Институт благородных девиц
Из всех видов спорта, представленных на зимней Олимпиаде, керлинг наряду со сноубордом одним из последних вошел в официальную программу Игр. Однако он известен человечеству уже почти 500 лет - больше, чем любая другая из зимних олимпийских дисциплин. Что касается России, то в нашем языке слова "скипер", "энд" и "тейк-аут" появились лишь в начале 90-х годов. Тем не менее за прошедшие десять лет немногие любители спорта в России смогли (хотя бы в общих чертах) понять, что представляет собой эта загадочная игра.
ЛЕД И КАМЕНЬ
Датой рождения керлинга принято считать 1511 год. Столь точную для средневековья дату позволила установить уникальная археологическая находка, сделанная некоторое время назад в Шотландии. Там был найден камень, предназначение которого не оставляло сомнений - он служил именно для этой игры. На камне было выбито: 1511. О более древних находках, свидетельствующих о существовании этой игры, науке неизвестно, а сами керлеры (так правильно следует называть участников матча) не стремятся добавить, как бывает свойственно долгожителям, своему ремеслу пять-десять лет сверху. Шотландии игра обязана и своим названием — слово "керл" в переводе с шотландского означает "вращение", "завиток". В 1738 году был официально зарегистрирован первый клуб любителей пускания по льду гранитных камней, и с тех пор керлинг развивался в цивилизованных рамках.
Начавшееся вскоре активное переселение жителей Старого Света на Американский континент привело к проникновению керлинга в Канаду. Вскоре выяснилось, что именно там (в силу ли сурового климата или, быть может, скучной и серой повседневной жизни) игра попала на благодатную почву. Впрочем, во многих европейских странах тоже сумели оценить прелесть игры 20-килограммовыми камнями, и на сегодняшний день в мире существуют 46 национальных федераций. Наибольшей популярностью керлинг пользуется в Скандинавских странах, Канаде и, разумеется, на своей родине в Шотландии.
В Россию, как это не раз бывало, игру завезли иностранцы. В 1894 и 1896 годах в Москве и Санкт-Петербурге на лед выходили служащие английского и немецкого посольств, дабы выяснить, кто из них более искусен в умении выбить чужой камень из зачетного круга. Косвенные свидетельства того, что керлеры в те годы были и среди россиян, некоторые архивы до нас донесли, но подкрепить это утверждение хотя бы одной конкретной фамилией автор статьи не может. Эпоха "доисторического" керлинга закончилась в России с началом первой мировой войны. С 1913 года вплоть до недавнего времени этот спорт пребывал на 1/6 части суши в состоянии глубокой спячки. Робкой попыткой напомнить о нем можно считать усилия московских энтузиастов, пытавшихся в 1928 году организовать на Чистых прудах "Клуб керлинга", но эта затея была заведомо обречена на неудачу. Лишь в 1991 году с регистрацией в Санкт-Петербурге Всероссийской федерации керлинга стало возможно говорить о возвращении древнего спорта в нашу страну.
Со временем появились кружки и тренировочные базы в Москве и Вологде, а на сегодняшний день федерация имеет свои представительства в 48 субъектах федерации. Это, однако, не означает, что керлинг в России бурно развивается. Загадочный и непривычный русской душе он во многом остается уделом узкой интеллектуальной прослойки, объединяя всего чуть более 2000 человек. Причины банальны: экономическая ситуация в стране и отсутствие спортивной базы. Юрий Андрианов, вице-президент московской федерации керлинга, втолковывая вашему корреспонденту правила игры, вскользь поделился мечтами о том, как было бы здорово привить любовь к этому спорту жителям Екатеринбурга, Новосибирска и Мурманска… Увы, его идея пока что далека от реализации.
ИНТЕЛЛИГЕНТ С МЕТЛОЙ
Об интеллектуальной прослойке речь зашла не случайно. Считается, что по своему интеллектуальному уровню керлинг не уступает шахматам (требует сходного стратегического и тактического мышления) и бильярду. Однако это все же спорт, связанный с серьезными физическими и "температурными" нагрузками. Игра проходит на льду и занимает в среднем 2-3 часа, в течение которых "скиперам" приходится запускать тяжелые камни, а "свиперам" (с терминологией вы можете ознакомиться в нашем словаре) — щетками натирать на льду дорожку "совокупной" протяженностью 4-5 километров. Еще одним необходимым для керлера качеством является глазомер, без которого выверить до миллиметров движение камня на 35 метров практически невозможно.
Если людей, наделенных всеми упомянутыми выше качествами, в России хватает, то условий для того, чтобы довести их до совершенства, у нас практически нет. Хотя занятия керлингом требуют не так уж много. Единственной особенностью является лед. Толщина его не должна превышать 5 см, поскольку в противном случае на нем образуются неровности ("свалы"). Едва различимые глазом, они не являются помехой для хоккеистов, конькобежцев и фигуристов, а для керлеров представляют форменное проклятие, поскольку предугадать, как на таком льду поведет себя камень, становится невозможно.
В сравнении с большинством зимних видов спорта керлинг весьма недорог. Камни, которых для игры требуется 16, стоят примерно по 200 долларов и принадлежат, как правило, клубам. Они весьма долговечны и выдерживают 7-8 лет интенсивной эксплуатации. Щетки (либо из свиной щетины, либо синтетические - на выбор игрока) редко превышают в цене 150 долларов. Необходима также специальная обувь с тефлоновым покрытием подошвы: одна подошва должна хорошо скользить, а другая, наоборот, держать лед. Вот и вся специфика занятий керлингом. В Европе или Северной Америке пойти в клуб поиграть для собственного удовольствия способны люди даже самого скромного достатка. В России все это происходило и происходит совершенно иначе.
КЕРЛИНГ - ЭТО ТАКАЯ ФАМИЛИЯ
Необычный и потому отталкивающий непосвященных керлинг уже при первом, поверхностном знакомстве способен увлечь даже самого ленивого зрителя своей доступностью и интригой сюжета. Если вы, уважаемые читатели, думаете, что те, кто 10 лет назад реанимировал в России эту игру, разбирались в нем намного лучше вас, то вы глубоко заблуждаетесь. Автор этих строк еще полгода назад очень смутно представлял себе даже конечную цель керлинга, не говоря о правилах, а сейчас не пропускает случая понаблюдать за игрой мастеров.
Ольга Андрианова, слепившая за последние четыре года из девочек-школьниц сборную-участницу олимпийского турнира, сама прошла путь от начинающего игрока до главного тренера за десять лет. Долгое время нынешний наставник сборной играла в баскетбол. Успев к началу 90-х и поиграть на высоком уровне, и поработать тренером, Ольга Александровна рассудила примерно так: у керлеров век долгий, с глазомером у баскетболисток, как правило, все в порядке - стало быть, никаких противопоказаний, для того чтобы взять в руки камень и метлу, нет.
Рассказывает старший тренер национальной сборной России:
— В керлинг мы пришли в 92-м году вместе с моей подругой Наташей Петровой, с которой вместе играли в ветеранской команде в баскетбол. Для начала мы нашли себе третьего человека и съездили на чемпионат России. Там с ходу заняли третье место и, будучи людьми увлекающимися, решили развивать керлинг в столице. Поддержки со стороны московской мужской команды мы не получили. Собравшиеся в ней доктора наук и академики сказали нам: "Мы хотим играть, а организационными вопросами, если хотите, сами занимайтесь". И мы начали. Вскоре к нам приклеилась "коллективная" фамилия — где бы мы ни появлялись, люди говорили: "Смотрите, Керлинги пришли". Серьезно нас никто не воспринимал, а работники спорткомитета между собой говорили, что керлинг - вид спорта группы Ж. Но мы как-то крутились, выживали, регистрировались и вскоре стали регулярно заниматься. Денег, конечно, не было. Первое время скидывались на аренду льда из личных средств. Денег хватало на 2 часа в месяц. Камней было всего 4, о специальных ботинках даже не догадывались, а лед после фигуристов выравнивали мокрой тряпкой.
Первые камни нам подарили в Петербурге. Взяли мы их вместе с Наташей Петровой и пошли на Московский вокзал. Нас по дороге несколько раз спрашивали, зачем нам эти булыжники, предлагали помощь. Мы отвечали, что камни нам нужны, чтобы капусту придавливать, и от помощи гордо отказывались. Еще одним поводом для вопросов прохожих служили наши метлы. Красивые, с густой щетиной, они приковывали к себе внимание многих домохозяек, пристававших к нам с требованием дать адресок - где такие продаются.
Когда во время одного из российских чемпионатов мы жили в общежитии Института физкультуры им. Лесгафта, то в один прекрасный день наши щетки стащили вьетнамцы и стали подметать ими кухню. Мы едва в обморок не упали.
Спустя короткое время стало очевидно, что такими темпами мы Петербург никогда не догоним. Мы пошли на революционный по тем временам шаг, решив открыть в Москве детскую секцию. Через жуткие трудности (лед приходилось брать "в долг" иногда на несколько тысяч долларов) нам удалось организовать несколько детских команд. Подучившись, наши дети стали выступать на соревнованиях. Поначалу проигрывали всем, но вскоре догнали взрослых и стали их побеждать. Развитие пошло по нарастающей. Наши девчонки стали выступать на молодежном чемпионате мира и вскоре отобрались на взрослое первенство. Тут нам стал помогать городской комитет. Благодаря ему мы смогли организовать спортшколу на базе ледового Дворца спорта "Москвич". Сейчас, когда мы выступили на первом взрослом чемпионате мира, речь идет уже о строительстве специальной арены для керлинга. Проблем, конечно, немало, но то, что керлинг в России состоялся, можно говорить уверенно.
В ПЕРВЫЙ РАЗ - В ВЫСШИЙ КЛАСС
Наши первые шаги на международной арене мы сейчас вспоминаем со смехом. Тогда ведь мы буквально каждый день открывали для себя что-то новое. Первый опыт получали по фотокарточкам и картинкам - даже видео не было. В Европе на нас смотрели как на экзотику, и приглашали на турниры, главным образом, чтобы обеспечить массовость. Возможно, организаторам соревнований было престижно иметь Россию в качестве участника.
Наши спортивные университеты проходили там же, на соревнованиях, причем непосредственно во время игры. Помню, подсмотрев за тем, как немцы выписывают по льду ногами какие-то кренделя, мы решили, что так и надо играть. Около месяца над нами потешалась вся Европа.
С какой силой надо пускать камень, мы тоже знали довольно приблизительно. Старались посильнее, чем распугивали судей на задней линии, которые в ужасе разбегались, едва наш скип становился на исходную. На первом нашем чемпионате Европы мы несколько раз сбивали камнями табло. Замечания, которые нам делали судьи (на английском), мы понимали весьма приблизительно. Да что замечания, после каждого энда многие девушки подходили и спрашивали: "Мы сейчас выиграли или проиграли?".
Сейчас многое изменилось, и теперь приходится объяснять уже более серьезные вещи.
Трудностей, конечно, еще немало. Опытных тренерских кадров практически нет, и оттого многие тактические новинки мы по-прежнему изучаем прямо на соревнованиях. Да и по возрасту наши девчонки многим из соперниц годятся в дочери. Путевку на Олимпиаду они завоевали во многом благодаря тому, что они мало кого знают в большом керлинге. С одной стороны, это недостаток, но с другой - благодаря этому они никого не боятся.
Предстоящий сезон должен стать для нас во многом судьбоносным. Олимпиада для всех наших девчонок - самое главное событие в жизни. Считаю, что если они не испугаются, то вполне могут занять и третье место. Говорю об этом, потому что из наших соперниц мы до сих пор не побеждали только шведок и канадок, а со всеми остальными мы играем на равных. Сезон у нас длинный, и выход на пик формы мы планируем в феврале. Главное, чтобы не дрогнули нервы. Впрочем, это понимают и сами девчата. Команда у нас очень дружная и, если поймает свою игру, способна на многое. То, что практически этот же состав выступает на юниорских соревнованиях, очень помогает наигрывать опыт ответственных встреч. Керлинг - вид спорта неконтактный, и противоборство происходит во многом на уровне психологии. Здесь мы стараемся поддерживать друг друга. Порой слышу, как девчата говорят скипу: "Ты не волнуйся, только пусти камень правильно, а мы дотянем".
СОБСТВЕННО ИГРА
Разъяснять читателям все тонкости правил керлинга не является нашей задачей. Если игра вам понравится, вы без труда сделаете это сами. В данном случае рубрика "Олимпийский ликбез" имеет своей целью рассказать вам то, что нужно знать зрителю.
Итак, в игре принимают участие две команды. Одна из них ведет игру желтыми камнями, а другая красными. Целью керлинга является постановка как можно большего числа своих камней в круг диаметром 3,6 м. Вообще-то все размеры взяты из английских метрик как дань уважения родине игры — Шотландии, но мы не будем заставлять читателя переводить их в привычные величины и сделаем это сами. "Поставить" камень массой чуть менее 20 кг (19,960) — значит пустить его по ледяной дорожке на расстояние около 36 метров.
Вышеозначенная задача возложена на команду из четырех человек (есть еще запасной, но во время игры он выходит лишь в том случае, если кто-то из товарищей получил травму). Названия игроков также взяты из староанглийской речи. Скип запускает камень, предварительно обсудив с вице-скипом, как именно это лучше сделать в конкретный момент. Во время того как скип пускает камень, его вице-скип располагается за домом и руководит работой свиперов. Эти двое занимаются, на первый взгляд, довольно странной, но вместе с тем ювелирной работой. Энергично натирая лед перед скользящим снарядом, они корректируют его движение. За счет этого натирания можно, например, продлить путь камня больше, чем на 3 метра, или заставить его описать небольшую дугу и обогнуть чужой или свой же камень, уже находящийся на дорожке.
Команда соперника имеет ту же цель и, пуская свои камни, старается выбить камни соперника из дома.
Игра состоит из десяти раундов (в терминологии керлинга — эндов). В каждом энде соперники используют по восемь камней. По окончании энда подсчитываются камни одного цвета, находящиеся ближе к центру (систему подсчета очков смотрите на схеме) и объявляется текущий счет. Всего разыгрывается десять эндов. В случае ничьей играется дополнительный ("экстра") энд.
Тактик ведения игры есть бесчисленное множество. Мужчины, например, предпочитают играть "на вынос", то есть выбивать все камни соперника, находящиеся в этот момент в доме, в расчете — поставить свой последним броском. Женщины плетут в доме комбинации из большого числа камней разного цвета, в которых после окончания очередного энда подолгу разбираются судьи.
Игра ведется очень корректно и без применения каких-либо способов воздействия на соперника. К этому керлеров обязывает особый кодекс, называемый "Дух керлинга".
Схема большинства турниров, в том числе и олимпийского, строится по следующей схеме: играется круговой турнир, по итогам которого определяется четверка полуфиналистов. Разница очков (пользуясь терминологией других игровых видов спорта — забитых и пропущенных) в счет не идет, и если две команды имеют одинаковое количество побед по окончании турнира играется дополнительный матч - "тай-брейк".
ДОСЛОВНО...
Ольга Андрианова - старший тренер сборной России
Что такое керлинг — никто из родителей моих девчонок не знал. Зато, когда наша команда стала добиваться успехов, они стали хорошо разбираться даже в тонкостях игры. Девчата иногда жалуются: "Приходишь домой — мама сразу дает в руки пылесос или веник и со словами "Тебе, дочка, нельзя форму терять" отправляет работать.