РУСЛАН НИГМАТУЛЛИН:
ПОКА ОБХОЖУСЬ
БЕЗ ПСИХОЛОГА
— Руслан, прошедшее межсезонье чем-то отличалось для вас от предыдущих?
— Существенное отличие было в одном — наши тренеры явно увеличили объем тренировочных нагрузок. Но я к такому новшеству оказался готов. Сам почувствовал, что уверенность к футболисту приходит только тогда, когда он абсолютно готов физически. Поэтому за своей формой еще до начала сезона следил особенно тщательно.— Прошедшей зимой в "Локомотиве" появился Заур Хапов, и в клубе оказались сразу два опытных голкипера. Чувство беспокойства у вас это тогда не вызвало?
— Прежде всего скажу, что по опыту мы с Зауром далеки друг от друга. Он уже давно сложился как личность в футболе, зарекомендовал себя крепким профессионалом. Мне же еще предстоит занять свое место в истории. Что касается нашей конкуренции за место в воротах, то лично меня она не выводит из равновесия. В любом случае, чтобы получить доверие тренеров и команды, голкипер должен постоянно, не только в матчах, но и на тренировках, доказывать свою состоятельность.— Когда вы познакомились с Хаповым?
— Давно это было. Впервые мы встретились в 95-м, когда нас вызвали в российскую сборную. Меня — из "Спартака", Заура — из "Алании". Он произвел впечатление очень надежного и порядочного человека. Мы с ним всегда при необходимости делимся советами. Хотя, в принципе, наши стили не очень похожи. Заур тяжелее и атлетичнее меня, я же должен делать ставку прежде всего на скорость и реакцию.— Календарь чемпионата, когда вы его увидели, какое впечатление производил?
— Посчитал его обычным. Посмотрел только, с кем нам предстоит встретиться в первом туре. Отметил для себя, что игра с армейцами наверняка вызовет большой ажиотаж. А когда, к примеру, "Локомотив" должен был сыграть со "Спартаком", я поначалу даже не запомнил. Знал только, что тоже где-то в начале чемпионата.— Психологическая устойчивость — одно из важнейших качеств для вратаря. Раньше у вас случались срывы в ключевых матчах достаточно часто. У вас не появлялись мысли обратиться к психологам?
— Нет, до сих пор обходился без их помощи. Просто заставил себя относиться ко всему спокойнее.— А вы сейчас как-то психологически готовите себя к возможным неудачам?
— Вообще-то лучше их стремиться избегать…— Но все-таки, так или иначе, они иногда случаются. Пусть и "разной степени тяжести". Вот и в матче со сборной США, в котором Руслан Нигматуллин, дебютировавший в главной команде России, одну неточность все-таки допустил. В середине первого тайма он, то есть вы, не дотянулись до мяча после навеса с правого фланга. Но в следующее мгновение вы заняли позицию в воротах, как ни в чем не бывало. Сложилось впечатление, словно вы "стряхнули" с себя досаду от той ошибки…
— На самом деле все так и было. Я, конечно, внутренне вспылил из-за того, что неправильно рассчитал траекторию полета мяча. Но тут же снова включился в игру. Вспомнил о том злополучном эпизоде, только когда просматривал видеозапись матча.СБОРНАЯ —
ВЫСШАЯ ОЦЕНКА
— Выступление за сборную до матча с США оставалось для вас главной мечтой?
— Да, главной, подчеркну, спортивной мечтой. Все-таки любой игрок, по-моему, тайно или явно ждет приглашения в сборную как оценку своего мастерства.— И ваш дебют, очевидно, можно считать вполне удачным?
— Конечно, раз уж мне удалось сыграть "на ноль". Но в то же время я считаю для себя самым сложным поединком нынешнего сезона матч со "Спартаком". Уж очень велик был ажиотаж вокруг этой встречи. И ее исход для "Локомотива" можно считать вполне благоприятным.— Сейчас спартаковцы — ваши соперники. Часто приходится с ними общаться?
— Мы сохранили нормальные взаимоотношения. Иногда перезваниваемся, по мере необходимости. И все-таки мне легче найти общий язык с одноклубниками — в "Локомотиве" я чувствую себя наиболее комфортно.— Вы считаете, что в нынешнем сезоне "Локомотив" наконец сможет всерьез претендовать на чемпионство?
— Знаете, на цели, стоящей перед клубом, я в повседневной жизни стараюсь не зацикливаться. Прежде всего мы должны научиться ровно проходить всю дистанцию. Тогда сможем бороться за самое высокое место.— Но уж отборочные матчи Лиги чемпионов, предстоящие в августе, наверняка будоражат ваше сознание?
— Я убежден, что ближайший поединок с одноклубниками из Нижнего Новгорода для нас сейчас более важен, чем те европейские баталии. Каждый матч в чемпионате — испытание. А к осени посмотрим, чего мы стоим в Европе.— Игра "Локомотива", одного из самых стабильных клубов России, в нынешнем сезоне хоть в чем-то изменилась?
— Я считаю, она стала солиднее. Во всяком случае, и каждый из нас в отдельности стал действовать гораздо увереннее и надежнее. Соответственно, и командная игра выглядит более сбалансированной. Так что наше удачное начало сезона никак не назовешь случайным.— А роль тренеров в управлении командой стала иной?
— Юрий Павлович Семин есть и будет эмоциональным человеком. Но, учитывая опыт прошлогодних поединков со "Спартаком", он в нынешнем сезоне постарался так повлиять на настроение команды, чтобы мы перед ключевыми матчами не чувствовали себя чересчур загруженными степенью ответственности. И даже когда мы оказываемся на базе "на карантине", над нами уже не довлеет значимость предстоящего матча. Лишний раз нам о ней никто не напоминает.— Неужели перед игрой со "Спартаком" совсем не волновались?
— Во всяком случае, со своими чувствами каждый из нас справился. Иначе и ничейного результата мы бы ни за что не добились.ОТСЫПАЮСЬ НА БАЗЕ
— После того, как стали отцом, в вас что-то изменилось?
— Когда родился сын, я стал абсолютно счастливым человеком. Был безумно рад появлению ребенка на свет. Но, вообще, ощущение отцовства пришло ко мне еще девять месяцев назад. Мы вместе с женой почувствовали себя родителями, как только узнали, что у нас будет мальчик. И когда в отпуске в ноябре мы ездили отдыхать, то считали, что путешествуем втроем.— Это был какой-то специальный тур для будущих родителей?
— Нет, обычный — индивидуальный. Но все равно отдохнули замечательно — побывали в нескольких городах Флориды.— Имя для сына долго выбирали?
— Жене очень нравится имя Руслан. Она и во время беременности сына не иначе, как Русликом называла. И я вслед за ней тоже. Так что когда сын родился, имя мы менять уже не стали. Хотя мои родители были категорически против него.— Почему?!
— Дело в том, что по исламским традициям называть сына именем отца не разрешено. И мои родители сперва очень неодобрительно отнеслись к нашему выбору. Но я все-таки согласился с мнением жены.— Вам часто доводилось ослушиваться родителей?
— Нет, что вы! У нас прекрасные отношения. И родители знают, что если я принимаю самостоятельное решение, которое не совпадает с их мнением, то это действительно для меня крайне важно. А они ведь искренне желают мне счастья. И поэтому два года назад не были против моей женитьбы на христианской девушке. Хотя поначалу восприняли мое намерение настороженно. Вот и теперь приехали они к нам в гости из Казани на майские праздники, увидели, наконец, малыша и перестали на нас сердиться.— А в вашей жизни религия какую роль играет?
— Я к ней отношусь очень серьезно. Но, в принципе, считаю себя обычным светским человеком.
— Ваша жена после рождения сына уже была на стадионе, когда играл "Локомотив"?
— Пока не выбиралась. А вот на наш матч со "Спартаком" она приезжала, хотя до рождения Руслика три дня оставалось. Лена тогда одной из первых поздравила меня с удачной игрой.— Ваш режим после рождения сына стал другим?
— Конечно. Стараюсь уделять сыну как можно больше времени. А если он кричит, то почти всю ночь приходится не спать.— Когда же вы отдыхаете?
— На "карантине". Понятно, не хочется всякий раз с семьей расставаться. Зато на базе как следует выспаться можно.— А, вообще, вы с женой родительские обязанности поровну распределили?
— Когда я дома бываю, то мы во всем друг другу помогаем. Искупать и запеленать ребенка — не проблема. А когда я уезжаю, то Лену ее родители выручают. Они почти каждый день к нам заходят.— Как считаете, на вашей игре рождение сына сказалось?
— Я-то считаю, что играю на прежнем уровне. Но, судя по оценкам журналистов, мы с Егором Титовым входим в число сильнейших игроков чемпионата. А у нас ведь дети с интервалом всего в месяц родились. Значит, какая-то закономерность все-таки есть (смеется.). Хотя Егор-то уже третий год считается одним из лучших футболистов страны, — добавил Руслан.В это время он вырулил на тротуар, объезжая внезапно возникшую на дороге "пробку" (наш разговор происходил в автомобиле).
— Встреч с милицией не боитесь?
— Я ведь почти всегда строго соблюдаю правила. И штрафуют меня редко. Так что, когда это было в последний раз, я уже и не помню.— А милиционеры узнают в вас известного футболиста?
— По-разному бывает. Но если все-таки не узнают, то я им и не представляюсь. Важнее быть узнаваемым на футбольном поле. Надеюсь, там Нигматуллина ни с кем не путают.НИГМАТУЛЛИН ВЫХОДИТ В ЛИДЕРЫ
Сергей БАБЫНИЧЕВ
Руслан Нигматуллин покоряет вершину за вершиной. Сыграв очередной сухой матч в чемпионате России, он вышел на первое место среди вратарей "Локомотива" по проценту сухих матчей.
Московские железнодорожники отличаются необычайно стабильным составом, не только в поле, но и в воротах. Из 11 команд, проведших более 200 матчей, "Локомотив" использовал наименьшее количество вратарей — всего четыре, при том, что двое из них: Биджиев и Подшивалов играли роль явных дублеров.До этого сезона Подшивалов имел 40% сухих матчей, а наиболее опытный страж ворот Овчинников отставал от него лишь на 0,1%, но при этом Овчинников сыграл 163 матча, а Подшивалов всего пять. В последние годы основным вратарем железнодорожников стал Руслан Нигматуллин, который своей игрой добился права выступать за сборную. Отыграв "на ноль" шесть первых матчей этого чемпионата, Руслан обошел своих коллег-одноклубников, доведя процент сухих матчей до 41,5%, и близок к тому, чтобы побить рекордно-сухую серию торпедовца Пчельникова, которая составляет 769 минут. Для этого Нигматуллину надо продержаться 14 минут.