Вячеслав КОЛОСКОВ: ВОЙСКО БАРАНОВ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОЕ ЛЬВОМ, МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ ЛЮБОЕ СРАЖЕНИЕ
Чемпионат Европы по футболу, в течение трех недель проходивший на полях Бельгии и Нидерландов, стал историей. Каким он был, каким останется в памяти любителей футбола — это во многом будет зависеть от воспоминаний непосредственных участников. Футболисты сборной России в финальном турнире, как известно, не выступали, тем не менее представители нашего футбола в Бельгии и Нидерландах были, причем сыграли далеко не последнюю роль. Это, прежде всего, член исполкома УЕФА, президент РФС Вячеслав Колосков, который был в числе тех, кто проводил чемпионат, а за сутки до его окончания на конгрессе УЕФА был избран членом исполкома ФИФА.
РОССИЯ НЕ ИМЕЛА
БЫ ПЕРСПЕКТИВ
— Вячеслав Иванович, «Советский спорт» поздравляет вас с возвращением в исполком ФИФА.
— Спасибо.
— Объясните, пожалуйста, почему на конгрессе УЕФА вас избрали членом исполкома ФИФА?
— Начну с азов. В исполком ФИФА входят представители всех континентальных конференций, в том числе и УЕФА. А эти представители в исполком ФИФА выбираются на конгрессе УЕФА. На этот раз в повестке дня конгресса УЕФА были два пункта: выборы 7 новых членов исполкома УЕФА из 123 кандидатов и выборы 4 членов исполкома ФИФА из Европы. Кандидатов было 5, в том числе и я. В итоге я вошел в эту четверку — опередил представителя Мальты, а остальные 3 члена исполкома ФИФА были переизбраны. При этом я остаюсь членом оргкомитета по проведению чемпионата мира 2002 года и членом бюро и оргкомитета по организации олимпийского турнира 2000 года.
— Ваши впечатления о закончившемся чемпионате?
— Впечатления остались двойственные. Что касается чисто футбольных вопросов, то оценка однозначная — в целом это был великолепный спектакль со множеством неожиданных поворотов. Все матчи, за исключением, может быть, одного-двух прошли с высочайшим накалом страстей, самоотдачей всех игроков, в захватывающей борьбе. Кроме того, четко определились тенденции развития футбола. Для достижения успехов на таком высоком уровне, как чемпионат Европы, необходимо иметь ровный состав с лидерами во всех звеньях, команда должна быть отлично подготовлена функционально, чтобы легко выдерживала высокий темп не только 90 минут основного времени, но если понадобится еще полчаса. А это значит, максимальная самоотдача на предельной скорости.
Во-вторых, все футболисты должны быть отлично подготовлены технически, чтобы любой игрок мог выполнить самый сложный прием даже на ограниченном участке поля при дефиците времени. То есть сегодня можно смело говорить, что в ведущих сборных Европы четко прослеживается гармония между всеми компонентами футбола — высочайший уровень атлетической подготовки, разнообразный набор тактических вариантов, понимание футболистами этих тактик, третье — выдающееся исполнительское мастерство, наличие ярких «звезд» и четвертое — психологическая устойчивость, волевой настрой. Все это продемонстрировали команды, преодолевшие барьер в групповых турнирах, и наоборот, досрочно завершили соревнования сборные, которые сделали ставку на силовой футбол, рассчитывая на атлетическую подготовку, выносливость, скорость. Это Германия, Дания, Бельгия, Швеция. Показательный пример — финал, в котором итальянцы выигрывали у французов до последней минуты добавленного времени. Наверное, всем казалось, золотые медали получат футболисты Италии, но игроки сборной Франции, вышедшие на замену, сумели переломить ход встречи — сначала сравняли счет, а в добавочное время «резервист» Трезеге забил «золотой гол». Все это лишний раз свидетельствует о том, что у тренера сборной Франции был богатый выбор высококлассных футболистов и перед ним стояла проблема не ошибиться со стартовым составом и с заменами. И Лемерр не ошибся. Когда исход матчей решается на последних секундах, можно говорить о везении или невезении команд. И все же победа французов мне представляется более закономерной и справедливой. Итальянцы тоже были хорошо подготовлены атлетически и технически, в ходе финального матча умело варьировали тактическими приемами, и все же высочайший класс показали только защитники, в то время как их соперники французы продемонстрировали более гармоничную игру, что в общем-то и неудивительно — во всех линиях у них есть «звезды», начиная от вратаря Бартеза и кончая вышедшим на замену форвардом Трезеге.
— Старший тренер сборной России Михаил Гершкович заявил с телевизионного экрана, что наша команда не затерялась бы на полях Бельгии и Нидерландов. Вы согласны с ним?
— Если бы сборная России сыграла так, как год назад против команды Франции, то, наверное, не затерялись бы. Но ведь даже успешное, беспроигрышное выступление наших футболистов в прошлом году показало, что игра с французами — лишь приятный для нас эпизод. А на турнире надо было играть через два дня на третий, что потребовало бы, прежде всего, отличной функциональной подготовки. Я не говорю уже о других компонентах. Так что если бы сборная России и завоевала путевку на Евро-2000, то участвовала бы в нем без перспектив занять высокое место. Ведь все хорошее, о чем я говорил, к нашей команде отношения не имеет: у нас нет выдающихся футболистов даже в одном звене, мы отстаем и в атлетической подготовке, и техническом исполнении.
О ВОИНАХ, КОТОРЫЕ
НЕ НА ПОЛЕ
— Чемпионат Европы показал, что роль тренера не менее важна, чем игра футболистов…
— Судейство вызвало немало критики.
— Впервые оно оказалось невысоким для соревнований такого уровня, как чемпионат Европы. Даже такой арбитр, как итальянец Коллина, негласно признанный первым номером, во всех трех матчах, что я видел, допускал грубые ошибки. Как я уже однажды говорил, если бы это судейство рассмотрели члены нашей экспертно-судейской коллегии, то они отстранили бы многих арбитров после первого же матча.
— А какой была организация финального турнира?
— Финал, как известно, впервые прошел в двух странах, и эта затея оказалась неудачной. Я побывал на многих крупных международных соревнованиях, но впервые столкнулся с такой неразберихой. Я посетил матчи почти во всех городах, и каждый раз приходилось решать транспортную проблему — машина в нашем распоряжении, конечно, была, но не было шоферов, знающих, как быстрее доехать до нужного места. Беда в том, что нас обслуживали добровольцы, так называемые волонтеры, которые далеко не всегда ориентировались в незнакомых им городах — случалось даже, что для поездки в бельгийский город присылали в Брюссель, где мы жили, шофера из Голландии. По трассе, например, мы проезжали до нужного нам города, за один час, но зато по городским улицам, с обязательным заездом в оргкомитет, где нам выдавали билеты на каждый матч, плутали по 2 часа. Финал чемпионата Европы, проведенный в двух странах, дал много пищи для размышлений не только о содержании игры, тенденциях развития футбола, но и об организации соревнований. В этой связи многие руководители европейского и мирового футбола уже сегодня задумались о неизбежных организационных проблемах, которые возникнут через два года на чемпионате мира. Он, напомню, пройдет тоже в двух странах — Японии и Корее. У них к тому же, в отличие от Бельгии и Нидерландов, нет сухопутной границы.