Леонид Аркаев: Уродов еще никто не родил!
Наверное, сейчас нет смысла разбираться, кто виноват в трагедии, произошедшей с Машей Засыпкиной. Зная характер главного тренера сборной России по спортивной гимнастике Леонида Аркаева, можно не сомневаться, что он сумеет найти первопричину этого инцидента и сделает все, чтобы подобная беда не повторилась. Тем более что, как не раз говорила ведущий специалист ЦИТО Зоя Сергеевна Миронова, вот уже почти 50 лет спасающая жизни спортсменов, если бы не такие тренеры, как Аркаев, для которого слово медиков всегда является законом, очень многим молодым ребятам врачи так и не смогли бы вернуть здоровье.
-— Я могу всех заверить, что в медицинском отношении мы обеспечены намного лучше всех своих соперников, — говорит Леонид Аркаев. — Во-первых, у нас есть врач мужской сборной, врач женской команды, массажисты — мужской и женский. Постоянно привлекаем специалистов ЦИТО. Чуть что-то не так, сразу отправляю гимнаста к медикам. Может, иногда и следовало бы сказать: потерпи. Но, нет, говорю: давай поезжай в ЦИТО, пусть посмотрит специалист и даст свое заключение.
— А вам не бывает страшно, когда ваши такие хрупкие девочки делают элементы ультра-си?
— Когда они четко выполняют эти упражнения, я горжусь ими и собой. Наверное, я не открою секрета, если скажу, что если подходить к делу профессионально, все, что делают спортсмены, будет абсолютно безопасно. На тренировках у нас есть возможность, отрабатывая элементы, падать в поролоновые ямы, еще мы используем очень мягкие маты. Этот вид спорта кажется сложным только для зрителей.
— Сколько раз приезжаем на "Круглое", не перестаем удивляться тому, какая высокая температура воздуха у вас в залах. Но это же бывает не везде…
— Действительно, не везде. Мы стараемся все время поддерживать такую температуру. Ведь одна из причин травматизма — холодный зал. Мышца охлаждается, а при огромной нагрузке и напряжении она может просто порваться.
— Федерация гимнастики следит за судьбой Елены Мухиной?
— Да, конечно. Я сам часто заезжаю к Лене. Это очень сильный человек, который может вселить энергию в любого. Лично я получаю сильнейший заряд бодрости от общения с ней.
— Скажите, Леонид Яковлевич, это нагрузки виноваты в том, что девочки, занимающиеся гимнастикой, остаются такого невысокого роста?
— Маленький рост зависит от конституции. Вот Хоркина работает больше всех, но все равно высокая, даже по меркам других видов спорта. Это не влияние гимнастики, это отбор. С девочками маленького роста тренерам легче работать, зато высокие гимнастки больше нравятся зрителям и судьям. Вот Милу Ежову не возьмут же играть в баскетбол! Но, в принципе, мы пытаемся что-то делать в этом направлении: при прочих равных условиях в сборную мы возьмем более высокую девочку.
— Вашим подопечным, наверное, приходится часто отказываться от каких-то вкусных блюд. Насколько тяжело гимнасткам поддерживать свой вес в норме?
— В 15-16 лет девочки уже сами следят за весом, они понимают, что лишние граммы не позволят им выполнить упражнение. Но если брать ту же Хоркину, то она очень много ест, просто все сразу сгорает.
— На Олимпиаде в Сиднее румынку Радукан уличили в допинге. Как вы считаете, это случайность или же запрещенными препаратами пользуются многие, просто пока еще никого не ловили за руку?
— Я надеюсь, что употребление допинга для нашего вида спорта — нехарактерное явление. Хотя утверждать на все 100 процентов не берусь и, как и многие специалисты, выступаю, во-первых, за то, чтобы меры по борьбе с допингом были усилены, а во-вторых, призываю всех, в том числе и журналистов, не вешать раньше времени ярлыки.
— Вопрос интимного свойства. Как тренируются девочки в "критические дни"?
— А прокладки на что?
— Нет, речь идет о состоянии их здоровья… Передвигаются ли в таком случае тренировки?
— Нет, ничего мы не передвигаем. Где-то полдня у них бывает такой критический момент, когда болит низ живота, падает давление. И если гимнастка действительно неважно себя чувствует, мы даем ей возможность полежать, отдохнуть.
— А поражения на соревнованиях бывают из-за "критических дней"?
— Нет, не бывают. Потому что на тренировках мы уделяем этому внимание и готовим девочек к разным неожиданностям, которые могут возникнуть во время турнира.
— Гимнастки заканчивают выступления в большом спорте довольно рано — в возрасте 20-23 лет. Куда в основном они потом уходят?
— В основном замуж. Я должен сказать, что еще несколько лет назад в прессе остро поднимался вопрос о том, как влияют на здоровье женщины интенсивные занятия гимнастикой. Насколько опасно для спортсменок, когда они ударяются грудью или животом о маты… Так вот могу всех успокоить, ни одного урода у нас еще не родилось. Почти все бывшие гимнастки сегодня имеют нормальных здоровых детей. Скажем у Оли Мостепановой, которая в 1984 году на турнире "Дружба" выиграла несколько золотых медалей, и вовсе пятеро детей. Показательный пример в этом плане — возвращение в большой спорт после родов Оксаны Чусовитиной, которая только что на чемпионате мира в Генте стала серебряным призером в опорном прыжке.