Артисты оригинального жанра

news

"Советский спорт" продолжает серию публикаций в рубрике "Олимпийский ликбез". Мы уже познакомили вас с историей и нынешним состоянием биатлона, бобслея, санного спорта. Сегодня мы расскажем о спорте нового поколения — фристайле.

Появившись в олимпийской программе лишь в 90-х годах, фристайл показал себя, пожалуй, самым демократичным видом спорта - 30 медалей поделили между собой 13 стран. Возможно, это оттого, что спортсмены, выделывающие на лыжах всякие фокусы, - товар штучный, и поставить их производство на поток практически невозможно.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ, ЖИВУЩИЕ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

Есть мнение, что фристайл как разновидность горнолыжного спорта возник еще на заре века. Спорить с этим утверждением можно, пожалуй, только формально. Вряд ли кто-то станет возражать против того, что сотворить на лыжах нечто экстравагантное людям хотелось задолго до 70-х годов, когда американцы придумали само название и разработали основные правила соревнований. Что общего у лыжной акробатики, балета и могула, никто тогда не задумывался. Все отдавалось на откуп энтузиастам. Кто-то выделывал на лыжах танцевальные па, кто-то искал в горах максимально неровные спуски, чтобы поразить окружающих техникой прохождения бугров и ям, а кто-то крутил на лыжах сальто. "Фристайл" — свободный стиль, а значит, позволено все. Иными словами - то, что не было похоже на обычный спуск на лыжах, стали именовать фристайлом, хотя, возможно, правильнее было бы этого не делать. Но Международный лыжный союз рассудил по-своему. Три горнолыжные дисциплины были объединены в одну семью и приняты в FIS в 1977 году. Что же касается путевки в большую жизнь, то каждый из видов фристайла получал ее отдельно.

Главной тенденцией последних 25 лет можно назвать несколько неожиданное сокращение программы фристайла, что для спорта в целом в общем-то нехарактерно. Однако с позапрошлого года балет на лыжах исключен из кубковой программы фристайла и как вид спорта фактически умер. Для нас это обстоятельство было весьма печально, поскольку именно в этой дисциплине россияне имели очень сильные позиции. Увы! По образному выражению старшего тренера акробатической группы сборной России Андрея Гребенникова, балет "закрыли" американцы, поскольку понимали, что ловить в нем им нечего. Интересно, что вышло бы у англичан, задумай они закрыть футбол. Увы, без своего главного спонсора балет выжить не смог. Наш рассказ пойдет о двух дисциплинах, которым позволено было остаться. Как сложится завтра, покажет время.

В СТАТУСЕ "НЕФОРМАЛОВ"

Горнолыжный спорт в 70-е годы был в СССР одним из самых популярных видов, хотя, быть может, и не самым массовым. Зато по своему интеллектуальному уровню он намного превосходил своих зимних собратьев. Еще бы - кататься на горных лыжах было хорошим тоном, занятием интеллигенции. Она-то и дала толчок зарождению у нас фристайла.

Рассказывает старший тренер сборной России по акробатике Андрей Гребенников:

— В СССР все начиналось с фотографий из зарубежных журналов. Мы видели красивые кадры высоких прыжков и пируэтов, которые делали на горных лыжах европейцы и американцы. Самые ранние снимки относились аж к 1936 году, когда смельчаки пытались сделать сальто или просто совершить красивый прыжок. Что же до нас, то первое сальто совершил в самом начале 70-х годов один любитель, полковник Министерства обороны. Он не был горнолыжником (я и фамилию его даже сейчас не вспомню), а трюк этот сделал на Воробьевых горах для своих знакомых. Ну а первое двойное сальто сделал ваш покорный слуга.

Нас было тогда человек восемь энтузиастов, которые экспериментировали с горными лыжами. В 77-м в деревне Горки Дмитровского района на склоне сделали снежный трамплин, на котором я и сделал двойное сальто. Собственно, трамплином это можно было назвать довольно условно: была сооружена некая подбрасывающая поверхность в конце разгона.

— Сальто делали на обычных горных лыжах?

— Нет, купил по случаю на одной выставке специальные укороченные австрийские лыжи с загнутыми пятками. Ездить на них можно было и задом, и передом. Поначалу страховались, приземлялись в большую кучу снега. Однако потом распрыгались, и лет через пять двойное сальто крутили уже многие. Ну а в 1985 году в СССР появилась секция фристайла.

— Она имела какой-то государственный статус?

— Нет, это было что-то вроде центра развития досуга молодежи. Базировались в городе Чусовом Пермской области. Там на спортивной базе была санная трасса, а склон позволял организовать еще могульный спуск и трамплин для акробатики. В общем, там и работали почти что до начала 90-х.

— Если судить по результатам, успехи пришли достаточно быстро?

— Да мы и сами не вполне ожидали, что так быстро сможем подняться. Однако факты налицо — четыре года спустя Сергей Шуплецов у нас уже был первый чемпион Европы в многоборье. В Альбервиле Елизавета Кожевникова заняла второе место, и это стало сенсацией - никто не ожидал от нас столь стремительного прогресса. Зато на следующую Олимпиаду в Лиллехаммер мы ехали уже в статусе фаворитов и выиграли две медали (серебро в мужском могуле завоевал Щуплецов, а Кожевникова получила бронзовую награду у женщин). Ну и, конечно, нельзя не вспомнить, что именно там чемпионкой в акробатике стала Лина Черязова, выступавшая за Узбекистан, а начинавшая в 87-м году в составе сборной СССР. В конце 80-х центры подготовки росли, как грибы, по всему Союзу: в Москве, Ленинграде, Кировске (Мурманская обл.), Минске, Киеве, Ровно, Николаеве (там, кстати, построили первый в СССР водный трамплин для подготовки акробатов летом), в Красноярске, Томске, Чусовой, на Камчатке, в Ташкенте, Алма-Ате, Душанбе... Сейчас, конечно, не осталось и половины — денег не хватает. Нам еще как-то удалось выжить. В Узбекистане сильнейшую школу распустили вовсе. А каких спортсменов там готовили!

ЗВЕЗДА УЗБЕКИСТАНА НА СИБИРСКОМ НЕБОСКЛОНЕ

На всем пространстве бывшего СССР Лина Черязова является, пожалуй, самой титулованной акробаткой. Неоднократная чемпионка мира, обладательница золотой олимпийской медали Игр в Лиллехаммере, она задолго до завершения своей спортивной карьеры стала для многих ориентиром в мире фристайла. Тройное сальто (первое прогнувшись, второе с пируэтом и третье в группировке), сделавшее ее в 1994 году олимпийской чемпионкой, и сегодня обеспечит своему исполнителю на любых соревнованиях как минимум медали. Ну а в 90-х годах ей просто не было равных. После трагического случая в 1996 году, когда во время тренировки в бассейне Лина ударилась головой о край трамплина, врачи уклончиво говорили о ее шансах просто остаться в живых. Проявив стойкость и мужество, на которые, очевидно, способна только женщина, самая знаменитая спортсменка Узбекистана сумела не только вернуться в спорт, но и выступить в Нагано, где она заняла 12-е место. Между тем впервые встать на лыжи Черязовой довелось лишь на первом курсе ташкентского института физкультуры.

— До этого времени я успела пять лет позаниматься гимнастикой и шесть лет -акробатикой. Не хочу сказать, что ничего в этих видах спорта не добилась, но хорошо понимала, что "расти" там дальше мне вряд ли удастся. Решающую роль в моем выборе сыграл Дмитрий Кабунов, сумевший не только уговорить меня попробовать силы в экзотической для 1987 года горнолыжной дисциплине, но и заставивший почти сразу же полюбить этот вид спорта буквально до беспамятства. Я ведь через две недели тренировок на лыжах сломала ногу и месяц ходила на костылях. Однако повлиять на мой выбор уже ничто не могло.

— И сколько же времени пришлось тренироваться бывшей гимнастке до первых успехов?

— Да немного совсем. У нас в Узбекистане сложилась замечательная школа фристайла. Ее плодами кормятся сейчас многие сборные бывшего СССР, да и Европы тоже. Скажем, вместе со мной у Кабукова занималась чемпионка мира Василиса Семенчук, а позже нынешняя надежда сборной России Анна Зукаль. Ее я вообще считаю спортсменкой, которая, если избежит травм, ближайшие несколько лет будет "делать погоду" в акробатике. В Солт-Лейк-Сити она станет первой в истории шестнадцатилетней участницей Игр в нашем виде спорта. Она, а также ее подруга по школе фристайла - представительницы нового поколения. Это ведь нас брали из гимнастики, акробатики или горных лыж. Следующее поколение, выращенное Кабуковым и Анатолием Берлиновым, занималось фристайлом буквально с первого класса, готовясь параллельно в гимнастическом зале и на снегу.

— Чем должен обладать победитель Игр в Солт-Лейк-Сити?

— Прежде всего крепкой нервной системой. Я тут недавно читала рукопись будущей книги легендарного борца, трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина "Психология победителя в спорте". Сан Саныч очень правильно пишет о том, что качество быть лучшим на главных стартах приобретается с большим трудом. Скажем, в Нагано фаворитками у женщин считались китаянки. У них и программа была самой сложной, и на Кубках мира они выступали лучше всех. Но едва закончились квалификационные соревнования, как они сломались, будто упершись в потолок своих возможностей. В финале они и прыжки выполняли самые что ни на есть простые, да и техника была плохой. Можно сказать, что золотую медаль американке Ники Стоун они просто подарили.

— Кто-нибудь из российской сборной нужными качествами обладает?

— Безусловно. Сейчас в сборной России собрался очень хороший состав. Наиболее опытным я считаю Александра Михайлова. Он блестящий акробат, но многочисленные травмы очень мешали его карьере. Очень болею за него и верю, что в Солт-Лейк-Сити его потенциал и опыт участия в двух Олимпиадах наконец скажется и поможет ему выступить успешно.

Что касается Зукаль, то у нее блестящее будущее, но я думаю, что в Америке ей надо просто выступить так, как она умеет, не думая о необходимости завоевать медаль. У нее впереди еще много времени, три-четыре Олимпиады - не меньше.

— А как расцениваете шансы Натальи Ореховой, которую считают сильнейшей в нашей сборной?

— Вот как раз ей необходимо будет преодолевать серьезный психологический барьер. Уже не раз на главных соревнованиях ей не хватало силы духа. И это при том, что она — одна из немногих, кто умеет чисто делать тройное сальто с тремя пируэтами. Во всем мире это под силу трем-четырем спортсменкам. Упрощенно можно сказать, кто выполнит этот прыжок и хорошо приземлится, тот получит как минимум серебряную награду Олимпиады.

МОГУЛ - ИГРА НОГАМИ

Российская могульная группа в России практически не готовится. Склонов, отвечающих нынешним требованиям, в стране практически нет. Впрочем, старший тренер Заури Макиев полагает, что даже в этих условиях можно добиваться успехов.

Наш разговор проходил в Москве во время тренировки. Могулисты работали в гимнастическом зале. Вместе с ними занималась и наша сильнейшая на сегодняшний день акробатка Наталья Орехова. Заури Сардионович беседовал, не отрывая глаз от занимавшихся, и постоянно отдавал различные команды. На предложение поговорить после тренировки Макиев виновато улыбнулся и сказал, что времени совсем нет (через два дня команда улетала во Францию на заключительный сбор). Так и беседовали: ответ на один вопрос — замечание Евгению Сенникову, ответ на второй — указание Ореховой.

— Во фристайл я пришел в 1989 году. До этого был горнолыжным тренером МГФСО, и меня, можно сказать, уговорили поработать в абсолютно новом для меня виде спорта. Признаться, у меня до этого даже мыслей не было о том, что это такое и как можно готовить могулистов. Я сначала подумал, что придется учить людей всяким балетным фигурам, и уже начал их самостоятельно разучивать, но один мой товарищ вовремя меня "вразумил", сказав, что от горных лыж могул отличается не так уж сильно. "Все — как в горных лыжах, только ездишь по ямам", — сказал мне друг, и я этому очень обрадовался.

Поначалу мне доверили юниоров. Среди них была Елизавета Кожевникова и много других талантливых спортсменов. Успехов от них ждали, но что они придут так быстро, стало неожиданностью для всех. Судите сами: свою серебряную олимпийскую медаль Лиза завоевала через три года после перехода в могул.

— За счет чего, по вашему мнению, это стало возможно? В горных лыжах, кроме серебра Светланы Гладышевой, мы ничего особенного не добились, а здесь успехи были достигнуты, что называется, с ходу.

— Сумели быстро понять суть этого вида спорта, увидеть в нем в первую очередь горные лыжи, а уже потом всякие остальные навыки. Впрочем, понять — еще полдела. Нужно было убедить руководство в правильности такого взгляда. Сделать это было нелегко. Фристайлом у нас руководили в то время акробаты, гимнасты и прыгуны в воду. В соответствии с их взглядами строилась подготовка, тренировочная методика. А ведь на батуте и в бассейне могулистов не готовят. Представьте сами, можно ли готовить пловца, не подпуская его к воде?

Методом проб, анализа и наблюдений я вывел для себя формулу успеха в могуле. Преуспевает в нем тот, у кого гибкое тело, врожденная резкость движений и координация. Если эти компоненты соединены вместе, из такого человека можно вырастить великого спортсмена. Отобрав подходящих людей, я стал работать над улучшением техники скольжения по буграм и "смягчения" хода по трассе. В спорте, где техника прохождения дистанции дает 50% итоговой оценки, иного направления быть не может.

Легче, конечно, работалось с теми, кто пришел из горных лыж. Вице-чемпионка мира в акробатике Наталья Орехова раньше занималась гимнастикой, и с ней пришлось изрядно помучиться.

В этот момент делавший сальто на гимнастической дорожке Виталий Глущенко улетел за ее пределы. Макиев вздрогнул и, коротко, по-грузински, выругавшись, побежал разбираться, что случилось. Убедившись, что падение оказалось не болезненным, тренер сделал воспитаннику несколько замечаний, и мы вернулись к разговору.

Работать со сборной России я начал в 1993 году вместе с покойным ныне Юрием Федоровым. Кадры набирали из москвичей, поскольку школы в регионах закрывались в те годы одна за другой. Работать помногу в горах не позволяли средства. Придумали специальные тренажеры, и они оказались очень эффективными. Не случайно наш выдающийся Сергей Щуплецов, лишь переехав из Чусового в Москву, сумел сделать качественный скачок, позволивший ему уже через год потрясти весь мир фристайла и побить все мыслимые достижения. Став серебряным призером Игр в Лиллехаммере, он два следующих года выигрывал все подряд. Тогда он установил мировой рекорд, выиграв шесть этапов подряд. Побить его в ближайшее время вряд ли кто-то сможет.

— Европейцы, наверное, удивлялись: как можно добиваться таких результатов в стране, где спорт в разваленном состоянии?

— Удивлялись — не то слово. Этот вопрос мне задавали два года подряд на каждой пресс-конференции. Я отвечал: успехов мы добиваемся за счет старой подготовки и советской методики. И ведь это действительно было так. Кто знает, если бы не погиб Щуплецов, быть нам и в Нагано с медалями.

Гибель Сергея подействовала на всех. Морально все были сильно подавлены, в команде начались разногласия. В 96-м году еще как-то держались, а со следующего года все это начало сказываться. К тому же Федоров уже серьезно болел. У него был рак мозга, и, я думаю, это сказывалось. Ребята говорили, что им тяжело работать, хотя почему вдруг тренер стал так меняться, никто тогда не догадывался.

ВЛАДИМИР ПУТИН - ГЛАВНАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ НАДЕЖДА

— Кто сейчас готовится к Олимпиаде?

— На 50% нынешняя сборная состоит из тех, кто выступал на прошлых Играх. В этом году у нас очень хорошие условия для подготовки. Даже сейчас, задолго до главных стартов, я могу сказать: ребята отлично готовы и наверняка покажут хорошие результаты. Я не утверждаю, что работать легко. Наш вид спорта не приносит больших денег. Олимпиада для многих — редкий шанс сделать себе имя, и все это отлично понимают. Когда я вижу, как сейчас работают мои подопечные, вспоминаю Щуплецова. Он мог тренироваться как робот, делая одно и то же упражнение сотни раз подряд с одинаковой отдачей.

Наибольшие ожидания связываю с Еленой Вороной и Натальей Ореховой. Им вполне по силам завоевать медали. Есть еще в запасе Виталий Глущенко и Сергей Иванов. За ними награды, как мы говорим, не записаны, но готовы они очень хорошо и побороться могут. Так что три медали мы в состоянии завоевать.

— Сколько времени нужно спортсмену для того, чтобы добиться в могуле серьезных успехов?

— Не слишком много. В мире не так много профессионалов, и если целенаправленно работать с человеком, обладающим упомянутыми мною данными, то результата можно достичь в течение двух-трех лет. Последние годы нам трудно готовиться. Спонсоров практически нет. "Спортмастер" нам помогает, но для целевой подготовки этого мало.

Главный же наш "спонсор" — это, конечно же, Леонид Тягачев. С 1993 года мы существуем во многом благодаря его усилиям. Не будь его, не было бы никаких медалей и, возможно, самого фристайла в России. Именно он нашел нам спонсоров в Японии и Франции, и с их помощью мы пережили самые трудные годы. Сейчас как у президента ОКР у него много дел, но нам уже живется полегче. Да и нынешний президент нашей федерации Лев Кофман — человек деятельный и умеет решать многие серьезные финансовые вопросы.

— То есть в нынешнем сезоне можно ждать больших побед?

— Есть, как говорится, одно "но". Судьбу медалей в нашем спорте решают судьи. И вот здесь есть серьезные проблемы. Пока был СССР, нас уважали, и я это чувствовал. Зато в 90-е годы Россию в могуле ни во что не ставили, имидж у нас был очень плохой. Оценки занижались безбожно. В прошлом году на одном из этапов Марина Черкасова показала лучший результат. Ей не засчитали один прыжок. Я пришел к судьям с видеокассетой и показал, что все было по правилам. Знаете, что они мне сказали? "Извините, ошиблись. Исправимся на следующем этапе".

Вы, может быть, улыбнетесь, но наша главная надежда в нынешнем сезоне — Владимир Путин. То, что президент встал на горные лыжи, для нашего спорта очень важно. Ну а когда он в Германии произнес речь на немецком языке, я стал им по-настоящему гордиться. Это должно изменить психологию судей.

Спортсмен во время прохождения трассы должен совершить два прыжка. При этом линия и ритм прохождения дистанции не должны быть нарушены. Высокие оценки получит лыжник, показавший высокотехничный, агрессивный стиль прохождения трассы, при котором плечи спортсмена должны быть расположены параллельно линии финиша. Ни при каких обстоятельствах, кроме выполнения прыжка, лыжи не должны расходиться.


ЭТО НАДО ПОМНИТЬ

Сергей ЩУПЛЕЦОВ

Заслуженный мастер спорта. Родился и сделал свои первые шаги во фристайле в городе Чусовой Пермской области. Серебряный призер Олимпийских игр в Лиллехаммере (1994). Чемпион мира в многоборье 1993 года. Неоднократный победитель Кубка мира. Летом 1995 года, находясь в самом расцвете сил, разбился на машине во Франции, куда приехал к своей жене.

Новости. Архив