Монстры снежной целины
После некоторого периода безвременья, пришедшегося на первую половину прошлого десятилетия, снегоходы в России переживают свою эпоху Возрождения. Рулить на столь специфичном агрегате считается не просто престижно. Здесь все: азарт высоких скоростей, ощущение беспредельного простора вокруг и конечно же риск. Опасность в квадрате. Удивительное дело, столько трагедий не происходит больше нигде. Вот и последняя из громких: 8 декабря на снегоходе разбился автор и ведущий детских программ ОРТ Сергей Супонев. Но это нисколько не убавляет армию поклонников, даже наоборот: их после таких сообщений становится только больше.
Как ни обидно слышать это Москве, но настоящей столицей снегоходной России является Новый Уренгой. Оно и понятно: здесь почти всегда зима, а значит, тренироваться можно не 3 месяца в году, а 11. Именно местные гонщики составляют костяк национальной сборной, а по популярности сей вид спорта в Заполярье далеко обгоняет и хоккей, и футбол. Правда, успехи на международной арене у снежных гонщиков вполне сравнимы с достижениями, скажем, футболистов. Мягко выражаясь, со скандинавами нам на снегоходных трассах всерьез тягаться пока не удается. Зато стабильно "входим в десятку", хоть от участия в последнем чемпионате Европы и отказались по причине собственной неготовности. На рубеже тысячелетий снегоходы начали обретать поклонников и в более южных широтах нашей страны. Так, в Москве и Подмосковье за это время не только возобновили свою работу существовавшие со времен СССР клубы, как в Химках, но и появились новые, как в Митино. Начали регулярно проводиться соревнования на Кубок Москвы.
Первым отечественным снегоходом стал знаменитый рыбинский "Буран". Поставленный на конвейер в середине 70-х годов, он до сих пор пользуется заслуженной любовью охотников и вахтовиков, использующих его как средство передвижения и даже транспортировки грузов. К числу главных достоинств машины относятся простота и надежность в эксплуатации, говорят, что "Буран" труднее сломать, чем потом его чинить. Кроме того, большой плюс особенности конструкции. Традиционно снегоходы производятся по принципу две лыжи впереди, одна гусеница сзади. У рыбинской разработки все наоборот: 1 лыжа, 2 гусеницы. А это позволяет избегать тяжелых аварий и катастроф при наездах на препятствия: там, где другие бьются, калеча себя и технику, "Буран", как утюг, просто отталкивает в сторону. В 90-х годах появился уфимский снегоход "Рысь" модель 113, хоть это официально и не признается, но до неприличия похожий на американский ARTIC CAT. Правда, в последующих моделях 119-й и обещающей появиться на потоке к концу сезона 121-й, черты прародителя угадываются уже с трудом, что позволяет говорить о торжестве отечественной инженерной мысли. Третьим российским снегоходом стала "Рысь", которую по лицензии SKI DOO производит ПО "Рыбинские моторы". Именно такую модель получили в подарок участники Матча всех звезд-2001 хоккейной Суперлиги, прошедшего на прошлой неделе в Ярославле.
Из зарубежных производителей на российском рынке наиболее ярко представлены марки SKI DOO, POLARIS, YAMAHA и чуть хуже ARCTIC CAT. От российских моделей они отличаются не только продвинутым дизайном, но и ценой. Иностранные модели стоят втрое и более дороже отечественных аналогов. Ценовую линейку можно представить себе примерно так: "Буран", "Рысь" — 1,5-2 тысячи долларов; "Тайга" - 3,5-4,5 тысячи долларов; импортные модели - 8-12 тысяч долларов.
При этом, скажем, лицензионная "Тайга" оснащается ручками с подогревом и многими другими наворотами, характерными для современных моделей снегоходов, что в общем-то делает вполне сопоставимым ее сравнение с зарубежными аналогами.
Парк снегоходов делится на весьма четко разграниченные классы: туристические — "туринг", отдельно приспособленные для передвижения в горах, "вайтреки", предназначенные для работы в условиях Севера и спортивные, которые в свою очередь делятся на формульные - гоночные машины и спортивно-кроссовые. "Туринги" разрабатываются в расчете на массового потребителя, в том числе "гранд туринг", которые ориентированы на максимально взыскательных клиентов, а потому и являются самыми дорогостоящими среди своих собратьев. К "вайтрекам" относится рыбинская "Тайга". Они рассчитаны на эксплуатацию в практических целях, а потому обладают среди прочего более широкой гусеницей, пониженной передачей, а также возможностью транспортировать грузы. Формульные снегоходы - это чистая скорость, которая соответственно требует и идеально гладкой поверхности для скольжения. Почему-то в России таких условий создать все никак не удается. Несколько лет назад энтузиасты пробовали погонять на таких машинах в Крылатском, но это так и осталось единичной попыткой. В общем, особой популярности эта категория у отечественного потребителя не снискала. В отличие от спортивно-кроссовых, которые неплохо адаптируются к нашим родным буеракам.
В России соревнования на снегоходах проводятся в двух классах: для машин с объемом двигателя до 650 кубических сантиметров - "отечественный" и "открытый", где гоняются все, с пределом "до 800 кубов". На февральском чемпионате России по снегоходному кроссу в классе "до 650 кубов" в компанию к северянам, уфимцам и ярославцам смогли затесаться два московских клуба: "Команда Москвы" и химкинский "Торнадо". Правда, на их долю достались только 5-е и 6-е места, а победу праздновали, как и следовало ожидать, спортсмены из Нового Уренгоя.
Отечественные снегоходы развивают скорость до 100-120 км/ч, а спортивные модели до 200 км/ч и выше. Вот только после череды катастроф со смертельным исходом организаторы соревнований стараются искусственно ограничивать скорость участников. Усложняют трассы, вводя дополнительные трамплины, горки и повороты. В итоге средняя скорость прохождения дистанции спортсменами колеблется в пределах 60 км/ч, а сами гонки превращаются в первую очередь в состязания на технику вождения.
По действующему российскому законодательству снегоходы отнесены к категории самоходной техники. Это подразумевает их обязательную регистрацию покупателем в органах Гостехнадзора, где такие машины ставятся на учет наравне с асфальтоукладчиками, тракторами, бульдозерами и прочей спецтехникой. При этом садиться за руль можно, только обладая специальными правами, которые приравнены к категории "А" для автовладельцев. Курьез: следить за этим поставлены сотрудники ГИБДД. Но еще никто не смог припомнить случая, чтобы гаишники бегали по снежному полю за мчащимся снегоходом, пытаясь проверить документы у его хозяина. Тем не менее штраф за управление без прав обозначен точно такой же, как при вождении автомобиля.
НА ЗАМЕТКУ
Все управление снегоходом заключается в руле и рычаге газа, закрепленном на нем же. Такая простота позволяет водить машину даже детям. Однако редкий родитель отважится дать самостоятельно порулить своему ребенку, слишком опасной может оказаться такая поездка.
Все отечественные снегоходы оснащены воздушной системой охлаждения двигателя. Наоборот, у импортных агрегатов преобладают водяные системы. Еще одной заграничной новинкой стало появление инжекторных двигателей уже в сезоне-2000/2001.