ПО СЛЕДАМ ТОФИКА БАХРАМОВА
ПО СЛЕДАМ
ТОФИКА БАХРАМОВА
По яркости и богатству красок нынешний чемпионат Европы можно сравнить только с Евро-84. Совпадения иногда заметны даже в мелочах, как в случае с данным полуфинальным счетом. Французы вновь, как и 16 лет назад, вступили в финал, одолев португальцев.
Вновь эти команды завершили основное время со счетом 1:1 и продолжили выяснение отношений в добавочное. Вновь дополнительные минуты получились невероятно драматичными. Только в 1984-м этот драматизм носил чисто игровой оттенок — Франция в тесном 30-минутном промежутке успела пропустить гол, отквитать его и выйти вперед, а сейчас больше скандальный. И правило «золотого гола», на беду португальцев, в 1984-м не действовало. А действовало бы, и стали бы тогда они не только финалистами, а скорее всего, и чемпионами, ибо играли лучше своих соседей испанцев.
Здесь, на чемпионате, всего в изобилии. В том числе и «фантомных» пенальти. Сколько раз уже судьи, причем охотно, покупались на несуществующие фолы, умело инсценируемые провокаторами. Непревзойденным умельцем по этой части прослыл испанец Абелардо, который с успехом проделал такой фокус дважды. Небо воспротивилось его злодеяниям и, простив симулянта один раз, во второй «прибрало» к себе мяч с ноги Рауля.
Теперь Гюнтер Бенке всю оставшуюся жизнь будет терзаться сомнениями, а был ли в том эпизоде, когда «дедушка» португальского футбола Абел Шавьер сыграл рукой, пенальти? А может, и не будет, переложив груз сомнений на плечи своего помощника — словака Игора Шрамко, как это сделал некогда швейцарец Динст.
Помните историю 1966 года? Никто не вспоминает сейчас о Динсте, который был главным судьей финального матча чемпионата мира и, стало быть, имел эксклюзивное право засчитывать или не засчитывать гол. Вспоминают о скромном лайнсмене Тофике Бахрамове, оказавшемся вдруг вершителем судеб и, по сути дела, короновавшем тогда сборную Англии. В Германии за Бахрамовым на всю жизнь закрепилась ироничная кличка «Мистер Цвай-драй» (гол-фантом Джеффа Херста привел к счету 2:3, если отсчитывать от немецкой стороны). Как теперь будут звать в Португалии Шрамко — «Мистер Ун-дойш»? Или, может быть, как-нибудь похлеще? Горячую «любовь» всего португальского народа на долгие годы вперед он себе точно обеспечил. «Убийца» последнего шанса «золотых мальчиков»…
Кстати, три с лишним десятилетия назад потребовалось, чтобы ученые с помощью современной техники доказали, что гола Херста в действительности не было. Так что ирония немцев в адрес Бахрамова оправдана. Пусть теперь эксперты разбираются с тем, был ли пенальти в матче Франция — Португалия, заслуживала ли «рука» Абела жестокой кары «Каина» с флажком.
А ведь не сыграй рукой Абел Шавьер, и ничего бы, наверное, не было. Угол-то был почти нулевой, и удар Вильтором был нанесен щечкой, то есть с подкруткой от ворот. Максимум ударился бы мяч о дальнюю стойку и выскочил бы в поле, где на добивании никого из французов не было…
ШАВЬЕР: КУДА Я МОГ ДЕТЬ ЭТУ РУКУ?
Пенальти в полуфинальном матче вызвал массу споров. Если французы назвали итоговое решение судейской бригады логичным, то португальцы считают, что судья ошибся, назначив
11-метровый.
АБЕЛ ШАВЬЕР:
«ПЕНАЛЬТИ НЕ БЫЛО»
Абел Шавьер утверждает, что он касался мяча в том злополучном эпизоде неумышленно: «Пенальти не было! Рефери должен был иметь много храбрости, чтобы назначить пенальти в таком эпизоде. В футболе, когда вы идете в подкат, куда вы деваете руки? Ясно, что простираете их в стороны, вы же не можете играть без рук. Когда мяч летит, как пуля, он может совершенно спокойно наткнуться на вытянутую руку. Часто именно так и происходит, и судьи не видят, как правило, в этом ничего предосудительного».
ФИГУ: «В ТАКУЮ
СИТУАЦИЮ Я ЕЩЕ
НЕ ПОПАДАЛ»
ЗИДАН: «СЧАСТЛИВАЯ
ЗВЕЗДА СИЯЛА ДЛЯ НАС»
Зинедин Зидан допускает, что, для того чтобы победить Португалию, его команде необходимо было чуточку везения: «Счастливая звезда сияла в эту ночь для нас. Давайте надеяться, что она не померкнет! Свара по поводу назначения пенальти продолжалась несколько минут, и мне было очень трудно сконцентрироваться, когда я готовился выполнить удар. Мы играли почти два часа, и я ощущал некоторую тяжесть в ногах. Но я знал, что не имею права сплоховать. Мой удар должен был быть точным и резким. Я чувствовал большую ответственность». Зидан назвал судейское решение логичным и посочувствовал португальским игрокам, когда они в отчаянии рухнули на колени после того, как их участь была решена: «Я не могу сказать, что Португалия заслуживала места в финале меньше, чем мы».
С Зизу не согласен Марсель Дезайи: «Мы не везунчики и не счастливчики. Просто мы лучшая команда и доказали это».
БЛАН: «ВСПОМИНАЮ
СВОЙ ЗОЛОТОЙ ГОЛ»
КОЭЛЬЮ: «НЕ МОГУ
СУДИТЬ СУДЬЮ»
ЛЕМЕРР: «ВЕЛИКИЙ
МОМЕНТ В СУДЕЙСТВЕ»
Если португальцы возмущены тем, что главный судья назначил пенальти с «подачи» помощника, то тренер французов Роже Лемерр иного мнения на сей счет: «Это был великий момент для судейства. Просто были применены на практике правила, которые редко применяются».
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ
«СОВЕТСКОГО СПОРТА»
Апогеем матча Франция — Португалия стал эпизод с назначением на 117-й минуте пенальти в ворота португальской сборной. Прокомментировать его для читателей «Советского спорта» согласился председатель инспекторского комитета, судья международной категории Алексей Спирин.
— Со уверенностью можно говорить, что нарушение было. Во-первых, расстояние от бьющего по мячу футболиста до защитника было достаточно большим. Во-вторых, сам характер движения руки показал, что защитник очень неаккуратно сложился. И спасти ворота он мог, только сыграв рукой. Третье: сама сила удара по мячу. Нельзя сказать, что он был пушечным. Защитник в принципе успевал бы отдернуть руку. А он даже не пытался убрать ее, намеренно выставив навстречу мячу.
Теперь что касается самого процесса назначения пенальти. С начала чемпионата Европы вступили в действие новые поправки к правилам — у нас, в России, они вступят в силу с 1 июля. Одна из них говорит о значительном расширении функций помощника. Сегодня боковые судьи должны помогать главному арбитру в тех эпизодах, когда он не может самостоятельно решения принять. И вчера Бенке в принципе поступил правильно, обратив внимание на сигнал помощника. Но с точки зрения методики он действовал ошибочно. Перед началом встречи главный судья должен дать указания линейным арбитрам, какие секретные сигналы те будут использовать для того, чтобы оповещать его. Ведь если судья принимает решение «как бы самостоятельно», то его авторитет намного повышается. И меньше вопросов, споров, дебатов. А тут он повел себя не по-товарищески, переложив всю вину за принятие решения на помощника, который, повторю еще раз, не ошибся.