Олег Мартынов: В 25 лет - самый расцвет

news

Когда я в первый раз увидел тренера детской спортшколы клуба "Слава" Олега Мартынова (у него и жена — профессиональная регбистка), стало немного не по себе — он такой здоровяк, что громила Тайсон против него просто сопливый пацан. Но в регбийных кругах нашей страны он известен не только как специалист своего дела, но и как гениальный рассказчик.

— У нас в России существует только один регбийный клуб в правильной трактовке этого термина — московская "Слава", имеющая свою детскую школу, мужскую и женскую команды, свой стадион (в нашей стране даже регбийные гранды — клубы из Красноярска — не имеют своих арен, их стадион — собственность города) и свой клубный бар.

— Олег Евгеньевич, регби не такой прибыльный и престижный вид спорта, как футбол или теннис. И кто же те парни, которые приходят к вам на тренировки?

— Хотя занятия у нас абсолютно бесплатные, большинство моих подопечных — дети из обеспеченных семей. Богатые родители хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми. Но это не значит, что у нас привилегированная школа для богатых детей. Например, у одного мальчика (отец у него воевал в Чечне и вернулся инвалидом) нет денег даже на проезд в метро.

Любой спорт отводит от улицы. Бывает обидно, когда по школам пройдешь, и практически никто не хочет спортом заниматься. Все хотят быть крутыми бизнесменами, ничего не делать и иметь кучу денег.

Но ничего, потихоньку дело движется. Набор по школам проходит не особо успешно, но парней чаще приводят друзья. Приходит парень, спрашивает: "Можно посмотреть?" — "Смотри". А в следующий раз он уже приходит со спортивной формой. Между прочим, чем дети младше, тем с ними проще. У них проблем меньше: не надо бежать на дискотеку или по девочкам .

— И какова она, наша молодая смена?

— Школ стало меньше, но народу занимается гораздо больше, чем в РСФСР. У нас хорошая смена, по юниорским чемпионатам мы выступаем очень даже неплохо (в прошлом году третье место заняли, а в советские времена наша юниорская сборная всегда входила в четверку сильнейших мира). А что потом с этими парнями происходит? Так они же бросают спорт. По их мнению, в наше время — это невыгодное занятие. А вообще должен вам сказать, наши дети стали хилее, чем лет десять-двадцать назад. К нам недавно приезжали 13-летние регбисты из ЮАР, так эти африканцы на фоне наших такими бугаями смотрятся. Мне даже казалось, что это приехали какие-то их десантники или спецназовцы играть с нашей взрослой командой.

— В школах многих стран регби входит в школьную программу, там вроде бы даже парни против девчонок играют. Разве такое возможно?

— Можно играть хоть в детском саду. Мы тоже практикуем регби в детском варианте, это так называемый "дабл-тач" ("двойное касание"). То есть как бы неконтактное регби. После захвата игрок же должен освободиться от мяча, а тут вместо захвата касание двумя ладонями сразу или же дважды одной ладонью. Потому-то в Европе мальчишки с девчонками вместе играют, ведь в "дабл-тач" никто никого не обнимает и не укладывает — только похлопывают друг друга ладонями. В регби, кстати, можно играть на любом покрытии и любым мячом, и гандбольным и баскетбольным. В нашей школе, когда возникают проблемы с мячами, мы играем футбольными.

— В футболе расцвет игрока наступает обычно в возрасте 20-22-х лет, а как в регби?

— Мой идеальный вариант, когда у парня есть хорошие задатки в 16 лет, а окончательно он раскроется в 25, набравшись к этому времени огромного опыта. То есть в расчет берется зрелость, в перспективе лучше иметь здорового, крепкого и боеспособного парня в двадцатипятилетнем возрасте, когда он уже отслужил в армии и знает жизнь. Регби в прямом смысле — игра не для мальчиков, а для взрослых мужчин. На матчах Кубка мира выступают нападающие, многим из которых сорок лет. Если игрок правильно выполняет обязанности своего амплуа, зачем же его пускать в расход?

В 16 лет я не могу запретить человеку учиться. Желательно, чтобы парень пришел к нам после окончания какого-либо учебного заведения, потому что спорт — это не на всю жизнь. Надо подумать и о том, чем будешь заниматься, когда из спорта уйдешь. За счет регби в нашей стране не проживешь, нужно делать ставку на какую-то специальность.


ЛЕПИТЬ КУЛИЧИ ЗАПРЕЩЕНО

"Мяч в начале игры должен иметь давление на уровне моря 0,67 — 0,70 кг/м в квадрате", "Крики игроков защищающейся команды должны трактоваться как некорректное поведение, и если гол не был забит, то назначается повторный удар без права набегания", "Продолжительность матча не должна превышать 80 минут, при отсутствии такого указания определяется по соглашению между командами…" "Да, забавно", — подумал я, пролистывая брошюру "РЕГБИ — Правила игры"…

— Вы знаете, как много нюансов в этих "Правилах", — сообщил Олег Вячеславович. — Причем многие из них до сих пор не могут выучить и понять большинство российских тренеров. Например, вот о форме: "головной убор (то есть шлем) должен быть изготовлен из мягких и тонких материалов и толщина никакой части его не превышает 1 см в несжатом состоянии, и никакая часть головного убора не имеет плотность более 45 кг/м в кубе". А как это просчитать? И причем на международной арене играть можно только в шлемах, на которых стоит "разрешающий к эксплуатации" штамп Международного регбийного союза. Да в России плевать все на это хотели. Самопал в Европе строго запрещен, а у нас — пожалуйста.

Есть еще забавный момент… В Европе судья в поле имеет в ухе специальный наушник, и в случае спорной ситуации после просмотра повтора этого момента по небольшому экрану боковой сообщает главному, что там на самом деле произошло.

Недавно Международный регбийный союз принял решение, чтобы спортсмены играли только в белых шлемах. Почему? А на белых лучше видна кровь. Насчет одежды сказано, что нельзя играть в рваной, нужно пойти переодеться. Но на самом деле у регбистов ведущих мировых сборных одежда из сверхпрочных материалов, такую не разорвешь.

— Идем дальше… "Разрешается использовать для установки мяча песок, опилки или подставку утвержденного образца".

— Между прочим, песок отменили из-за того, что он загрязняет поляну. Хотя с песком было удобнее — после удара он просто разлетается, а не улетает, как подставка. Причем, что действительно забавно, игрок должен был сам взять горсть мокрого песка, положить в форму и вывалить на землю. То есть как дети, играя в песочнице, лепят куличики, регбист выкладывал из формы песок и затем сам делал ямку или углубление под мяч (в Италии, кстати, этим занимается специальная радиоуправляемая робот-машина).


НИЧЕГО СЕБЕ МАЛЬЧИК!

В 1987 году с этим песком случился совершенно анекдотический случай. Помню, в Киргизии, в городе Ош, решили провести показательный турнир, чтобы этот вид спорта начать развивать и в Киргизии. И вот наша "Слава" играет с командой СКА из Алма-Аты. Мы пробиваем штрафной удар, и для установки мяча нужен мокрый песок. По правилам этим занимаются мальчики вроде теннисных "болбойзов" , которые и мячи подают, и песок приносят. На трибунах в основном одни киргизы. Правила они еще не выучили, и им все объясняют. И вот возникла такая пауза. Киргизы понимающе кивают, мол, знаем, правила "немножко читали", сейчас должен выйти мальчик и принести песок. Но у нас не Европа, мальчиков мы не нанимаем, и потому за песком принято было отправлять запасных игроков. И представьте себе такую картину, запасной игрок — вот это был бугай, два с лишним рост и килограммов сто двадцать вес — тащит большущий мешок с песком, затем сам зачерпывает несколько горстей, поливает водой и насыпает в целлофановый пакет, с которым не спеша шествует через все поле к тому месту, где должен был происходить удар. Киргизы сидят и не верят своим глазам (ну не могли они догадаться, что это запасной игрок, в правилах же черным по белому написано, что это обязанности мальчиков). И вдруг один из них удивленно воскликнул: "Это у вас такие мальчики?! Ну ничего себе мальчики у вас в Москве!"

Новости. Архив