ВИКТОР КОРЧНОЙ: О КАПРИЗАХ КАСПАРОВА И ПРИСТРАСТИЯХ ИЛЮМЖИНОВА
— Я трижды играл с Карповым за титул чемпиона мира — и трижды уступал ему. Драма? — спрашивал себя Корчной. И отвечает: — Да. Мои поклонники считали и считают, что я просто не смог тогда победить советское государство, поставившее на Карпова. Они во многом правы, но правота их далеко не абсолютна. Ведь потом, в борьбе Карпова и Каспарова, Советский Союз вновь поставил на Карпова, но победил-то Каспаров.
— А насколько сегодня силен Каспаров?
— Сегодня он сильнее всех. А вот Карпов исчерпал себя: он растерял свою энергию, борясь именно с Каспаровым. Карпов и в дальнейшем будет ежегодно уменьшать свой рейтинг примерно на 20 пунктов. И через пять лет, возможно, его перестанут приглашать на турниры, поскольку он покинет клуб гроссмейстеров-2600-сотников.— Кто может бросить вызов Каспарову?
— Все зависит от системы отбора. Сегодня ФИДЕ не очень справляется с системой этих соревнований, которые могли бы найти ему достойного соперника. Если ФИДЕ не справляется — значит, отбор начинает вести сам чемпион. А тут уже верх берет субъективность. И вот уже Каспаров заявляет: "Широва не хочу! Его народ не любит!.. Не хочу Ананда! Ананда не хочу!"Нет порядка — вот главное. Раньше он был, и его определяли люди-бессребреники. А первым ударил по порядку человек с Филиппин — господин Компоманес, выбивший себе годовую зарплату в 100 тысяч долларов. Дальше — больше: сейчас Кирсан Илюмжинов выходит на сцену крупного отеля в Лас-Вегасе и пламенно объясняется в любви другому бизнесмену — Артему Тарасову. Переводчик не успевал переводить, а разговор-то был далек от шахмат.
И теперь свою систему гроссмейстерам уже диктует не ФИДЕ, а Тарасов. Введены какие-то талоны, карточки участника, которые каждый шахматист, имеющий рейтинг от 1500 единиц, должен покупать у него. На шахматах стали делать бизнес люди, далекие от шахмат! Первой возмутилась немецкая федерация. Думаю, ее поддержат и многие другие национальные шахматные представительства.
— Какой вам видится в ХХI веке на последних этапах система борьбы за чемпионскую корону?
— Все нуждается в переменах, все движется быстрее, шахматы тоже развиваются, но спешка, спешка. Да, интересно то, что делает Илюмжинов, но ведь так недалеко и до выхолащивания сути шахмат. Я воспитан на матчах Ботвинника, Смыслова, Таля, Петросяна. На этих партиях я учился. А чему могут научить блицы, скоротечные турнирчики?!Вообще же шахматы — вредная игра. Если у тебя нет сильных покровителей, ты должен играть в турнирах не менее 200 партий в год, чтобы прокормить себя. Но ведь это дикая нагрузка и на здоровье, и на психику. Слава Богу, что есть влюбленные в эту игру спонсоры, не являющиеся профессиональными шахматистами. Они своей помощью снижают уровень вредности и, поддерживая таланты, помогают поддерживать популярность этой игры, сообщают ей азарт, подобного которому нет нигде, кроме шахмат.
А что касается предстоящего соперничества Каспарова и Крамника, то борьба там, конечно, будет, но Каспаров выбрал себе не самого сильного на сей момент партнера.