"Лошади", "электрички" и другие
Кто из хоккеистов да и представителей других видов спорта не мечтает обладать высокой скоростью. Ведь для форварда способность убежать от защитников составляет как минимум 50 процентов результативной атаки. Что же важнее для игроков? Высокая стартовая скорость, быстрые руки или умение мгновенно соображать? Русская и канадская хоккейные школы не пришли к единому мнению по этому вопросу.
СПЕЦ ПО МАЛЬЦЕВУ
— Взрывным скоростником был спартаковец Геннадий Крылов, - дает свою оценку Виктор Зингер. - При старте с места его никто не мог догнать. За счет этого он и играл в команде мастеров. Во встречах с "Динамо" его персонально ставили против Мальцева. Был еще в Новосибирске Капкайкин. Тот вообще гонял по площадке быстрее любой лошади. Небольшого росточка, глаза бешеные. В скорости с ним соперничать никто и не пытался. Хорош был Юрий Моисеев. Защитнику стоило чуть замешкаться, отпустить его буквально на полметра, и он сразу уходил в отрыв.
- Юрий на тренировках мне душу помытарил, - признается Александр Рагулин. - Из угла рвал прямо с места в карьер. Ну а я терпел-терпел, а потом не выдерживал и охаживал его клюшкой по туловищу. А у него там частенько почему-то голова оказывалась.
— Наши принимали дома чехов, - вспоминает Евгений Зимин. - Я следил за Моисеевым с трибуны и удивлялся, как можно играть так быстро и резко. Удивительная быстрота рук, каскад обманных движений. Он забил тогда несколько шайб, и наши выиграли. Гости явно не ожидали такого приема. Раньше в каждом матче забивались продуманные шайбы. Зингер в играх с ЦСКА так метался, что рвал паховые мышцы. Разыгрывали такие комбинации, что в итоге голкипер валялся далеко от ворот. Помню, во встрече СССР - ЧССР в 1966 году Александр Альметов, Константин Локтев и Вениамин Александров состряпали чередой ложных замахов такую комбинацию, что гол можно было забить другим концом клюшки, как бильярдным кием.
— Хорошо взрывался и олимпийский чемпион-56 Николай Хлыстов из "Крыльев", - продолжает Александр Рагулин. - Я раз как-то рванулся за ним и даже пах потянул. Опасались его и канадцы. Хотя в их составе тоже хватало спринтеров. Иван Курнуайе однажды пронесся мимо меня, как электричка. Я только голову успел повернуть, а поезд, как говорится, уже ушел. Приходилось остерегаться и Игоря Самочернова из "Динамо". С ним надо было держать ухо востро. Атаковать во время получения шайбы, чтобы не дать разогнаться. После игр в чемпионате СССР, особенно против Мальцева и Харламова, мне за рубежом уже сам черт был не страшен. Таких мастеров за границей просто не было. У Сергея Капустина тоже была отличная скорость. Как-то в матче с чехами он убежал от всех, технично обвел вратаря и забросил решающую шайбу.
ДУРНОЙ ГОЛОВЕ И НОГИ НЕ ПОМОГУТ
— Скоростные игроки зачастую раскрывались в тройках, где были умелые распасовщики, - поясняет Николай Карпов. - К примеру, Варнаков - Ковин — Скворцов. По скорости это звено было одним из сильнейших в стране. Эти хоккеисты задавали тон в горьковском "Торпедо". Можно сказать, что команда держалась именно на них. Не случайно, когда сборная СССР вылетала за океан на суперсерии, они против канадцев выглядели одними из лучших. То же самое можно сказать и про Крутова, Макарова, Ларионова. Ларионов, конечно, профессор. Мог с 20 — 30 метров выложить шайбу прямо на крюк клюшки. Используя это, Крутов постоянно убегал от соперников. А вот Хельмут Балдерис был индивидуальным игроком. Не только очень скоростным, но и с быстрыми, умелыми руками. Мог мгновенно принять, обработать шайбу и бросить.
— В СССР 90 процентов хоккеистов умели резко менять скорость по ходу матча, — считает Евгений Зимин. — Сейчас можно часто услышать, как тренер кричит игрокам: "Быстрей, быстрей!" А ведь надо быть в первую очередь умнее, а не быстрее. Великий Анатолий Тарасов ругал подопечных, сыгравших быстро, но неумно. Николай Эпштейн тоже, бывало, говаривал: "Что толку? Колбасой по полю носятся". Учил не просто бегать изо всех сил, а с пользой для дела. Быстрота сама по себе ничего не дает. Такого игрока легко прочитать.
ФЕДОРОВ ОБГОНЯЛ В НХЛ ВСЕХ
Вообще игрок собирается из трех важнейших качеств. Хорошей головы, техники, скорости бега и работы рук, то есть владения клюшкой. Наши тренеры на первое место всегда ставили голову. В НХЛ основой считают скольжение. Посмотрите, все, кто улетел за океан и стал там звездой, — Фетисов, Ларионов, Федоров, Самсонов, Могильный, Буре да тот же Ковальчук — катаются технично и быстро. Сергей Федоров выдвигался в матчах "Всех звезд" НХЛ на соревнования по мастерству между сборными двух конференций. И несколько раз выигрывал состязания по скорости. А ведь на "Скиллз компетишн" попасть очень непросто. В лиге сражается почти 700 хоккеистов. Причем Федоров владеет катанием в совершенстве. Спиной вперед двигается так же быстро, как и обычным ходом. Идеально выполняет любые развороты. Бывает, что защитник по прямой скользит нормально, а "улитку" сделать не может.
— Раньше у пацанов ледовой подготовки было больше, - сетует Виктор Зингер. - После тренировки любой мог пойти на каток и вдоволь нагоняться. Теперь у большинства такой возможности нет. Да и отношение другое, не массовое. Многие предпочитают заниматься спортом по Интернету.
— Не надо заставлять детских тренеров работать на победу, - дополняет Евгений Зимин. — Ведь сейчас их категория и зарплата напрямую зависят от места команды в турнирной таблице. Их задача — не первые места на соревнованиях, а закладывание у мальчишек добротной базовой техники. Результаты придут позже, лет в 15. Если не изменить ситуацию сейчас, хорошее катание в России вообще станет редкостью.