ЛИКУЙ, ФРАНЦИЯ!
Евро-2000
ЛИКУЙ, ФРАНЦИЯ!
КОММЕНТАРИЙ АНДРЕЯ
СКВОРЦОВА
обозревателя отдела футбола
ФИАСКО
«ПЕЩЕРНОГО»
ФУТБОЛА:
Франция может ликовать: впервые в истории действующий чемпион мира два года спустя завоевал право называться сильнейшим и на европейском континенте.
Только вряд ли сильнейшим с приставкой «безоговорочно». Оговорок как раз получилось более чем достаточно: и пенальти, нереализованный Раулем в 1/4 финала, и «рука не божья» Абела Шавьера в следующем круге, и 10 секунд из четырех минут, добавленных судьей в финале и отделявших итальянцев от уже витавшей в воздухе победы. С другой стороны, оговорки эти действительны только в сослагательном наклонении. Все эти «если бы» оказались несостоятельны против воли к победе, которую проявили французы, предпочитавшие атаковать, а не ждать у моря погоды.
К открытиям Евро-2000 можно отнести только форварда сборной Португалии Нуну Гомиша. Все остальные футболисты, проявившие себя с наилучшей стороны: Тольдо, Дельвеккьо, Вильтор, Милошевич, Сержиу Консейсан, Зенден, лишь подтвердили своей игрой, что для того, чтобы показывать хороший футбол, вовсе не обязательно быть «раскрученным». Если раньше все они маячили за могучими спинами своих более титулованных соотечественников, местных «неприкасаемых авторитетов», то теперь, получив свой шанс (кто по воле случая, кто упорным трудом), использовали его на 99,9%. Впрочем, и признанные лидеры в большинстве своем выступили на достойном уровне, заставив рукоплескать переполненные трибуны стадионов — еще раз Зидан, еще раз Фигу, Бергкамп, ван дер Сар, Клюйверт, Руй Кошта, Индзаги, Мендьета.
В целом же Евро-2000 не стал «праздником атакующего футбола», скорее он разрушил одну из стародавних догм: «Можно сыграть или красиво, или на результат». Даже итальянцы, которых зачастую обвиняли в «убийстве игры», умудрялись делать свое черное дело красиво. И наглядно показали, что отбиваться можно, используя шпагу, а не дубину. Что уж тут говорить о португальцах, голландцах или испанцах? Технический и тактический арсенал этих пяти сборных был куда разнообразнее, чем всех остальных, вместе взятых, за исключением «павших смертью храбрых» чехов, что во многом предопределило такой исход событий. И то, что все представители «пещерного» футбола со своими «дубинами» и «палками-копалками» были отфильтрованы еще на групповом этапе, — очередное тому подтверждение.
ТРИ КОЗЫРЯ В КОЛОДЕ ЛЕМЕРРА
Уже на следующий день после победы сборной Франции в Евро-2000 газеты запестрели не только радостными эпитетами, но и материалами о грядущей смене поколений в команде. В этой связи символично, что лучшим игроком победителей, да и всего чемпионата Европы стал «старик» Зинедин Зидан, ну а победу принесла молодая поросль – Сильвен Вильтор и Давид Трезеге.
Роман ГУЛЯЕВ
«ПРИВЕТ ВЕРО
ОТ ЧЕМПИОНА»
94-я минута. Итальянцы уже начинают открывать «Спуманте», праздновать победу. Бартез выносит мяч из своей штрафной, как обычно, далеко, Трезеге скидывает головой его Вильтору, и тот бьет по воротам – гол, и счет сравнялся.
У Сильвена Вильтора сезон этот не очень сложился. Начало выдалось прекрасным. На гребне прошлогодних успехов, собственных (он был лучшим бомбардиром чемпионата Франции) и «Бордо», Вильтор попал в сборную Франции, забил даже гол в одном из двух проигранных чемпионами Европы в Евро-2000 матчей – России на «Стад де Франс». Помог команде выйти во второй групповой турнир Лиги чемпионов. Но потом пошли конфликты с тренером Эли Бопом и в сборной, перестало все получаться. В итоге до последнего момента он висел на волоске.
Попасть в основной состав национальной французской команды не так-то просто, учитывая наличие в ней большого числа талантливых центрфорвардов: Анелька, Анри, Вильтор, Трезеге – а играют один, максимум двое. Наверняка Вильтор был готов к тому, чтобы сидеть на скамейке. Ну а если так, необходимо выходить и доказывать. И в финале он вышел. И доказал: его дриблинг поставил в тупик всю итальянскую защиту во главе с Паоло Мальдини, который за свою долгую карьеру и не таких «кушал». А Вильтор оказался не по зубам ни ему, ни Несте, который не раз выходил сухим после битв с более опытными зубрами нападения. Чего не хватает Вильтору, так это стабильности.
С журналистами общается мало, только в сборной, и то по большим праздникам. А иной раз может выдать и такое… Однажды после матча чемпионата Франции он подошел к ждавшим его телевизионщикам и дал «интервью»: «Привет, сыграли хорошо, привет Веро». Веро, судя по всему, его подруга Вероник. Но в 26 лет можно уже вести себя и посерьезнее. Впрочем, у Вильтора все еще впереди, и вершиной его таланта должны стать следующие чемпионаты мира и Европы.
ПОБЕДУ ФРАНЦИИ ПРИНОСИТ
АРГЕНТИНЕЦ
103-я минута. Вышедший на замену Пирес отдает пас Давиду Трезеге, и такой же свежий игрок, который своим выходом на поле внес разнообразие в действия команды, вгоняет мяч под перекладину ворот Тольдо. Это победа!
Отец Давида – профессиональный аргентинский футболист, не уровня сборной, но уровня высшего дивизиона. Заканчивать карьеру он приехал во Францию, в клуб элиты «Руан» — это сейчас в городе соборов смотрят игры второго дивизиона. Там и родился Давид Трезеге, которого правильнее было бы называть Тресегвет. Когда контракт папы закончился, Давиду было 4 года и он впервые увидел столицу своей родины город Буэнос-Айрес. Там и начинал играть – в клубе «Платенсе». Потом поехал искать счастья во Францию, попал в «ПСЖ». Его приняли нехотя, посмотрели, взглянуть на него пришел тогдашний главный тренер Луис Фернандес. И отправили 15-летнего парнишку восвояси. Тогда тот поехал в «Монако», где тоже хотели послать Давида подальше, но вовремя опомнились. Сейчас, спустя 7 лет, «Монако» получил от его продажи в «Ювентус» 24 миллиона долларов. Сам же Давид пять лет в «Ювентусе» будет получать по 2,5 миллиона долларов в год. Ему тоже не нашлось места в основном составе, хотя не очень понятно, чем Трезеге хуже Анелька: тот сверкнул в конце сезона, а Давид все-таки исправно забивал в чемпионате Франции. И тем не менее его взяли на роль джокера. Он ее исполнил с блеском. Для него год получился удачным: второй титул чемпиона Франции, контракт с «Ювентусом», подписанный в ходе чемпионата, «золотой гол» в финале чемпионата Европы, наконец, свадьба с симпатичной испанкой Беатрис Вильяльвой и рождение сына Арона. «Сейчас я больше всего хочу увидеть сына, который родился 17 мая. Ему уже полтора месяца, а я его видел всего три дня», — заявил счастливый Давид после финала.
Кстати, если бы не Трезеге, Франции могло и не быть на этом чемпионате Европы. В тот самый момент, когда Андрей Шевченко забил знаменитый гол Филимонову, во Франции Трезеге закатил решающий мяч в ворота сборной Исландии. Без него Франция в группе осталась бы на третьем месте и готовилась бы к чемпионату мира посредством товарищеских матчей уже сейчас. И вот второе подряд попадание снаряда в одну воронку.
ГЕРОЙ ВСЕГО ТУРНИРА
Работа Зидана на поле – не забивать голы, а создавать. И сколько пасов выдал он за эти без малого шесть лет в сборной – не счесть. Сборная Франции с Зиданом – одно, без него – совсем другое. Россия испытала это на собственной шкуре. В первом отборочном матче, в Москве, Зидан был не в форме, но стал лучшим на поле, выдав два прекрасных голевых паса. В Сен-Дени он на поле не появился, и создавать моменты оказалось некому. Итог зеркальный: 3:2 во французскую пользу в Москве, 2:3, победа россиян во Франции.
13 матчей сыграли французы на победных чемпионатах мира и Европы. Зидан выступил в 10 из них. Два пропустил на «мондьяле» на родине из-за дисквалификации. Итог – блеклая ничья с Данией и вымученная победа в дополнительное время над Парагваем в 1/8 финала. В одном не играл на Евро-2000. Итог – поражение в ничего не значащем матче от голландцев. И абсолютно другая игра. Зидан – не просто фамилия, Зидан – это позиция на поле. Позиция свободного художника, который создает моменты другим и забивает сам. Как он это делает, знает только он сам – защитникам разгадать его маневры бывает сложнее, чем отгадать тематический кроссворд в каком-нибудь журнале по технике безопасности в угольных шахтах.
Весь турнир Зидан подбирался к пику формы. Подбирался долго, в предварительных матчах не сверкал, но и не терялся на поле, в четвертьфинале и полуфинале «вытаскивал» тяжелые игры с испанцами и португальцами. В финале не забил, но вновь вдохновлял команду своими действиями на поле. И, как сам признался, нисколечко не устал. Понадобилась бы переигровка на следующий день, он и в ней отыграл бы превосходно. И на фоне всеобщей усталости вполне мог забить. Как в финале чемпионата мира. Тогда он был явным героем. Сейчас его героизм не столь очевиден – забил не он. Но понятно, не будь Зидана, не видать французам этого титула, как своих ушей.