ДВА ОЛЕГА
До 26 сентября 1998 года им делить было нечего, так как находились они будто бы в разных плоскостях, а вот после 26-го, когда ЦСКА нанес единственное сокрушительное поражение "Спартаку" в российской истории, для предводителя красно-белых Долматов стал своеобразной персоной нон грата. Для самого же Олега Васильевича его более именитый тезка давно являлся ужасным раздражителем, так как те, кто всегда наверху, не могут не вызывать сумасшедшего желания их обыграть.
В конце 1998-го футбольная общественность и средства массовой информации настолько активно включились в полемику на тему, кто же теперь из двух Олегов более классный тренер. Что невольно запустили черную кошку между и так не питающими друг к другу симпатий наставниками самых популярных отечественных команд. Шумиха вокруг отношений Романцева и Долматова разрасталась как снежный ком, и когда "Спартак" завоевал-таки очередные золотые медали, а разогнавшийся ЦСКА получил "серебро", в среде болельщиков Олег Иванович и Олег Васильевич уже считались заклятыми врагами. И даже если они таковыми не являлись, то опровергать сложившуюся точку зрения никто из них не собирался.
Межсезонье 98/99 прошло под девизом: красно-синие готовятся к походу за чемпионством. Вообще-то было бы странным, если бы набирающий обороты вице-чемпион не обладал необходимым самолюбием, чтобы замахнуться на большее. "Спартак" в свою очередь отмалчивался, игроки скрежетали зубами от досадных воспоминаний об осеннем разгроме и мечтали о реванше. Честолюбивый Романцев, привыкший на удар отвечать ударом, наверняка все это время ждал встречи со своим амбициозным противником. Для Долматова к 9 мая Романцев стал куда более сильным объектом притязаний, чем раньше, так как к тому моменту он был не просто человеком, возвышающимся на золотой вершине нашего футбола, но и главным тренером восстающей из пепла сборной. Олег Иванович вновь считался персоной № 1, а Олег Васильевич не хотел носить клеймо с цифрой 2.
И вот в день, когда страна праздновала День Победы, титаны сошлись в долгожданной битве. Трудно сказать, кто тогда играл лучше, но атмосфера была настолько накаленной, что от искры должен был разгореться пожар. И он разгорелся. После матча раздосадованный не только поражением, но и судейством, которое, кстати, впоследствии признали неудовлетворительным, армейский предводитель сделал свое заявление об искусственном создании чемпиона. Вся футбольная Россия принялась обсуждать эту тему, а отношения между Романцевым и Долматовым вышли на новый враждебный виток. Всегда сдержанный Олег Иванович в интервью "Советскому спорту" на вопрос о том, как он относится к версии об искусственном создании чемпиона, ответил, что ни от кого, кроме одного человека, который в своей жизни ничего никогда не выигрывал, об этом не слышал. А раз так, то все это не заслуживает внимания.
Несмотря на то, что Романцев одержал заветную победу, он не чувствовал себя удовлетворенным, ведь игра была равной, а преимущество в счете минимальным. Олег Иванович же привык брать реванши впечатляющие. Долматов не считал себя проигравшим, опять-таки игра была равной, просто Хусаинов выступил в качестве палача.
С подобными чувствами стороны подошли к матчу второго круга, в котором на кон было поставлено все. 4:0 в пользу "Спартака". Противостояние Романцев —Долматов теряет свой лоск, свою исключительность. Олег Иванович сменяет гнев на милость и, к всеобщему удивлению, говорит, что соперник играл хорошо и крупного поражения не заслуживал.
Возможно, такое снисходительное высказывание задело бы Олега Васильевича больней, устрой противник танцы на груде армейского пепла. Как бы то ни было, ажиотаж вокруг отношений этих двух уникальных личностей заметно спал.
Сейчас от словосочетания Романцев — Долматов в жар от предвкушения чего-то грандиозного уже не бросает. Хотя на самом деле несмотря на то, что для спартаковца на первый план принципиальности с недавних пор вышел Семин, а для армейца — его команда, каждый мечтает о победе в завтрашнем матче во что бы то ни стало. Дополнительный подтекст встрече придает то, что "Спартак" и ЦСКА сейчас занимают диаметрально противоположные места в турнирной таблице. Находись они рядом, поражение одного из них не приобрело бы того резонанса, который возникнет теперь. Если будут повержены красно-синие, то команда попадет под небывалый шквал критики и по сути лишится шансов на завоевание чего-то серьезного. Проиграет "Спартак", и пойдут разговоры о том, что чемпион уступил аутсайдеру, который до того не забил ни одного мяча и не одержал ни одной победы. При этом самолюбие красно-белых будет задето как никогда болезненно. Долматов же сможет восстать из пепла, и его команда неминуемо начнет восхождение наверх.