Счастливая дистанция Татьяны Казанкиной
Легенда отечественной легкой атлетики, знаменитая бегунья Татьяна Казанкина отметила 50-летний юбилей. Трехкратную олимпийскую чемпионку по этому поводу буквально засыпали поздравлениями, правительственную телеграмму прислал и российский президент Владимир Путин. Правда, сама виновница торжества, которая заведует сейчас одним из отделов в Петербургском спорткомитете, отпраздновала свой день рождения весьма скромно. Уже спустя сутки она отправилась в Финляндию на семинар для спортивных работников.
"ПАХАТЬ" И ТЕРПЕТЬ
Со стороны жизненный путь Казанкиной может показаться легким и безоблачным. Девушка из провинциального Петровска, городка в Саратовской области, с первой же попытки поступила на математический факультет Ленинградского университета. Потом аспирантура, кандидатская диссертация и должность завкафедрой в Академии имени Лесгафта, престижная работа в спорткомитете. И это не считая многочисленных побед на легкоатлетической дорожке.
На деле же далеко не все было гладко. Переезд в северную столицу дался молодой бегунье с трудом. "Первый год на новом месте я пережила, сжав зубы, — вспоминает Казанкина. — Приходилось постоянно бороться с соблазном бросить все и вернуться домой. Казалось, к массе машин на улицах и сумасшедшему ритму жизни я никогда не привыкну. Да и излить душу было некому, ведь меня окружали новые, незнакомые люди".
Тем не менее она выдержала. Девочка из многодетной семьи (у Татьяны еще сестра и три брата) вообще привыкла терпеть и "пахать". Что, впрочем, неудивительно, ведь к физическому труду в семействе Казанкиных приучали с пеленок. У родителей будущей рекордсменки под Петровском был дом с земельным участком. Работа на огороде и уход за домашней птицей входили в число ее первейших обязанностей.
Грызть гранит науки тоже оказалось непросто. Если при поступлении в университет за талантливую спортсменку замолвили словцо руководители кафедры физвоспитания, то дальше она училась сама, без всяких скидок на загруженность и титулы. Иной раз после тренировки было трудно взяться за учебники, но Казанкина не сдавалась. Зато и сессии сдавала в срок, вместе со всей группой. Единственным исключением стали госэкзамены, которые пришлось перенести на полгода из-за участия спортсменки в чемпионате Европы по легкой атлетике.
ШКОЛА ЧЕМПИОНОВ
Несмотря на то, что в Ленинград Казанкина приехала уже в ранге призера национального первенства, настоящей чемпионкой она стала именно здесь. "Мне очень повезло, что я попала в руки руководителя легкоатлетической секции ЛГУ Николая Малышева, — признается бегунья. — Со временем он стал для меня вторым отцом. Этого человека отличал индивидуальный подход к каждому спортсмену. Любое его занятие было неповторимо. А если наставник видел, что кто-то из ребят устал или у него неприятности, он мог просто отменить тренировку".
Фигура Николая Малышева вообще заслуживает отдельного разговора. Не часто случается, чтобы тренер вуза довел свою ученицу до олимпийских вершин. Данный же случай еще более уникален, ведь под руководством специалиста с университетской кафедры физвоспитания готовилась не только будущая трехкратная олимпийская чемпионка, но и другие ведущие бегуньи страны — Людмила Веселкова, Татьяна Провидохина, Ольга Двирна. "Николай Егорович постоянно занимался самообразованием: что-то читал, конспектировал. Он был настоящим самородком", — подытоживает Казанкина.
Правда, начало совместной работы героев монреальских Игр получилось не слишком оптимистичным. На первом же медосмотре врачи обнаружили у Тани шумы в сердце и едва не запретили ей заниматься спортом. "Я обливалась слезами, а Малышев меня успокаивал: "Ничего, мы потихонечку…" Так и тренировались — потихоньку, без форсажа. Потом медики привыкли к моей кардиограмме и смягчились. Вот так я и побеждала — под шум сердца", — смеется юбилярша.
За двадцать лет спортивной карьеры она получила немало уроков. Один из первых касался отношений с соперницами на беговой дорожке. Восемьсот метров — жестокая дистанция; чтобы занять выгодную позицию, здесь приходится и потолкаться. "Лично для меня никогда не было проблемой выставить локоть или твердо поставить корпус, — вспоминает Казанкина. — Но однажды я перестаралась: уронила одну из девчонок на первенстве города. После соревнований мне довелось выслушать много неприятного от ее тренера. С тех пор я старалась быть осторожнее и не лезть в самую толчею".
ЗВЕЗДНЫЕ МГНОВЕНИЯ
Самыми главными соревнованиями в жизни Татьяны Казанкиной, безусловно, стала Олимпиада в Монреале. В столице XXI Игр ленинградская спортсменка выиграла сразу две золотые медали — на дистанциях 800 и 1500 метров. Между тем победного дубля могло и не быть, ведь еще за месяц до стартов планировалось, что она побежит лишь "полторашку". Ситуация изменилась после того, как на Мемориале братьев Знаменских в беге на два круга Казанкина показала один из лучших результатов сезона в мире. Тогда стало ясно: есть реальная надежда на медаль. Оставалось правильно распланировать силы.
— Уже в Канаде тренеры окончательно решили, что вместо моей подруги Тани Провидохиной на старт 800-метровки выйду я, — рассказывает героиня тех Игр. — План на финальный забег был таков: продержаться за спиной у лидеров, а потом "выстрелить" на финишной прямой. Так все и получилось. Когда я глянула на табло, там светились цифры 1.54,94 — мировой рекорд. Честно говоря, даже глазам не поверила. "Ну вот, — думаю. — Техника сбой дала. Теперь перебежать придется". Только когда мне навстречу с распростертыми объятиями бросились члены нашей делегации, поняла — табло не врет.
Спустя несколько дней она выиграла и коронную "полторашку". А потом повторила этот успех и на следующей Олимпиаде в Москве. Рассуждать на тему, какая из медалей дороже, Казанкина не хочет. "Каждая награда важна по-своему. Скажем, ради золота, завоеванного в Лужниках, мне пришлось пожертвовать очень многим. За полтора года до начала Игр я родила дочь Машу, а потом принялась спешно набирать форму. Если бы не помощь свекрови, которая взяла на себя все заботы о девочке, ни за что бы не успела", — то ли в шутку, то ли всерьез говорит она.
Кто знает, может быть, коллекция ленинградки оказалась бы еще богаче, если бы она смогла стартовать на Олимпиаде в Лос-Анджелесе. "Всем спортсменам было очень обидно узнать о бойкоте. Ведь это решение объявили в мае, когда самый тяжелый этап подготовки оказался позади и мы выходили на пик формы", — комментирует Казанкина. Впрочем, особой горечи в ее словах не чувствуется. Ведь свою дистанцию она и так выиграла. Как спортсменка. Как человек.