ЮРИЙ ТЮКАЛОВ ПОДЧИНИЛ СЕБЕ ВОДУ И МЕТАЛЛ
«ЖЕЛЕЗНОГО
ЧЕЛОВЕКА»
ЛЮБЯТ
СПОРТСМЕНЫ
И МОРЯКИ
4 июля двукратному олимпийскому чемпиону по академической гребле, самобытному художнику петербуржцу Юрию Тюкалову исполнилось 70 лет. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР получил много поздравлений и телеграмму от Президента России Владимира Путина.
В начале Великой Отечественной войны Юре исполнилось 11 лет. Он чуть не умер от голода в первую блокадную зиму. Летом 42-го под свист снарядов парнишка работал водовозом на совхозных полях Карельского перешейка. В 43-м был награжден медалью «За оборону Ленинграда». После Победы понемножку окреп, стал в футбол играть в юношеской команде «Динамо». Однажды мокрый мяч попал Юрию в ногу и срезался в ворота. Расстроился юный защитник и ушел в соседний со стадионом гребной клуб «Знамя». Занимаясь у замечательных тренеров, приобрел Юрий Тюкалов и силу, и мастерство. В 1948 году вместе с Владимиром Кирсановым он стал чемпионом СССР в двойке распашной. Потом пересел на одиночку и стал выигрывать все подряд.
Летом 1952 года молодой ленинградец поехал на ХV Олимпийские игры и 3 июля получил из рук президента Финляндии Юхо Кусти Паасикиви золотую олимпийскую медаль. В финальной гонке на воде залива Мейлахти «Ласточка» Тюкалова опередила на полкорпуса лодку чемпиона XIV Олимпийских игр австралийца Марвея Вуда.
Через 4 года, на Олимпиаде-56 в Мельбурне, Юрий Тюкалов и москвич Александр Беркутов финишировали первыми в соревнованиях двоек парных: золотые медали!
В 1960 году Юрий Тюкалов выступил на своей третьей Олимпиаде снова вместе с Беркутовым и вернулся домой из Рима с серебряной медалью. Шесть раз становился он чемпионом Европы, раз 15 побеждал на первенствах страны. Закончив выступать на «большой воде», он не мог оставить спорт. Не бросая творческой работы (Тюкалов — художник), Юрий Сергеевич тренировал молодых гребцов клуба «Знамя». Он подготовил таких превосходных мастеров, как чемпион СССР Николай Баленков, двукратные чемпионки Европы Галина Суслина и Елизавета Кондрашина, серебряный призер монреальской Олимпиады-76 Анна Кондрашина.
Как раз в 1976 году Тюкалов окончательно ушел в свою основную работу. Он оформлял Памятный зал Мемориала героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Тюкалов — автор множества выполненных в металле скульптур, связанных с историей России, с морем, российским флотом. На Петроградской стороне в домике Петра I на пеньковых канатах висят изготовленные двукратным олимпийским чемпионом первый герб Санкт-Петербурга и макет медали в честь основания города. На полках в мастерской Юрия Сергеевича стоят изготовленные им бюсты Петра I, сподвижников российского государя. Многие работы Тюкалова нашли свое место в кают-компаниях кораблей под российским флагом.
На следующий день после юбилейной даты Юрий Тюкалов торопился на Миллионную улицу, в Комитет по физической культуре и спорту администрации Санкт-Петербурга. В небольшом помещении собрались ученики Тюкалова, его друзья-олимпийцы.
— Не люблю многолюдных залов, — сказал Юрий Сергеевич. — Всегда ощущаю какую-то скованность, волнуюсь, словно выхожу к первопрестольному кресту…
— О чем думаете вы в дни юбилея?
— Грустно, что такая круглая дата. Очень жаль, что мои последние работы как художника по металлу не востребованы: у музеев нет денег…
— Вас, Юрий Сергеевич, всегда можно увидеть на традиционном весеннем «Гандикапе олимпийских чемпионов» на Кронверкском протоке возле Петропавловской крепости, на других соревнованиях гребцов-«академиков».
— Это попытки нашего «Клуба олимпийских чемпионов» доказать, что академическая гребля в Питере не умерла, хотя ее сейчас в общем-то не жалуют. Огромная водная акватория. А там, где спокойная вода, скажем, на речке Крестовке, на Невке, чуть ли не с «молотка» продаются некоторые гребные клубы. Многие выпускники Государственной академии физкультуры имени Лесгафта, увы, не работают по профилю. Все меньше становится в России тренеров по академической гребле, и планы Федерации на олимпийский Сидней, насколько мне известно, до смешного скромны: одна-две бронзовые медали.
— А если вспомнить третью Олимпиаду Юрия Тюкалова в Риме-60?
— Питерский гребной клуб «Знамя», к которому добавился неподражаемый москвич Вячеслав Иванов, обыграл всех, в том числе американцев. А теперь все внимание — футболу. Нет, я не против футбола. Сам играл с мячом. Мой отец Сергей Петрович, который 47 лет отработал мастером по ремонту машин на прядильно-ниточном комбинате имени Кирова, а также его братья Василий и Николай, служащие еще дореволюционного Азиатского, а затем Северного банка, внесены в книгу истории российского футбола. Болею за «Зенит», желаю успехов и ему, и форварду Александру Панову, который будет выступать за французский клуб «Сент-Этьен» и, конечно, забьет мячи в играх за сборную России. Однако не теряю надежды на то, что и академическая гребля в нашей стране возродится.
— Каковы перспективы традиционного «Гандикапа олимпийских чемпионов»?
— В будущем году Питеру исполнится 298 лет. Пригласим на этот спринтерский водный маршрут гребцов из Москвы и других городов России, из Украины, Эстонии, Латвии и других стран. Надеюсь, что к 300-летию моего родного города все станет на свои места и нам не придется завидовать, допустим, Лондону, где на реке Темзе всегда видны лодки с длинными веслами…