ЕС готовит телевизионную революцию
На западе давно осознали, что доходы от продаж прав на телетрансляции футбольных матчей могут стать основной статьей в бюджете клуба, а потому во многих странах команды и телевидение пытаются жить дружно.
Так, в Германии отношения между футбольными клубами и телевидением четко отрегулированы, что нашло отражение в уставе немецкого футбольного союза. В частности, в 2000 году с одним из телемагнатов был заключен четырехлетний контракт, согласно которому болельщики могут лицезреть все матчи чемпионата бундеслиги. Правда, с некоторыми условиями. Посмотреть прямые трансляции встреч местного первенства на одном из бесплатных каналов болельщикам не суждено. Вместо этого зрителям предлагается увидеть по одной игре впрямую в пятницу, в субботу и в воскресенье (17.30 - по местному времени) по платному каналу и одну из пяти встреч в субботу по так называемой системе "Pay-per-View", которая предлагает телезрителям за определенную плату самим выбрать матч для просмотра.
Кроме того, в каждый из дней, когда играются матчи бундеслиги, после прямых трансляций на общедоступном канале демонстрируется часовая нарезка самых интересных моментов всех матчей. Не обделена вниманием и вторая бундеслига, один матч которой болельщики имеют возможность лицезреть вживую в понедельник на бесплатном канале.
Финансовая группа Кирха, закупившая права на телетрансляции, обязана выплачивать ежегодно лицензионную сумму в размере 530 миллионов долларов немецкому футбольному союзу. Он же в свою очередь равномерно распределяет 50 процентов этой суммы между 18 клубами первой бундеслиги и 18 второй (причем 80 процентов денег предназначается для элитного дивизиона). Оставшиеся 50 процентов распределяются между командами в зависимости от количества трансляций матчей с их участием.
Подобно тому, как это происходит в Германии, также и во Франции с Англией продажа прав на телетрансляции происходит в "пакете", то есть контракты с телевидением подписывают лиги, а не клубы. Отличие состоит лишь в том, в каких пропорциях происходит распределение доходов.
В частности, в Англии небольшой процент от общей суммы изначально направляется в распоряжение Ассоциации профессиональных футболистов, которая использует полученные деньги на благотворительные цели, образовательные нужды и страховые выплаты. Оставшиеся средства распределяются в три приема: 50 процентов в равных долях выплачиваются всем клубам премьер-лиги, 25 процентов делятся между клубами пропорционально занятым ими местам, а еще 25 процентов перечисляются в казну тех клубов, с матчей которых велись телевизионные трансляции вне зависимости от того, кто был принимающей стороной. При этом многие эксперты предрекают, что в ближайшем будущем лидеры английской премьер-лиги самостоятельно будут продавать права на телетрансляции своих домашних матчей (в особенности в режиме "Pay-per-View"), и ныне существующий "общий котел" телевизионных средств уйдет в небытие.
В ближайшем будущем английским командам грозит потеря миллионов, так как чиновники из европейского союза занялись расследованием существующей системы централизованной продажи прав на телетрансляции. Заявив, что "блочная" система продажи телевизионных прав нарушает законы ЕС, в Брюсселе предпринимают попытки отменить существующие порядки. Заодно ЕС "наехал" и на УЕФА, заявив, что продажа прав на показ матчей Лиги чемпионов одной телекомпании является нелегальной и не способствующей конкуренции. Предположительно с 2004 года Европа может опасаться нового телевизионного переворота.
Что же касается таких стран, как Италия и Испания, то там, напротив, клубы имеют право продавать телевизионные права самостоятельно. Естественно, теленезависимость идет на руку прежде всего грандам.