ШАМИЛЬ ТАРПИЩЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЙ ПАРЕНЬ УЖЕ ПОВЗРОСЛЕЛ
В начале года Марат неизменно сохранял в чемпионской гонке АТП позицию во второй сотне, и только после полуфинала в Копенгагене он переместился в район 70. Победа в Барселоне вернула Марата на более привычные строчки в рейтинге (сейчас он 27-й), а официальный сайт АТП-тура назвал Сафина теннисистом недели.
Президент Всероссийской теннисной ассоциации Шамиль Тарпищев считает, что падение Сафина было неизбежным: "Представьте себе такую картинку: молодой человек заиграл, у него нет никакого психологического пресса, потому что все его соперники сильнее и выше его в рейтинге. Естественно, у него возникает внутренний эмоциональный подъем, стремление играть и играть. Он входит в тридцатку. В 19 лет он самый популярный молодой человек в мире: ему уделяется большое внимание, у него хорошая пресса, в его распоряжении бары и варьете… Но дальше наступает момент стабилизации, то есть теперь не он "лезет" на лидеров, а на него все "лезут", стараются переиграть. Появляется плеяда молодых, талантливых теннисистов, перед которыми Марату нужно отстаивать позиции в классификации и стремиться пройти еще выше. Но результатов нет, и молодежь начинает уже выигрывать у него. Невольно у Марата появляется ощущение, что он устал, что все на него "лезут", появляется если не боязнь проиграть, то хотя бы ответственность перед результатом. Вот вам и этап взросления. Многие молодые, талантливые теннисисты вообще не выдерживают этот период и ломаются, пропадают. Слава богу, что у Марата этот период не затянулся надолго: в Барселоне Сафин показал результат. Думаю, что этот результат будет для него катализатором, чтобы расти и стремиться дальше.
— Помните, вы как-то говорили, что проблема Марата Сафина состоит в том, что он не хочет быть первым?
— Думаю, что теперь захочет. Он понял, что жизнь в теннисе – достаточно сложная штука. И если ты не на верху, то ты никому не нужен. Поэтому с этой точки зрения у него и злость появилась.
Так же его разозлило и мобилизовало то, что он начал проигрывать сверстникам. В свои 20 лет уже испытал, что такое быть наверху и что такое быть внизу, когда на тебя перестают обращать внимание. Я имею в виду, перестают обращать внимание не у нас, а в мировом теннисе. Наверное, это тоже стимулирует. Теперь Марат прошел определенную жизненную школу, которая помогает ему снова биться, чтобы стать первым, а не просто ориентироваться на достаточно хорошую игру.
— Вы с Маратом говорили уже о причинах его поражений?
— Мы говорили на эту тему — и на Кубке Дэвиса, и до него. Что Марату очень многое надо приобрести, что у него достаточно узкий арсенал технических возможностей, связанных с тактикой острого нападения (это первый удар с лету, промежуточные удары при выходе к сетке). То есть он знает все свои недостатки. Это одна тема, а вторая — это то, что ему нужно было менять своего тренера. Потому что тренерская квалификация – она разная в разный период времени. Рафаэль Менсуа, испанский тренер, который с ним работал, — это больше детский наставник, а не тот, кто может вести уже взрослого человека. Мы этот вопрос ставили еще год назад, а Марат все держался за тренера. Но сейчас вроде нашли вариант, что Менсуа будет тренировать сестру Марата Динару.— Марата сейчас тренирует Андрей Чесноков. Почему выбор пал именно на него?
— Во-первых, был вариант по Александру Волкову. Волкова Марат сам хотел, но поскольку Волков – директор мужского турнира "Кубок Кремля", то он не может этим заниматься. Хотя есть договоренность, что Волков проедет с Сафиным несколько турниров. Вполне возможно, что это случится уже после Мальорки. А выбор тренера? Конечно, для нас идеально, чтобы у наших спортсменов были наши учителя, потому что они больше знают и умеют, чем зарубежные. Иностранцы, они в основном советчики. Не заставляют спортсменов делать то, что надо. Они просто советуют: хочешь делай, хочешь нет. Почему возник вариант с Чесноковым? Был вариант и с Черкасовым. Но Черкасов еще сам турниры играет. Да и Марат сам решил: попробую с Чесноковым. Но это еще не тренер. Пока они договорились несколько турниров вместе проехать, и Андрей поможет ему в тренировочном процессе. Нельзя сказать, что кто-то Марата тренирует. Пока ему просто помогают.— Будет Марат искать одного конкретного человека?
— Понимаете, в чем дело, здесь право выбора принадлежит ему самому, ведь он профессионал. Он хотел Волкова. Но Волков не может: тогда ему придется бросать работу. Поэтому о том, как дальше сложится, пока говорить рано.— Когда к Марату пришло решение поменять тренера?
— Окончательное решение, думаю, пришло в ходе Кубка Дэвиса. Но созревало оно около года.— После серии неудач Марат выиграл турнир. Это неожиданность?
— Я выступал после Бельгии и говорил, что у него эта полоса неудач скоро должна пройти, он должен показать результат. Так вот, первый позыв был у него в Копенгагене, где он играл в полуфинале. А сейчас — выиграл. Тем более что на грунте Марат всегда показывал самые лучшие результаты.Сам Марат Сафин считает, что финальный матч в Барселоне против испанца Хуана Карлоса Ферреро был лучшим в его жизни. "Я играл очень хорошо, без обманных ударов, но я играл с головой и контролировал ситуацию. Это было как игра в шахматы.