НЕМЕСИО ПОСУЭЛО - РАНО УГАСШАЯ "ЗВЕЗДА"
7 июля в Харькове в семье испанских эмигрантов родился Немесио Посуэло, который через 20 лет стал нападающим московского «Торпедо», сыграл в команде автозаводцев 67 матчей, забил 24 мяча. В 1964 году он провел 13 встреч (в них забил 3 мяча) в форме «Спартака», но на этом его футбольная карьера закончилась.
Что же случилось? На этот и другие вопросы ответил сам Немесио Посуэло, который сейчас живет в пригороде Мадрида.
— Немесио, заранее с днем рождения поздравлять не принято, но знайте, что 7 июля «Советский спорт» присоединится к многочисленным добрым словам в ваш адрес. А пока расскажите, почему вы рано закончили играть?
— Спасибо, конечно. Поздравления, добрые слова всегда приятно слышать. А вдали от родного дома они еще больше трогают. Но, с другой стороны, вы вынуждаете меня вспомнить печальную историю, которую мне хотелось бы забыть. Ведь это не я закончил играть, а меня выбросили из большого футбола. А произошло следующее. В 1964 году, когда я играл уже в «Спартаке, мы с ребятами с утра сходили в баню, а потом заглянули в ресторан, хорошо провели время и разъехались по домам. А вот Юра Севидов до дома не доехал. Он сбил на своей машине какого-то крупного ученого, и тот погиб. Позже Юру посадили, а руководители по-своему отреагировали на это ЧП: был составлен «черный список» нарушителей спортивного режима. В него попал и я. А закончилось все пожизненной дисквалификацией. Но я к тому времени закончил школу тренеров и уехал работать в Читинскую область на урановые рудники. В шахту, правда, не спускался, тренировал местную команду. Через несколько лет вернулся в Москву. Спасибо тогдашнему директору подшипникового завода Сергею Георгиевичу Митичкину, который взял меня на спортивную работу.
— А как бы оказались в «Торпедо»?
— После войны на заводе имени Сталина, как тогда назывался ЗИЛ, работало много испанцев, в том числе и мой отец, так что мне сам Бог показал дорогу в торпедовскую школу. А моим кумиром был капитан «Торпедо» испанец Аугустин Гомес.
— У хоккеиста Валерия Харламова, как известно, мать была испанкой. Вы с ним дружили?
— Нет, хотя и были знакомы. Чаще всего встречались в бане, но друзьями не были, возможно, сказалась разница в возрасте, а возможно, и разные клубы, разные виды спорта.
— Давно переехали в Испанию?
— Три года назад. Раньше меня в Мадрид приехали две сестры и отец, но он, увы, умер. А мать умерла еще в СССР, когда я был маленьким.
— Ваше семейное положение?
— Жена и взрослая дочь. Живем в пригороде Мадрида, в 20 минутах езды от центра. Купили в рассрочку квартиру, машину.
— Чем занимаетесь?
— Тренирую местную молодежь и детские команды, которые выступают на любительском уровне в первенстве Мадрида. Но это в Испании считается лишь хобби, а не основной работой, хотя и оплачиваемой. Зарплата по сравнению с контрактами тренеров профессиональных клубов, конечно, маленькая, но все равно жить можно. Для сравнения скажу, что по безработице я получал в Испании больше, чем многие тренеры российских команд высшего дивизиона.
— А почему вы не тренируете профессиональные команды?
— Нет лицензии, хотя в Москве я закончил школу тренеров, а в Мадриде — специальные курсы. Но этого недостаточно, чтобы заключить контракт с профессиональным клубом. Нужно один год проучиться на новых курсах, но попасть туда очень трудно, желающих тренировать и играть здесь очень много. Футбол в Испании не просто очень популярная игра. Это образ жизни. Вся страна следит за футбольными событиями, особенно в первом дивизионе. Далеко не все испанцы знают о своем знаменитом писателе Сервантесе, но вряд ли встретишь человека, не знающего Рауля из «Реала». Не случайно излюбленная тема разговоров не погода, а футбол. В баре, например, не будут обслуживать человека, не умеющего поддерживать беседу на футбольную тему.
— Как в Испании отреагировали на поражение сборной в чемпионате Европы?
— Это была настоящая трагедия. Все были подавлены и разочарованы, ведь от Камачо и его команды ждали только победы. И вдруг такой конфуз — испанцы не вышли даже в полуфинал.
— Наверное, больше всех ругают Камачо и Рауля, не реализовавшего пенальти на последней минуте в матче с французами?
— Всем досталось. Но Камачо действительно считают в Испании чуть ли не главным виновником поражения.
— И в чем его обвиняют?
— Прежде всего, он ошибся с составом: мало того, что не всех лучших игроков включил в заявку, не до конца разобрался с теми, кого привез в Бельгию и Голландию.
— А национального героя Рауля тоже развенчали?
— А был ли он таковым? Это журналисты сделали Рауля таким же героем, как в свое время подняли на пьедестал и Бутрагеньо. Болельщикам любой страны лестно слышать и читать, что лучший футболист мира или Европы живет рядом с ними. Рауль, безусловно, великий игрок, у него отличный удар левой ногой, он умеет легко освободиться от соперников, забить мяч или сделать точную, острую передачу. Но с яркими «звездами» ему не сравниться. Рауль не способен в трудную минуту повести за собой команду, что подтвердил лишний раз нереализованный им пенальти в матче с французами. Поэтому испанцы вот уже 36 лет после победы во втором чемпионате Европы, проходившем в Мадриде, не могут выиграть ни чемпионат континента, ни тем более чемпионат мира. Сейчас у нас многие любители футбола очередную неудачу сводят к неточному удару Рауля. Но это далеко не так. Если бы он и реализовал пенальти, то все равно испанцы лишь сравняли бы счет, а что было бы дальше, остается только гадать.
У сборной Испании было меньше шансов занять первое место, чем у других команд, потому что у нее были проблемы и с вратарями, и с форвардами. Чемпионат Испании справедливо считается одним из сильнейших в Европе, о чем можно судить хотя бы по тому, что в двух полуфинальных матчах Лиги чемпионов играли 3 (!) испанских клуба и один выиграл самый престижный трофей. Но в данном случае разговоры о том, будто сильные клубы — это обязательно и сильная сборная, не имеют под собой твердой почвы, поскольку в ведущих командах, как правило, на первых ролях — легионеры, зарубежные «звезды». В Испании, например, помимо Рауля нападающих высокого класса испанского происхождения нет.
— А как выглядят в испанском чемпионате российские футболисты?
— Если не ошибаюсь, игроков из России наберется с десяток, но только Мостовой и Карпин играют на высоком уровне. Приятное впечатление оставил в прошедшем сезоне и Хохлов, который вместе с литовским легионером Янкаускасом, поигравшим в ЦСКА и «Торпедо», быстро вписался в «Реал-Сосьедад» и спас клуб от перехода во второй дивизион. Хорош по-прежнему Игорь Ледяхов, но его «Спортинг» выступает во втором дивизионе. А об остальных, включая капитана сборной России Виктора Онопко, ничего хорошего не слышно, хотя телевидение и газеты ежедневно подробно сообщают последние новости о жизни футболистов и тренеров, комментируют все соревнования, ведь футбол в Испании давно стал крупной, хорошо развитой индустрией развлечений. И неудивительно, что многие родители видят в своих детях будущих футбольных «звезд», новых Раулей и Бутрагеньо. И для этого не жалеют ни времени, ни денег. Важная роль отводится воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою команду.
Член любого клуба, будь это тренер, игрок или простой поклонник, все делают для поднятия имиджа команды. Чтобы стать, например, членом клуба необходимо не только заплатить вступительный взнос, но и получить рекомендацию от члена этого клуба с 3-летним стажем. Игроки команды приезжают на игры в клубных костюмах, дают автографы, фотографируются с мальчишками в игровой форме клуба. Одной из причин того, что многие российские легионеры не имеют постоянного места в составах, — это плохое знание испанского языка. Например, Карпин стал любимцем поклонников «Сельты» благодаря не только хорошей игре, но и отличному знанию испанского языка, что позволяет ему свободно вести и с партнерами, и с болельщиками, и с журналистами разговоры на любую тему. А вот Онопко или Черышев, когда к ним подходят журналисты, чаще всего говорят только «ноу», что не способствует рекламе их клубов.
— На ваш взгляд, не скажется ли неудача сборной Испании на приглашения легионеров, в том числе из России?
— Вполне вероятно, по крайней мере, восторг по поводу иностранцев, думаю, поубавится, хотя теперь трудно будет снова загнать джина в бутылку и ограничить лимит зарубежных игроков. Этот вопрос поднимался и до чемпионата Европы, но ничего на этот счет не изменилось и вряд ли изменится. Другое дело, что руководители клубов могут пересмотреть селекционную политику и в зависимости от задач, стоящих перед их командами, начнут приглашать легионеров по следующему принципу: «лучше меньше и дороже, но зато лучших». Что касается приглашения российских игроков, то порой приходится только удивляться, зачем платить немалые деньги, если легионеры сидят на скамейке запасных? Может быть, только ради обострения конкуренции: кто-то должен быть в запасе, так пусть это будут русские, а испанские игроки, видя на скамейке запасных немало иностранцев, будут больше стараться и, следовательно, повышать свое мастерство. Так что мой совет футболистам из России: прежде чем подписать контракт, хорошенько подумайте, а ради чего вас приглашают в Испанию — играть или стимулировать местных игроков?