РИМЛЯНЕ ПРОТИВ ВАРВАРОВ
Каждый крупный футбольный турнир — это всегда противостояние стилей, игровых концепций, представленных разными странами и народами. Но, наверное, только на Евро-2000 пролегла столь четкая граница между Югом и Севером, «римлянами» и «варварами» от футбола. Итоги чемпионата заставляют задуматься о том, что, несмотря на значительный элемент случайности, с исторической точки зрения, на полях Бельгии и Голландии восторжествовала справедливость.
МАЛЕНЬКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Спор между романцами и германцами ведется не одно столетие. Во времена древнего Рима надменные римские патриции презрительно называли германские племена варварами. Еще бы, римляне сумели создать письменность, систему исчисления, наладили производство и возвели города с водопроводами, в то время как вандалы, готы, франки жили в землянках, питаясь полусырым мясом. Римляне праздно проводили время в амфитеатрах и цирках, наблюдая за представлениями с участием актеров и за кровавыми гладиаторскими игрищами, где на аренах ради забавы проливалась кровь чужеземных рабов. Так уж случилось, что романцы всегда шли чуть впереди: они вечно что-то изобретали, открывали и находили, тогда как германцы подхватывали идею, развивали ее и претворяли в жизнь.
Первенство романских народов проявилось во многих областях: науке, технике, культуре, спорте — для «аутсайдеров» того времени такого понятия, как соревнование, просто не существовало. У германцев были свои «виды спорта» — охота для пропитания, гонки на выживание, борьба со стихией. Когда в 16-м году нашей эры войска Римской империи захватили Верхнюю и Нижнюю Германию, а 28 лет спустя — Британию, местные племена не могли ничего предложить своим завоевателям в плане «обмена опытом». Кстати, войско победителей состояло из римлян вкупе с выходцами с Апеннинского полуострова и Пиренейского полуострова, а также жителей Галлии, Сицилии, Сардинии и Корсики — провинций, которые были включены в состав империи за 100 — 200 лет до этих событий.
Только после того, как каменные стены Рима пали под ударами деревянных палиц пришельцев с севера, две цивилизации — романская и германская — пустились в долгое совместное плавание. Они обогащали друг друга, не теряя при этом своей самобытности. Но, как правило, южане доминировали. Только в области географических открытий вышло с точностью до наоборот. Америку открыли германцы (сохранилось немало подтверждений тому, что древние викинги неоднократно пересекали Атлантический океан на своих судах), но «запатентовать» свое открытие не сумели. Через несколько столетий за них это сделали итальянцы Христофор Колумб и Америго Веспуччи. Неизвестно, плавали ли норманны вокруг земного шара, но то, что португалец Фернанду Магальяэш, более известный под именем Фернандо Магеллан, и его спутники обогнули планету, знает любой школьник.
Опередили потомки варваров потомков римлян и в изобретении прообраза футбола, правда, и здесь их первенство оспаривается. Раньше считалось, что эту игру придумали англичане, но впоследствии выяснилось, что почти все народы когда-то забавлялись с мячом, и, если верить историкам, к появлению самого популярного вида спорта не приложили руку только аборигены Полинезии. Однако именно британский вариант был ближе всех к современному футболу, именно англичане первыми утвердили свод футбольных правил, первыми провели у себя соревнования и распространили футбол по всему земному шару. А что же романские народы? Как показали весьма серьезные исторические исследования, во времена Леонардо да Винчи в Италии существовала игра с мячом, близкая к классическому футболу. Но это развлечение не получило дальнейшего развития на Апеннинах, более того, стараниями католической церкви оно было причислено к числу «богопротивных». Но хватит истории. Перейдем к дням сегодняшним.
ФУТБОЛ РОМАНСКИЙ И ГЕРМАНСКИЙ
Различия между романскими и германскими народами проявляются не только в языке. Это разные традиции и жизненные ценности, разные характеры и темпераменты, разные предпочтения в блюдах и напитках. Все это не могло не наложить отпечаток на футбольные стили, хотя точную границу между романской и германской футбольными школами провести все-таки нельзя, и внутри самих школ далеко не все едино. Немецкий футбол всегда отличался от английского, а тот в свою очередь — от голландского, равно как французская футбольная культура разнится с португальской или испанской, не говоря уже об итальянской. Существует один значительный пограничный столб, по одну сторону от которого располагается футбол по-германски, а по другую — романский. Это способ достижения победы. Германские команды, как правило, стремятся за счет постоянного давления и напора заставить соперника ошибаться, чтобы затем воспользоваться этими ошибками. Представители романского футбола в свою очередь ставят своей задачей переиграть оппонента, перехитрить его, поставив перед ним неразрешимые задачи. Рационализм и расчетливость германцев сталкиваются с хитростью и эмоциональностью представителей романских народов. Как говорится, одни играют головой, другие — сердцем. Если бросить взгляд на развитие европейского футбола на уровне сборных, то почти все новые веяния, новые тактические построения рождались в южноевропейских странах, подобно тому как развитие европейской цивилизации шло с Запада на Восток. Исключение составляют «продвинутая германская» Голландия, где на свет появился тотальный футбол, и «отсталая романская» Румыния, за долгие годы так и не явившая миру никаких новшеств. Впрочем, голландский эксперимент был навеян Ринусу Михелсу во время посещения Италии, где он увидел, как одна любительская команда применяла тактику, отдаленно напоминавшую ту, которой через несколько лет команда Михелса удивила весь мир. Конечно, было ясно, что с той сумбурной схемой, которой следовали безвестные итальянцы, далеко не уедешь. Михелс же отделил зерна от плевел, он по праву считается автором своего знаменитого изобретения. В остальном же право перевернуть листок на футбольном календаре оставалось за романскими командами. Так было в 1964 году, в 1984-м, так получилось в 2000-м. Но потом наступила пора германцев. В 1984 году европейский чемпионат выиграли французы, а затем началась серия побед германских команд — Голландии, Дании, Германии, и каждый новый чемпион оказывался скучнее предыдущего.
НЕТИПИЧНЫЕ ГЕРМАНЦЫ
Лучшей из германских сборных на этом первенстве стала команда Голландии, единственная сумевшая выбраться из группы и имевшая неплохие шансы дойти до финала. Впрочем, голландская сборная может называться «германской» с большой натяжкой. Присутствие в составе темнокожих Кларенса Зеедорфа, Эдгара Давидса вносит в ее игру свой особый колорит в прямом и в переносном смысле. Да и руководство команды также явно не имеет ничего общего с представителями коренного населения страны тюльпанов: главный тренер сборной Франк Рийкаард воспитан совсем в иных традициях, нежели Яп Стам или Деннис Бергкамп.
В финал «оранжевые» не попали, что следует признать закономерным, так как по большому счету они ничем не удивили своих соперников. Все так же искали чужие ошибки и использовали их по мере возможности, как, например, в игре с югославами, где балканские футболисты позволяли игрокам сборной Голландии творить все, что им заблагорассудится. За такую тактику они не раз подвергались критике со стороны своих именитых соотечественников, в частности, Йохана Круиффа. А вот итальянцы ошибаться не хотели, уперлись в обороне, и затупился голландский меч об итальянский щит. Предложить же что-нибудь остренькое, новенькое голландцы не смогли ввиду отсутствия такого оружия в их арсенале. О том, что подопечные Дино Дзоффа сделаны совсем из другого теста, Рийкаард предупреждал задолго до полуфинала: «Нам нужно постараться изменить наш игровой менталитет, так как итальянцы по своим традициям представляют иную ветвь развития в футболе. В отличие от югославов они много внимания уделяют обороне и не стесняются играть на контратаках, если другим путем очень трудно достичь искомого результата». Обычно гибкие голландцы не смогли на этот раз трансформироваться, подстроиться под стиль соперника и потерпели поражение, так и не уступив ни по счету, ни по игре. В этой связи рискнем предположить, что, если бы последний матч в группе D Голландия — Франция не носил товарищеского характера, результат мог бы оказаться совсем иным.
Такими же нехарактерными германцами из выступавших на Евро-2000 команд являются и англичане, ведь в образовании английской нации наряду с англосаксами принимали участие и франкоязычные норманны, а к ХХ веку на берега туманного Альбиона поступило подкрепление в виде потомков чернокожих рабов, из числа которых вышли Кэмпбелл, Инс и Хески. И футбол в исполнении англичан отличается от германской классики, хотя также ставит во главу угла поиск чужих ошибок. Два гола в ворота португальцев были забиты из-за грубейших промахов обороны соперников, да и румыны дважды пострадали в общем-то из-за собственной нерасторопности. Провал англичан закономерен. Они ехали на бал, а попали на дискотеку, где выглядели нелепо и старомодно. Команда Кигана так и не смогла определиться, где быстрый танец, а где медленный. И даже не случись роковой для англичан подножки Фила Невилла, вряд ли бы они смогли обрадовать своих многочисленных поклонников в следующем круге.
КОГДА КЛАССИКА ХУЖЕ ВАРИАЦИЙ
Если обратиться к классике, то самые яркие представители германской общины и провалились ярче всех. Немцы напоминали на этом турнире эскадрон рыцарей-инвалидов: некогда острые копья затупились, мечей уж нет, остались только ножны, здоровье тоже уже не то. Да и тактика ударов в одну точку, что практиковало столетия назад построенное «свиньей» тевтонское войско, пытаясь смести с дороги врага, выглядела неуместной. К тому же, как показал матч с португальцами, ржавчина съела и неподъемные доспехи: оборона сборной Германии только бряцала железом, но не поспевала за мобильным соперником. Еще одну причину поражения, сам того не подозревая, озвучил капитан команды Лотар Маттеус: «Мы играли в дисциплинированный футбол и свою атаку также старались построить на основе дисциплины». Получилось же все наоборот: доведенная до абсурда дисциплина обернулась хаосом, и в итоге битое войско вернулось домой ни с чем, разве что с позором. Однако вскоре немцы отойдут от шока после пережитого, поменяют состав, выкуют новые мечи и латы. До чемпионата мира 2006 года они успеют провести смену поколений, уладить все разногласия и нарастить мускулы, ведь сборная Германии всегда отличалась способностью к регенерации.
Вот кто не может похвастаться таким свойством, так это три других близких к классике представителя германского лагеря — Дания, Швеция и Норвегия. Сборная Швеции, довольно легко преодолевшая отборочный барьер, наверняка надеялась, что сможет выбраться из не самой сложной группы В. Казалось, что у шведов огромный запас прочности. Однако надежды скандинавов провалились. Беда шведов не в том, что самый нетипичный северянин в сборной Хенрик Ларссон пропустил из-за травмы большую часть сезона. Уж слишком правильно играли шведские футболисты, тщательно исполняя все установки тренерского дуэта — зачем думать самому, если за тебя это делает тренер? Те же в свою очередь завели часовой механизм шведской сборной и на том успокоились. Излишнее прилежание шведов выразилось в подаче угловых. И в матче с бельгийцами, и в игре с итальянской сборной желто-синие подавали немалое количество угловых, однако делали это по какому-то шаблону. Разбег, подача в центр штрафной, где прыгал кто-либо из рослых скандинавов. Все это делалось настолько откровенно и очевидно, что соперники с издевательской улыбкой овладевали мячом. Маниакальное желание действовать по спущенным сверху рекомендациям делало шведов скованными, закомплексованными и приводило к ошибкам на ровном месте. А придумать что-нибудь необычное исполнительные шведы не могли: а как же тренерские установки? Ведь главное — придерживаться стандартов, разработанных на «планерках» тренерского штаба «Тре Крунур». Показателен еще один пример: в матче с итальянцами полузащитник шведской сборной Юнгберг, оказавшись один перед воротами, сначала посмотрел на тренерскую скамеечку и, только получив «добро», пробил по воротам. Единственным игроком сборной Швеции, кто хоть как-то пытался растопить ледяное дыхание команды горячей импровизацией, оказался самый нетипичный шведский футболист Хенрик Ларссон. Но усилий обладателя многочисленных косичек и завсегдатая солярия оказалось недостаточно — хватило лишь на гол в ворота итальянцев. То же самое впечатление производили и норвежцы с датчанами, чьи действия на поле словно были скопированы с картины Ледового побоища на Чудском озере, где тяжеловооруженные рыцари упрямо шли навстречу своей погибели по тонкому льду.
РАЗНОШЕРСТНЫЙ РИМСКИЙ ЛЕГИОН
«Классику» романской группы представляют сборные трех стран — Португалии, Испании и Франции, хотя и между ними при желании можно отыскать немало отличий. Наиболее «рафинированным» образцом является испанская команда, на этот раз, правда, частенько отступавшая от своих идеалов. Собирательный портрет сборной Испании наиболее точно нарисовал его югославский коллега Вуядин Бошков: «Испанцы могут сменить тренеров, сменить игроков, но тактика останется одной и той же. Они строят свои действия по одному и тому же принципу: мощная, хорошо оснащенная полузащита, снабжающая мячами легкую и физически слабую кавалерию». Если снова углубиться в историю, можно обнаружить, что и римское войско действовало примерно по тому же принципу: главную работу выполняли колонны пехоты, тогда как передовая кавалерия сначала вела разведку боем, осуществляя наскоки, а в конце битвы добивала обращенного в бегство противника. Впрочем, на Евро-2000 впереди у испанцев зачастую мчался не Дон Кихот на коне с разящим копьем, а Санчо Панса на осле со всеми его сумками, котомками и запасным арсеналом.
Стандартная тактика португальцев построена на тех же принципах, с одной только характерной особенностью: состояние перманентной атаки является для них наиболее естественным. Древние римляне, если им очень хотелось вступить в битву, часто отказывались от всех преимуществ, которые давали им условия местности, погоды и в итоге чаще добивались победы, чем терпели поражение. Так и подопечные Умберту Коэлью первыми шли в атаку во всех выигранных ими матчах, за исключением полуфинала с французами. То, что немцу хорошо, португальцу — смерть, и не свойственная последним чрезмерная осторожность и искусственно прививаемая дисциплинированность обернулись скованностью и привели к поражению.
Сборная Франции, в свою очередь взяв за основу атакующий романский стиль, сумела создать вариант, приближенный к идеальному, почерпнув лучшее во всех остальных системах игры. Недаром почти все соперники французов на чемпионате Европы, отзываясь о команде Роже Лемерра, неизменно употребляли одну и ту же фразу: «У сборной Франции практически нет слабых мест». Да и откуда им взяться, если каждая линия сбалансирована и представлена разноплановыми игроками? В обороне «приземленность» Дезайи и Тюрама компенсируется созидательностью Блана и Лизаразю, в центре поля цепкость с настойчивостью Пети, Вьейра и Дешама позволяет развернуться Джоркаеффу и Зидану, ну а нападающие и вовсе не похожи друг на друга. Все это также можно объяснить и тем конгломератом народов, в который превратилась современная французская национальная команда, ставшая, по сути дела, интернациональной. В отличие от тех же испанцев, румын и итальянцев они не варятся годами в собственном соку.
Что же касается тех, кто исторически должен более других соответствовать традициям своих далеких предков — итальянцев, то они сохранили от них только одно — утонченность, которая проявляется даже в таком жестком действии, как отбор. Если вышеупомянутая тройка сборных пыталась взять крепости противника, то итальянцы, наоборот, держали круговую оборону, словно защитники осажденного города, совершая вылазки в тыл врага. Тем не менее такая тактика была оправдана хотя бы тем, что из шести матчей только в одном им противостояла команда из противоположного лагеря, никогда не менявшая своих принципов и убеждений.
Чемпионат Европы 2000 года завершился полной и безоговорочной победой футбола романского. Германцы растеряли почти всех своих бойцов на групповом этапе, лишь голландцам удалось добраться до полуфинала. Чувства победили разум, футбол прагматичный был повержен футболом эмоциональным, отчасти иррациональным. Евро-2000 уже стал достоянием истории, однако она, как известно, имеет свойство повторяться. Если за это время футбольная Европа обойдется без глобальных перемен и революций, не исключено, что через четыре года извечный спор между «римлянами» и «варварами» получит свое продолжение на полях Португалии.
«РИМЛЯНЕ» ПРОТИВ «ВАРВАРОВ» НА ЕВРО-2000
Победы Ничьи Поражения
Португалия — Англия — 3:2 Румыния — Германия — 1:1 Испания — Норвегия — 0:1
Португалия — Германия — 3:0 Франция — Голландия — 2:3
Румыния — Англия — 3:2
Италия — Швеция — 2:1
Италия — Голландия — 0:0 (пен. — 3:1)
Франция — Дания — 3:0
Итого: +6=1-2, 17-10
В целом на чемпионате:
Команда И П Зм Пм ГМ У Результат
Франция 6 5 13 7 34 82 Чемпион
Италия 6 5 9 3 35 68 Финалист
Португалия 5 4 10 4 24 60 1/2 финала
Испания 4 2 8 7 28 46 1/4 финала
Румыния 4 1 4 6 11 46 1/4 финала
Итого: 25 16 44 27 132 302
Голландия* 5 4 13 3 40 84 1/2 финала
Англия 3 1 5 6 10 20 3-е место в группе
Германия 3 0 1 5 10 42 4-е место в группе
Швеция 3 0 2 4 12 40 4-е место в группе
Норвегия 3 1 1 1 7 19 3-е место в группе
Дания 3 0 0 8 8 24 4-е место в группе
Итого: 20 5 16 27 87 229
Примечание: И — игры, П — победы, Зм — забитые мячи, Пм — пропущенные мячи, ГМ — голевые моменты, У — удары по воротам.
* Если из списка «германских сборных» вычеркнуть заметно отличающуюся от них Голландию, картина будет выглядеть куда более удручающей.
МНЕНИЯ
Клаудио Раньери, итальянец, бывший главный тренер испанских клубов «Валенсия» и «Атлетико»:
Джон Тошак, валлиец, бывший главный тренер испанских клубов «Ла-Корунья», «Реал Сосьедад» и «Реал»:
«Современный футбол требует наличия разноплановых игроков в каждой команде, что мы можем наблюдать на примерах клубов, за которые выступают представители различных школ и направлений. Так, в мадридском «Реале» играют два абсолютных антипода — аргентинец Редондо и камерунец Жереми. Первый — чистый созидатель, артист, а вся деятельность второго направлена на разрушение усилий соперника. Точно так же обстоит дело и в других клубах, где легионеры оказывают существенное влияние на игровой стиль. На уровне сборных этого не происходит: несмотря на присутствие отдельных футболистов, не входящих в общую концепцию, общее направление из-за мононациональности коллектива — либо созидание, либо разрушение».
Йохан КРУИФФ, звезда голландского футбола 70-х годов:
«Команда Италии мне решительно не понравилась. Она играет в скучный, примитивный футбол, не свойственный представителям Южной Европы. Испанцы и португальцы выглядят куда интереснее. Что касается французской сборной, то матч с нашей сборной не является показательным, потому что чемпионы мира играли вторым составом».