и значительную долю ответственности. Немногим уступающую той, что испытывают на себе журналисты. Разговор получился конструктивным. Поэтому мы и сочли возможным опубликовать запись беседы руководителей, тренеров и игроков ЦСКА с их почитателями.
— Вопрос Шахруди Дадаханову. Отношение судей к ЦСКА в нынешнем сезоне вы считаете нормальным?
— Какие-то ответные меры в отношении газеты «Версия», опубликовавшей весной дискредитирующий клуб материал, вы предприняли?
— С автором той публикации Кислинской я незнаком, и пообщаться с ней у меня не было возможности. Просто потому, что она мне не звонила, а ее разыскивать у меня желания не возникло. А что касается судебных исков, то мы их составили целых три в отношении «Версии» и еще один — в адрес журнала «Профиль». Правда, в нем публикация была направлена лично против меня, а не против клуба. Сейчас ждем результатов.
— Руководители клуба часто повторяют, что финансовая ситуация в ЦСКА благополучная и его игроки все причитающееся получают вовремя. Но вот Булатова, Смертина, Кормильцева, на которых рассчитывали тренеры, мы в команде так и не увидели. Кто-то это может объяснить?
Николай Степанов, генеральный директор ФК ЦСКА:
— Ваш вопрос понятен. Но вы поверьте мне: наши отношения с упомянутыми игроками не сложились вовсе не из-за денег. Кормильцев полтора года назад подписал личный контракт с нашим клубом. Но все-таки уехал в киевское «Динамо». Со Смертиным у нас была предварительная договоренность, но он выбрал «Локомотив». Что ж, это жизнь. Но мы должны в первую очередь помнить о тех игроках, которые уже выступают за наш клуб. И его руководство сделает все, чтобы у них не было поводов жаловаться.
— Хочется Павла Садырина спросить. После прошлого сезона команда рассталась с несколькими игроками основного состава. Возможно, они не нравились Олегу Долматову. Но сейчас, на мой взгляд, ЦСКА не хватает Андрея Новосадова. Не скажу, что он — высочайшего класса вратарь. Но Андрей был лидером команды. Вы согласны, что он необходим ЦСКА?
— У каждого тренера свои расчеты. И у Олега Долматова были претензии к Новосадову — он действительно допускал порой ошибки. Делают их и нынешние вратари. Но поймите, им очень тяжело стабильно выступать на фоне ситуации, сложившейся в команде. Ее неудачи психологически действуют на голкиперов. И нам важно всем вместе преодолеть кризис. Но я и сейчас убежден, что Кутепов и Окрошидзе достойны того, чтобы выступать за ЦСКА.
— А Холли нельзя было оставить в команде после прошлогоднего сезона?
Николай Степанов:
— Могли бы — оставили. Но Холли тогда нам не принадлежал. Он и в «Алании» находился в аренде. Но вот теперь мы заключили с ним полноценный контракт. Вообще мы делаем все, чтобы получить необходимых игроков. Хотя приходится сталкиваться с самыми разными вещами. Когда наш селекционер ездил в Набережные Челны за Варламовым, там на него наручники надели. А Женя сидел и плакал — хотел поехать не в ЦСКА, а в «Ротор». Вот он может подтвердить…
Евгений Варламов:
— Да, была такая ошибка.
— Вопрос, наверное, к Николаю Степанову. Как сейчас обстоит дело с подготовкой собственного резерва в клубе?
— Могу сказать, что сейчас у ЦСКА подписаны контракты с 69-ю игроками, среди которых много молодых перспективных ребят. Да и школа наша нормально работает. Так что будущее клуба, считаю, обеспечено неплохо.
— А об уходе Александра Гришина, который часто сейчас о ЦСКА отзывается критически, вы что скажете?
— Вообще Гришин — единственный игрок, решивший уйти из ЦСКА. Да, он на определенном этапе перестал устраивать Олега Долматова, оказался в дубле. Но я считаю, у него нет оснований обижаться на ЦСКА. Потому что когда после сезона 96-го года он сидел в глубоком запасе «Динамо», мы по инициативе Павла Садырина пригласили его к себе. И он получил возможность раскрыться в ЦСКА.
— Вопрос Сергею Семаку. Вы уже решили, уйдете вы из клуба или нет?
— Я не занимаюсь сейчас своим трудоустройством. У меня контракт с ЦСКА заканчивается только в конце года. Если руководство клуба найдет подходящий вариант моей продажи, тогда я уйду в другую команду. А пока я продолжаю играть в ЦСКА.
Николай Степанов:
— Семак уйдет из команды, только если совпадут интересы ЦСКА и самого игрока. Предложения есть и сейчас, но нет среди них приемлемых для нас. Если же сумма трансфера нас устроит и Сергей будет доволен условиями личного контракта, то мы его продадим.
— Не хочется портить сегодняшний вечер, но все-таки спрошу: почему ЦСКА, по составу мало в чем уступающий «Спартаку», не может стабильно поддерживать победные традиции прошлого? Хорошо, если ответите вы, Павел Федорович. Вы ведь грамотный специалист и даже курите меньше, чем Олег Романцев…
— Да я вообще не курю. А разница между традициями «Спартака» и ЦСКА действительно большая. Давно повелось, что у спартаковцев есть много поклонников в высшем руководстве страны. И бюджет у клуба посолиднее, чем у нас. Соответственно игроки «Спартака» чувствуют себя гораздо увереннее. Но это не значит, что мы с такой ситуацией смирились. Будем упорно работать, чтобы возродить былую славу ЦСКА.
— Каково сейчас состояние игроков после тренировочного сбора в Финляндии?
— Все работали хорошо. Правда, Валерий Минько из-за травмы сейчас не может тренироваться наравне со всеми. Также по индивидуальной программе работает Цаплин. А Енин после недавней операции еще не приступил к тренировкам. Булатов же сейчас практически полностью восстановился.
— Вопрос Шахруди Дадаханову. Как развиваются отношения клуба с «большим» ЦСКА?
— Знаете, в последнее время мы стали находить взаимопонимание с Михаилом Мамиашвили. Но в клубе, конечно, все равно остается множество проблем. Когда я его возглавил, даже не думал, что на меня их столько свалится. Но я уже привык их решать и считаю, что мы выберемся из кризиса. Причем мы должны сделать так, чтобы ЦСКА побеждал не только в России. Нам не нужна команда, которая бы вылетала в отборочных раундах Лиги чемпионов. Мы рассчитываем создать конкурентоспособный в европейском футболе клуб. И уверен, нам это по силам.
ЕВГЕНИЙ ВАРЛАМОВ: УЗНАЛ О БОЛЕЛЬЩИКАХ МНОГО НОВОГО
Капитан армейцев проявил остроумие во время встречи с болельщиками клуба. Но после ее окончания он был серьезен.
— Для вас проведение такого клубного вечера стало неожиданным?
— А как были определены те восемь игроков, которые участвовали в ней?
— Руководители клуба сами назвали имена тех, кого бы хотели видеть на встрече. А уж сам принцип отбора мне неизвестен. Возможно, они решили пригласить наиболее опытных футболистов.
— Кто-нибудь отказывался идти на встречу?
— Нет. Нам сказали, что мы обязательно должны в ней участвовать. Нас даже освободили от вечерней тренировки, а остальные игроки остались работать. А ведь это занятие имело довольно важное значение. Подготовка к матчу с «Крыльями» уже в разгаре. Но встреча с болельщиками для клубного руководства тоже была важна.
— Что-то вас удивило во время общения с ними?
— Я думал, что нам достанется больше критики. Но болельщики оказались настроены вполне дружелюбно. Вообще приятно открыть для себя ту часть аудитории поклонников команды, которая не кресла с корнем вырывает, а пытается осмыслить происходящее, понять причины неудач клуба. С такими болельщиками общаться приятно и интересно.