Не все родились в рубашке
2001 год принес самый страшный теракт в истории человечества, в котором средством нанесения ударов стали гражданские самолеты. Странным образом он повлек за собой целую цепочку летных происшествий, в которых популярные футбольные команды поочередно оказывались на грани гибели.
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ "ЛИТЕКСА"
Болгарский "Литекс" чудом избежал авиакатастрофы непосредственно после ужасных событий в США. Он возвращался из Братиславы, где должен был встречаться в матче первого раунда Кубка УЕФА со словацким "Интером". Как известно, Европейский футбольный союз принял решение в знак сочувствия жертвам трагедий в Нью-Йорке и Вашингтоне отменить все матчи еврокубков, назначенные на 12 и 13 сентября. Однако "Литекс" уже полчаса находился в воздухе, направляясь в Словакию, когда футболисты и тренеры получили известие о переносе их первого матча с "Интером". Было решено продолжить путешествие в Братиславу, где команда пообедала, и лишь после этого отправилась в обратном направлении.
Тут-то болгар и настигла беда. Примерно в 25 минутах полета от Софии неожиданно отказала одна из двойных турбин советского АН-24, на котором "Литекс" возвращался на родину. Неожиданное падение скорости спровоцировало настоящую панику среди игроков, тренеров и администрации команды.
"Мы не на шутку перепугались, когда увидели в один из иллюминаторов, что пропеллер остановился, — признался защитник болгар Валериу Рачицэ. — Самолет начал резко снижаться, а мы даже не поняли толком, что произошло. Экипаж рейса пытался как-то успокоить команду всю оставшуюся часть пути, но мы по-прежнему были сильно напуганы. Ужасно, от страха мы стали похожи на ледяные статуи…"
Несмотря на все трудности, пилотам удалось благополучно посадить неисправный самолет. А владелец клуба Гриша Ганчев на радостях даже вручил командиру экипажа награду в размере 2250 долларов, сказав, что летчики проявили "исключительное мужество и героизм".
Чуть раньше не посчастливилось с самолетом все той же марки АН эстонской "Флоре". Она собиралась отчалить в Загреб на квалификационный матч Кубка УЕФА с местным "Динамо", когда в момент запуска двигателей салон наполнился дымом. Несмотря на то что авиакомпания, выполнявшая этот чартерный рейс, спустя два часа после несостоявшегося взлета устранила причину происшествия и объявила повторный взлет, руководство команды не стало дважды испытывать судьбу. Оно предпочло вернуться в Таллин и там зафрахтовать другой чартер.
"РЕАЛ" РОДИЛСЯ ЗАНОВО
Воздушная опасность подстерегает всех, даже самых великих. Официально признанный лучшим клубом мира в ХХ веке мадридский "Реал" едва не рухнул наземь с московского неба в ночь с 30 на 31 октября. Полет чартера, на котором "Реал" вылетел из Москвы после встречи с "Локомотивом" в Лиге чемпионов, был прерван через 10 минут после того, как лайнер взлетел. Командир экипажа произнес по радио находившимся в салоне пассажирам: "Господа, мы информируем вас о том, что попадание птицы в мотор левого двигателя во время взлета вызвало повреждения, и нам нужно вернуться обратно в аэропорт Шереметьево". В салоне воцарилась гробовая тишина. Самолет резко изменил курс, несколько минут попланировал и приземлился там же, откуда взлетел.
В момент происшествия пассажиры, еще не зная его причины, ощутили сильный удар. Тотчас же по салону пополз резкий запах паленого, а левую турбину окутал густой дым. Самолет дал круг, чтобы спустить горючее. От этого в салоне установился сильный запах керосина. Приземление совершалось на одном работающем двигателе. По прибытии в ангар аэропорта к самолету моментально подлетели бригады пожарных и спасателей, но, к счастью, их помощь не понадобилась.
Лица некоторых игроков, когда они появились на выходе, выражали сильнейший страх. Особенно это касается Ивана Эльгеры, чья аэрофобия известна всем. Он лишился сил и не мог даже говорить. Не далее как год назад и тоже по случаю выездного матча Лиги чемпионов (против "Баварии") с самолетом "Реала" уже случалось нечто похожее. Разгерметизация корпуса вынудила пилотов резко сбавить высоту: самолет камнем пошел вниз, пролетев в свободном падении километра два. Так вот, тогда Иван Эльгера упал навзничь на пол салона и, приготовившись к смерти, стал что-то причитать.
"Все, конечно, ощущали беспокойство из-за того беззащитного положения, в котором мы оказались в воздухе, — делится своими впечатлениями Хорхе Вальдано, спортивный директор "Реала". — Мы отдавали себе отчет, что за какую-то минуту может случиться всякое и что у каждого из нас останется время только на то, чтобы попрощаться с самим собой. Эти минуты показались нам вечностью: так сильно были напряжены нервы. Мы, можно сказать, заново родились".
Проведя еще 12 часов в Москве, "Реал" вылетел вторично, на сей раз без происшествий.
"РЕЙНДЖЕРС" ЕДВА НЕ ПОШЕЛ НА ТАРАН
5 декабря с самолетом, имевшим шотландский "Рейнджерс" на борту, едва не произошла точно такая же катастрофа, которая постигла пару месяцев назад шведский лайнер в миланском аэропорту Линате. Тогда, напомним, он, находясь еще на земле, врезался в оказавшийся на его пути спортивный самолет, и в результате той трагедии погибло более сотни человек.
На сей раз пилот лайнера, перевозившего шотландский клуб в Париж на матч Кубка УЕФА с "ПСЖ", успел вовремя заметить, что взлетно-посадочная полоса, куда он собрался приземляться, занята. Еще оставалось время, чтобы круто развернуться, снова набрать высоту и запросить новую полосу.
Летит самолет. Пилот говорит по радио:
— Уважаемые дамы и господа, вас приветствует командир корабля. Прослушайте информацию о нашем полете. Наш полет проходит на высоте 10 тысяч метров со скоростью 900 километров в час, температура за бортом... Ой... А-А-А-А! Это что такое? Ну, все...
В салоне гробовая тишина. Через минуту опять по радио:
— Прошу извинения у уважаемых пассажиров. Просто это наша стюардесса опрокинула на меня горячий кофе. Видели ли бы вы теперь мои белые брюки спереди...
Мужик в первом ряду:
— Твои брюки спереди, это все фигня! Видел бы ты мои брюки сзади...