Москвина потребовала список судей
Пятый этап серии "Гран-при" — Кубок России "Gallina Blanca", который прошел в минувшие выходные в питерском ледовом Дворце, оказался очень поучительным. Дело даже не в его спортивных итогах — они-то как раз были легко предсказуемы. В преддверии Олимпиады главные события в этом виде спорта постепенно перемещаются со льда в кулуары. Ведь за недосказанностью, намеком или игрой в невинность спортсменов и тренеров иной раз скрываются такие страсти, каких не увидишь и на арене.
КОЗЫРЬ В РУКАВЕ
С соперниками борются по-разному. Их можно побить технически — путем лучшего выполнения тулупов, акселей и лутцев. Или… переиграть тактически. Судя по всему, главные фавориты предстоящих Игр — россияне Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе и Евгений Плющенко — не сговариваясь, пошли именно по этому пути. Петербургские зрители так и не увидели их новых произвольных программ. Заветный козырь был спрятан глубоко в рукав, чтобы быть вытащенным в самый решительный момент.
А вот объяснения этому наставники фигуристов приготовили разные. Тренер двукратных чемпионов мира и Европы Тамара Москвина предпочитала изъясняться метафорами: "Я же не спрашиваю, почему сегодня на вас то же платье, что и вчера. Очевидно, оно вам идет, и потому вы можете носить его так долго, как только захотите". Тем не менее "вчерашний наряд" ее подопечные в ближайшее время все-таки поменяют. Москвина сама признавалась, что их композицию "Чарли Чаплин" некоторые судьи принимают не слишком хорошо — считают слишком эстетской. Да и новая программа "Вечный поцелуй" уже почти готова.
Наставник Плющенко Алексей Мишин избрал другую модель поведения — он завлекал и интриговал: "Произвольная готова. Почему не показали? Ну-у-у… Можете написать, что не хотим подтягивать за собой конкурентов". По лицу Алексея Николаевича скользила таинственная полуулыбка, и он продолжал напускать туману: "Музыка? Секрет. На самом деле, творческие возможности Жени настолько велики, что выразить их в одном ключе невозможно. Поэтому и сопровождение программы будет разным".
Впрочем, интриговать тренерам осталось недолго. До начала Игр пройдут еще только три серьезных старта, на которых можно будет обкатать новинки — финал "Гран-при", чемпионат России и чемпионат Европы. Вряд ли кто-то станет тянуть с этим до самой Олимпиады. Значит, скоро заветный козырь будет вынут.
КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ
Кубок России ознаменовался не одной тренерской дуэлью. Вот, например, профессор Мишин стоит, окруженный журналистами. "Самое главное — это техническое наполнение программы, — говорит он. — Некоторые размахивают руками, а что толку? Конечно, можно поменять некоторые атрибуты, но ведь сама композиция от этого вряд ли изменится". "Вы имеете в виду наставницу Ягудина Татьяну Тарасову?" — спрашивает один из репортеров (некоторые специалисты находят ее новую произвольную программу на музыку из кинофильма "Железная маска" очень похожей на предыдущую — "Гладиатора"). "Это сказали вы, а не я", — уточняет именитый собеседник.
Камень в тот же огород бросила и Наталья Дубова, которая работает с израильскими танцорами Гали Чайт и Сергеем Сахновским, занявшими второе место (к ней пара перешла именно от Тарасовой). Пресс-конференция с победителями и призерами в этом виде фактически превратилась в ее публичную лекцию. "Среди коллег я выделяю две основные категории: великие тренеры и великие имитаторы. Последние — это те, кто только имитирует элементы, а не исполняет их. Лично я всегда стремилась работать так, чтобы меня признавали в своих автобиографиях даже недруги", — заявила Наталья Ильинична (в последней книге Татьяны Тарасовой, которая называется "Красавица и чудовище", ее имя пока не значится).
В выступлении Дубовой было немало и других подтекстов. "Меня удивляет, когда молодые тренеры называют себя хореографами. На мой взгляд, это совсем разные профессии", — сказала она. Многие тут же усмотрели в этом намек на ближайшего помощника Тарасовой Николая Морозова, которого та в своих интервью подчеркнуто именует именно хореографом.
Кстати, сама Татьяна Анатольевна с журналистами общалась мало и в пресс-центре не появилась ни разу. Может быть, поэтому сложилось впечатление, что этот бой по очкам она проиграла.
МАСКА НА ЛИЦЕ
Естественно, кулуарные баталии не могли миновать столь благодарной в фигурном катании темы, как судейство. Первым ее коснулся президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта. После вопроса: "Правда ли, что олимпийское золото в танцах на льду вашим землякам Барбаре Фузар-Поли и Маурицио Маргальо уже обеспечено?" — он едва не вспылил. "Я не буду называть тех, кто распространяет такие слухи, плохими журналистами. Просто у них, наверное, был плохой день", — парировал итальянец, поблескивая белками глаз. Сами спортсмены отреагировали на то же обвинение несколько иначе. Они долго пытались уверить собравшихся, что, наоборот, вынуждены бороться против всеобщего недоброжелательства, начиная с прессы и заканчивая почему-то MTV.
А вот Наталья Дубова не стала скрывать очевидного. "Конечно, на расклад судейских голосов влияют многие факторы: и поддержка журналистов, и давление спортивных чиновников", — признала она. Кстати, имена арбитров, которые будут работать на Олимпиаде, уже известны. Говорят, что в танцах жребий был благосклонен не только к итальянской паре, но и к россиянам Ирине Лобачевой и Илье Авербуху. Ведь в восьмерку судей попали представители Литвы, Украины и Азербайджана, традиционно благоволящие к своим бывшим соотечественникам.
Зато Тамара Москвина сделала вид, что не знает, кому выпало оценивать ее подопечных в Солт-Лейк-Сити. "У вас есть этот список? — спросила она одного из журналистов. — Дайте мне его, пожалуйста. Все говорят, что я работаю с судьями. Надо же мне посмотреть, к кому из них обращаться".