АНАТОЛИЙ БАЙДАЧНЫЙ: ВСЕ РАВНО ГДЕ ЖИТЬ
— Перед началом этого сезона вы говорили, что одной из главных задач "Черноморца" является создание костяка команды, на который можно опираться в дальнейшем.
—
На данный момент у нас в команде есть лидеры, которые определяют ход игры. Я считаю, что процентов на 60 наш костяк образовался, но до идеала еще далеко. И если в моральном отношении в коллективе все нормально, то в игровом плане и сыгранности, чтобы ребята смогли почувствовать локоть друг друга, нужно время. На это могут уйти целые годы. Меня очень радует, что в каждой линии у нас есть свои лидеры, способные помочь и подсказать менее опытным партнерам. Так, в обороне таковым является Жиров, в середине поля — Призетко, не стоит забывать и об опытном вратаре Левицком.— Не давит ли на команду высокое место в турнирной таблице? Если "Спартак", скажем, привык там находиться, то "Черноморец" оказался чуть ли не впервые в тройке?
—
Я бы сказал, что на команду давит не занимаемое место, а повышенное внимание к ней со стороны прессы и болельщиков. Особенно к некоторым футболистам. И если те же спартаковцы уже давно избалованы таким вниманием, то для многих моих игроков это впервые. Они начинают понимать, что от них требуют чего-то сверхъестественного и нового качества игры, но не все к этому готовы с точки зрения психологии и других факторов. Я стараюсь проводить с ребятами беседы и советую им относиться к этому совершенно спокойно, я бы сказал, профессионально. Но все же считаю, что здесь ничем нельзя помочь, нужно только время.— Зато вы как опытный тренер, наверно, уже привыкли к такому вниманию?
—
Да уж, я давно прошел все это. Для меня вся сложность заключается в том, как ребята реагируют на это. Что касается меня, то здесь хорошо подходят слова Владимира Высоцкого: "Сегодня ты наверху, а завтра стремительно падаешь вниз". Такая уж у нас тренерская жизнь — всякое бывает. Видите, в какую тяжелейшую ситуацию попал Олег Долматов. То был наверху, сейчас вот внизу. Представляете, как ему сейчас тяжело.— Так вы же говорили, что для команды легче держаться в верхней части таблицы, чем находиться внизу и бороться за выживание. Не отказываетесь от своих слов сейчас, когда немного неожиданно оказались в первой тройке?
—
Нет, конечно. Хотя я не понимаю, почему надо бороться за выживание или держаться наверху. Команда должна выходить на поле, а качество ее игры и качество ее отношения к своему любимому делу и определяется местом в турнирной таблице. Но команду должно больше беспокоить именно содержание игры, а не занимаемое на данный момент место. Если будет хорошее содержание, то высокие места никуда не денутся.— До вашего прихода команда играла в линию, сейчас же вы снова стали использовать либеро. Не это ли основная причина удачной игры в защите?
—
Дело не в том, как играет команда — в три защитника, четыре или с либеро, это все ерунда. Футбол не стоит на месте, и скоро расстановка игроков на поле станет чисто условной. Все, начиная с первого номера и заканчивая одиннадцатым, должны участвовать и в отборе мяча, и в атаке. Футбол в конце концов придет к такой универсализации, где каждый игрок будет обязан играть на любом месте, да еще очень квалифицированно. В этом направлении футбол сейчас и развивается.— Между первым и вторым кругом будет проведена дозаявочная кампания. Если у команды дела будут продвигаться так же успешно, будет ли нужда приглашать новых футболистов?
—
Селекция у нас идет круглый год. Мы сейчас смотрим за молодыми игроками, игроками дубля, футболистами из Краснодарского края и союзных республик. Нужно не просто усиливаться. При этом необходимо постоянно искать молодые таланты. А потом у меня такой принцип, что в любом, даже очень хорошем составе место никому не гарантировано. Место нужно завоевывать, каким бы великим футболистом ты ни был. Если человек снижает к себе требования, он выпадает из состава, и на его место приходит другой. Это вечная борьба.— Вы сейчас живете в гостинице, что является редким случаем для тренера высшего дивизиона. Вас устраивает такое положение?
—
У нас есть сейчас некоторые сложности с проживанием. Сейчас идет ремонт базы, который будет завершен буквально через две недели, когда она будет готова, будем жить там. Что касается меня, то по жизни я человек неприхотливый, могу жить где угодно — в гостинице или на базе, особого значения это не имеет. Быт для меня большой роли не играет.— Известно, что в минском "Динамо" сейчас играет ваш сын. Хотели бы вы взять его к себе в команду, и есть ли такая возможность?
—
Я не думаю, что он достиг того уровня, чтобы мог заменить футболиста, который играет у меня на фланге. А потом знаете, очень сложно тренировать своего сына. Это твой ребенок, и вполне естественно, что хочется ему добра, поэтому трудно относиться к нему объективно. Представляете, вроде и завышаешь к нему требования, но в душе-то ты его любишь — это сложная ситуация. Переживать за каждое движение сына, за каждую его неудачу тяжело. А я своего сына очень люблю, и для меня невозможно совмещать эти вещи, поэтому тренировать своего сына я не хочу.