Хет-трик с подачи Бориса Кулагина
На чемпионате мира 1981 года Сергей Шепелев стал самым результативным в тройке, в которой вместе с ним выступали Виктор Шалимов и Сергей Капустин, заметим, признанные и очень опытные бомбардиры. Но все же, когда речь заходит об этом форварде, на память обычно приходит финал Кубка Канады того же года. Там Шепелев, играя с теми же партнерами, забросил три шайбы, причем подряд, изменяя цифры на табло на 2:1, 3:1 и 4:1. А уже потом наши довели счет до 8:1.
— Нашу тройку создал в "Спартаке" главный тренер клуба Борис Павлович Кулагин перед Призом "Известий"-80, — напоминает Сергей Шепелев. — В таком составе мы сыграли на чемпионате мира-81 в Швеции. И, думаю, получилось у нас хорошо — забросили на троих 13 шайб. На высоком уровне провели и Кубок Канады.
До "Спартака" я был правым крайним нападающим. Когда меня перевели в центр, то на первых порах приходилось тяжело. Очень помогли освоиться в новой роли партнеры, которые, если возникала такая необходимость, отрабатывали за меня в обороне. Я-то привык все время впереди находиться. Общий язык с Шалимовым и Капустиным нашел быстро, взаимозаменяемость у нас была на высоком уровне. Если я впереди заигрывался, меня страховал или Виктор, или Сергей. Так что я мог идти на пятачок без оглядки — знал: партнеры контролируют ситуацию.
Не сказал бы, что в финале Кубка Канады мы действовали как-то по-особому. Никакой тактической новинки не было. Играли так, как привыкли и в "Спартаке", и в сборной. По ходу договаривались, кто из нас где должен находиться в тот или иной момент. И из этого исходили. В том, что именно я оказывался в решающие моменты на ударной позиции, большой своей заслуги не вижу. Игра есть игра, и так получалось по ситуации, что последнее слово партнеры предоставляли мне. И Капустин, и Шалимов могли оказаться на моем месте. Нисколько не сомневаюсь, что и тот, и другой завершали бы комбинации не хуже меня.
Да и без помощи защитников никак не обойтись. На льду находятся пять полевых игроков, а не три и уж тем более не один. Правда, в том матче мы играли с разными защитниками, ибо в команде их было три пары, а троек нападения — четыре. Но когда мы вышли вперед — 2:1, моими ассистентами были Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов. Затем Касатонов вместе с Капустиным принимали самое непосредственное участие в следующем взятии ворот канадцев, а свою третью в матче шайбу я забросил с подачи Сергея Макарова, когда на площадке у нас находился смешанный состав. Получается, неправильно даже говорить о том, что эти три важнейшие шайбы забросила наша тройка. Их организовала команда. У нас был настоящий коллектив, в котором все готовы были в любой момент помочь друг другу.
Как бы то ни было, а я полностью согласен с теми, кто называет финал Кубка Канады-81 моим звездным часом. Хет-трики мне удавались не раз. В том числе и в играх за сборную. На чемпионате мира 1982 года в Финляндии я забросил три шайбы немцам. В принципе любой гол — это всегда праздник. Хет-трик — тем более. Однако когда удается трижды поразить ворота сборной, состоящей из сильнейших канадских игроков, да еще в столь значимом матче, это ни с чем сравнить нельзя. Но хоккей — командная игра, и дело даже не в том, я забросил три шайбы или кто-то другой. Главное — мы победили!
*Сергей ШЕПЕЛЕВ — олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира.