ВЛАДИМИР КРАМНИК: У МЕНЯ ПОЯВИЛСЯ ШАНС ВЫИГРАТЬ У КАСПАРОВА
Вот как выразил свое отношение к Владимиру Крамнику сам 13-й чемпион мира: "Для меня это самый опасный соперник. Это тот шахматист, который имеет шанс победить Каспарова…"Победа над Каспаровым станет для меня вершиной карьеры, способом самореализации. А кто как будет меня называть после этого, меня не волнует.А что касается Карпова, он несколько сдал, но он был великим Игроком, а сейчас ему уже трудно бороться с молодыми.— Владимир, здравствуйте. Меня зовут Алексей, я из Москвы. Как вы считаете, шахматы это спорт или искусство?
— Мне кажется, в шахматах достаточно органично сочетаются элементы того и другого.— Если все же это спорт, а тем более спорт высших достижений, то как понять, что многие большие шахматисты не бросают курить?
— Ну почему многие?! Только я, по-моему, дымлю, все остальные давно бросили. Тем не менее это все же не бег, и курение, наверное, не так сильно влияет, как в других видах спорта. Но сейчас я уже серьезно собираюсь бросить, и это сделаю в ближайшие дни.— А как вы относитесь к приметам, верите вы в них?
— Да нет, особого внимания не обращаю…— Даже перед матчами?
— Да, одеваюсь, например, так, как мне захотелось в этот день.— Известно, что Гарри Каспаров очень много внимания уделяет физподготовке, бегает кроссы, занимается на тренажерах. А вы сколько времени уделяете поддержанию спортивной формы?
— Достаточно много. Все сильные шахматисты — профессионалы. И прекрасно понимают, что физподготовка важна. Я играю в теннис, бегаю иногда, плаваю, играю в футбол с шахматистами.— Моему племяннику 7 лет. Как заинтересовать его игрой в шахматы?
— Я думаю, надо купить красивые книжки, может быть, видеокассеты, и дело пойдет.— Здравствуйте, Владимир. Вас беспокоит журналист Синельников. Я недавно узнал, что вы будете играть матч за звание чемпиона мира по версии BGN. Это международная компания, пропагандирующая интеллектуальные игры. У нас в России родилась новая шахматная игра Кингчесс — королевские шахматы, одним из достоинств которой является то, что ее практически невозможно компьютеризировать. К сожалению, ни Карпов, ни Каспаров не проявили интереса, хотя в Москве уже проводились первые чемпионаты и матч Москва — Зеленоград. Причем оценки таких гроссмейстеров, как Суэтин, Зайцев, были весьма высокими.
Во Франции весной и осенью проводятся фестивали интеллектуальных игр. Почему бы и нам в Москве такое не сделать под вашим руководством, когда вы выиграете чемпионат мира, в чем я не сомневаюсь?
— Сначала мне надо знать, что это такое.— Обычный шахматный инвентарь, только все фигуры не на доске, а как бы в резерве. По очереди каждый соперник выполняет одно из двух действий: либо выставляет любое количество фигур на своей стороне доски, либо делает обычный шахматный ход уже выставленной ранее фигурой.
— Это довольно интересно.— Очень бы хотелось с вами встретиться, когда вы победите в матче.
— Спасибо на добром слове.— Это Александр Добровольский из Санкт-Петербурга. Прочитал на сайте клуба Каспарова, что женщины сборной России очень недовольны отношением Федерации шахмат России к их проблемам. Это буквально крик о помощи… Каково ваше мнение на этот счет?
— Не только у женской, но и у мужской сборной, насколько я знаю, есть серьезные претензии к РШФ. Ситуация достаточно критическая.— "Советский спорт" писал, что за Олимпиаду в Элисте члены олимпийской сборной не получили призовые…
— Да, это так. И теперь они отказываются играть в каких-либо других соревнованиях за сборную России. На первенстве Европы в Грузии был выставлен фактически третий состав. В результате не вошли даже в тройку, хотя до этого выигрывали все соревнования, в которых играли. Надо этот вопрос решать в ближайшее время усилиями шахматной общественности.— Я понимаю, что лидеры шахмат получают хорошие гонорары, а сама федерация не имеет даже главного спонсора. Это удивительно: о шахматах пишут много, а спонсорам нужна реклама, чтобы упоминалась та или иная фирма или фонд…
— Мы за участие в олимпиадах ничего не получаем, ни Каспаров, ни я. Получаем лишь за 1-е место. Тем не менее мы не просим особых гонораров. А за победу, безусловно, можно найти деньги. То, что произошло, — явная недоработка федерации.— В России столько шахматистов! Неужели трудно найти энтузиастов, которые бы переживали за шахматы и не помогали бы в финансовом плане? Это просто, по-моему, инерция руководства.
— Возможно. Во всяком случае, я буду помогать решать этот вопрос.— Спасибо, успеха вам.
— Здравствуйте, это Николай Костецкий из Москвы. Вводя нокаут-систему, Кирсан Илюмжинов пытался объединить шахматный мир, но фактически разрушил вековую традицию матчей. Можно ли совместить нокаут-систему с традиционной системой?
— Я не вижу в этом смысла. Звания чемпиона мира разыгрывались на базе очень стройной, хорошо отработанной системы, и все любители шахмат ждали с огромным интересом как претендентских матчей, так и матча за звание чемпиона мира. Нокаут-система больше приспособлена для турниров типа Гран-при, как в теннисе. Но для выявления сильнейшего шахматиста мира она не годится, так как слишком велик элемент случайности.— Антон Беленький вас беспокоит. Объясните такой парадокс. Каспаров стал чемпионом мира в рамках ФИДЕ, а сейчас он порвал с ФИДЕ и проводит свой чемпионат вне рамок ФИДЕ. Разве это не бросает тень и на вас? Дальше: вы согласились играть матч с Каспаровым после отказа Виши Ананда. Не чувствуете ли вы себя нелюбимой невестой, к которой жених пришел после того, как его бросила любимая невеста — Ананд?
— Абсолютно не чувствую: я ведь не собираюсь замуж за Каспарова! А сам матч ничего не разрушает: чем больше крупных состязаний, тем лучше. И организаторы прямо заявили, что они не собираются ни с кем бороться. Отказ Ананда, уже потерявшего вторую позицию в мире, лишь упростил матчевую ситуацию.Теперь по поводу взаимоотношений с ФИДЕ. В идеале всем лучше бы объединиться. Но тогда необходимо признать нокаут-систему. А в ней огромная вероятность случайностей. В Лас-Вегасе даже в полуфинал никто из сильнейших не попал. Я проиграл в блицпартии. Разыгрывать первенство мира в блиц нелепо. Это все равно, что в футбол играть по 20 минут: забил случайно гол — и в глухую защиту.
Знаете, в какой-то мере я пострадал от ФИДЕ, до сих пор не получив в полной мере деньги за выступление в Лас-Вегасе. Причем мне уже неприятно стало к ним обращаться: они очень хорошо играют в бумажный футбол. "Да, да, мы не заплатили, позвоните через неделю". — Через неделю отвечают, что первый раз слышат и просят послать факс. И вот в течение трех месяцев такая некрасивая история.
— Здравствуйте, это Владимир? Говорит Игорь Василевский. Я слышал, что фамилия вашего родного деда Соколов. Это так?
— Да, вы правы.— А вы приняли фамилию второго мужа вашей бабушки, стали Крамником?
— Ну не я, а моя бабушка.— Не секрет, что фамилия Соколов на Руси считалась фартовой. Орловы, Соколовы всегда считались победителями, счастливчиками. Может быть, вам стоит вернуть фамилию Соколов, повернуть к себе фортуну лицом.
— Надо же, я об этом не знал! Подумаю серьезно над этим предложением.— Роберт Фишер недавно обошел Каспарова при голосовании на сайте TWIC, определявшем лучшего шахматиста во все времена. Ваше отношение к этому голосованию?
— Я думаю, что по совокупности Каспаров все-таки выше стоит. А вообще, это вопрос вкуса. Мне, например, лично больше всех импонирует Александр Алехин.— У вас пока равный счет с Каспаровым, но чтобы стать чемпионом мира, необходимо обыграть его. В чем вы надеетесь прибавить?
— Во всем понемножку. Поверьте, я сделаю все, что в моих силах, чтобы выиграть этот матч. Для меня это шанс жизни, и я буду стараться его использовать.— Здравствуйте, Владимир. Это Геннадий. Раньше была дуэль двух "К". Вы третий "К". В этом споре как вы себя ощущаете? Возможно, Карпов уже вышел из этой обоймы? Сколь серьезны тогда ваши претензии в споре с Каспаровым?
— Это просто совпадение, что моя фамилия начинается с К. А что касается Карпова, он несколько сдал, но он был великим Игроком, а сейчас ему уже трудно бороться с молодыми. Что же касается борьбы с Каспаровым, то обыграть его будет чрезвычайно трудно. Самое главное — у него огромный матчевый опыт, которого у меня нет. Он знает, как подходить к матчу, в какой форме. Он хорошо чувствует мелочи по ходу матча, и это будет непросто нивелировать. Но свои шансы я постараюсь использовать.— Если вы выиграете матч у Каспарова, вы признаете себя чемпионом мира? Внутренне вы будете считать себя чемпионом мира?
—
Вы знаете, меня не особенно волнуют официальные регалии. Для меня это станет вершиной карьеры, способом самореализации. А кто как будет меня называть, это меня не волнует.— Это вершина, но не завершение?
— Нет, нет. Я пока завершать карьеру не собираюсь.
— А кого вы видите из молодых талантов, которые могут вмешаться в ваш спор?
— Трудно сказать, есть талантливые ребята 12-14 лет, но важен не только шахматный талант, но и характер, трудолюбие. Мне нравится бакинский мальчик Раджабов.— Кто вам помогал в вашем становлении?
— В основном работал сам и думаю, мне это сильно помогло.— Вы могли бы на страницах "Советского спорта" дать какие-то рекомендации начинающим шахматистам?
— Тут все очень просто на самом деле. Нет особых секретов. Надо любить шахматы и много заниматься, продвигаясь вперед. Надо понять, что это дело твоей жизни, твоя профессия.— Это Надежда из Липецка говорит. Что вы обычно кушаете? Вы вегетарианец или едите все подряд?
— У меня нет специальной диеты. конечно, перед партией лучше мяса не есть. Но в целом я ем все, лишь бы было хорошо приготовлено.— А есть какая-нибудь пища для ума, которая помогает?
— Ну, говорят, что курага, грецкие орехи, но я в это не очень верю.— Василий Белан из Подольска вас беспокоит. Скоро будет Олимпиада. Участие в Олимпийских играх многие связывают с такими понятиями, как честь родины. А вы можете не приехать на Олимпиаду?
— В этом году я не смогу принять участие в Олимпиаде, так как буду играть матч с Каспаровым. Но всегда с удовольствием принимал участие в шахматных олимпиадах. Правда, я знаю, сейчас возникли некоторые проблемы с российской шахматной федерацией, и многие шахматисты отказались от участия в Олимпиаде.— Но если вы отважитесь, Каспаров… Получается, мы проиграем Олимпиаду?
— Нет, у нас настолько сильные шахматисты, что мы и вторым составом можем выиграть Олимпиаду. Мы выигрывали все олимпиады, и лишь в 1978 г. заняли второе место, хотя не всегда был первый состав.— Огромное спасибо вам, желаю успехов. Победить Каспарова нужно обязательно.
— Как вы считаете, Владимир, не следует ли вам половину гонорара, полученного за поражение от Широва, вернуть победителю? (Автор вопроса не представился).
— Вы знаете, я сам получил далеко не полностью обещанный гонорар.— Вы проиграли, но хоть что-то получили. А победитель, насколько я знаю, не получил ничего.
— Это не совсем так. Широв получил, конечно, меньше, чем должен был, но все-таки получил.— Но меньше вас?
— Нет, он больше меня получил.— Были сорваны матчи Широва с Каспаровым и Ананда с Каспаровым. Вы не считаете, что все это было достаточно искусственно, и вам бы не следовало играть с Каспаровым, пока не сыграны эти два матча?
— Так можно до старости ждать. Я не виноват в срыве этих поединков. На данный момент я являюсь вторым номером в мире и по рейтингу, и по результатам. Еще год назад у меня и мысли не было играть с Каспаровым. С другой стороны, все попытки организовать матч Широв — Каспаров окончились провалом. А шахматный мир не может ждать. Я сочувствую Леше, но моей вины здесь нет.— Я по-другому ставлю вопрос. Вы достойны играть матч с Каспаровым, но Каспаров не достоин играть с вами по моральным мотивам из-за срыва двух матчей, которые произошли и по его вине.
— Нет, у меня другое мнение. Я не вижу вины Каспарова в срыве этих матчей. Он сделал все, чтобы организовать эти поединки. Даже после отказа первых спонсоров матча с Шировым Каспарову удалось найти нового спонсора, но меньшая сумма гонорара не устроила Широва. Что же касается матча с Анандом, то здесь просто Ананд отказался по не совсем понятным причинам.— Участвуя в матче с Каспаровым, вы на себя бросаете тень. Тем не менее я вам желаю успеха, всего доброго.
— С вами говорит Виталий Сергеевич Головин из Москвы. Как вы готовитесь к предстоящей встрече с Гарри Каспаровым? Как в смысле физической подготовки? Помните, как Высоцкий пел:
"Тут я налег на стометровку,
Вес согнал, отлично сплю,
Да от этой тренировки
Я его без мата задавлю!"
Есть ли у вас какие-нибудь сюрпризы для Гарри в дебютах?
— Договор о матче только недавно подписан. Но я уже начал готовиться, хотя основной период будет летом. Что касается физподготовки — это самое главное. А сюрпризы обязательно будут.— При подготовке к матчу с Карповым у Каспарова была довольно большая группа тренеров. Кого вы планируете привлечь в свою группу?
— Она, конечно, будет, но пока я сам не определился. Но даже если бы определился, не сказал. Это достаточно секретная информация, но 3—4 человека надо привлечь обязательно.— Михаил Таль обладал феноменальной памятью: он помнил все партии, которые когда-либо видел. А вы помните сыгранные партии?
— У меня, конечно, не такая феноменальная память, как у Таля, хотя она повыше среднечеловеческой. Но тогда было полегче, не было компьютеров, не было того огромного обилия знаний, которые нужны сейчас. Ведь сейчас нужно помнить десятки тысяч вариантов. А все запомнить не может никто.— Не добившись звания чемпиона мира, Гата Камский стал учиться на стоматолога. Вы ведь тоже учились в Новгороде, в университета Ярослава Мудрого, вы его окончили?
— Нет, не окончил. Я изучал иностранные языки, но это невозможно совмещать с шахматами на высшем уровне. Камский бросил шахматы. А я сейчас занимаюсь самообразованием, тем более, что профессия у меня уже есть. Шахматы ведь не футбол, где в 35 лет приходится заканчивать карьеру. Корчной и в свои 69 лет является достаточно сильным игроком.— В каких отношениях вы находитесь с ведущими шахматистами России?
— В очень хороших. Мы все очень дружны, и отчасти поэтому очень хорошо играли на Олимпиадах. Бареев, Дреев, Рублевский, Свидлер, Халифман — все они мои друзья.— Гарри Каспаров играет со всем миром в шахматы по Интернету, а вы не собираетесь что-либо такое изобрести?
— Мне не предлагают. Может быть, буду когда-нибудь играть, но пока надо сыграть с Каспаровым.— Владимир, здравствуйте, меня зовут Борис. Расскажите о вашем отношении к спиртному.
— Я умеренно выпиваю, но никогда перед партией: теряется концентрация. Перед партией надо хорошо выспаться, отдохнуть, прогуляться, но ничего экстраординарного: нельзя будоражить организм!— Может ли компьютер помогать во время партии?
— В принципе такие случаи уже были, правда в турнире не очень высокого уровня. Но во всяком случае Каспаров уже хотел в предстоящем матче ввести определенные антикомпьютерные правила, чтобы полностью исключить возможность использования компьютером одним из участников.— Шахматы — это личностная игра. Как вы относитесь к своему сопернику. Ведь 5—7 часов один на один?
— Вообще это у всех по-разному. Один не может играть против друзей, другой — против врагов. А я довольно ровно отношусь к людям, хотя против друзей тяжелей настроиться. Но в принципе я не сильно обращаю внимание, с кем играю, а врагов у меня нет.— Во сколько лет вы почувствовали, что станете большим шахматистом?
— Я просто играл, не думая о том, кем я стану. Все произошло как-то само собой.— С какого возраста вы стали увлекаться шахматами и что бы вы пожелали подрастающему поколению?
— Играть я начал с 4 лет, когда меня научили родители. Меня очень заинтересовала игра, и я начал много работать. А для успеха необходимо трудолюбие и полная самоотдача.