Кен Астон мог бы стать миллионером

news

26 октября в возрасте 85 лет скончался бывший английский судья Кен Астон, который вошел в историю футбола как изобретатель карточек. Они настолько прочно и органично вошли в обиход, что на первый взгляд кажется странным, как без них обходились раньше и почему они были введены так поздно — лишь в 1970 году. А не приди в голову Астону эта идея, все произошло бы еще позже.

Кен Астон родился 9 января 1915 года в Колчестере. Он 44 года проработал в сфере образования, в том числе 18 лет — школьным учителем. В годы второй мировой войны служил в британской армии и дослужился до звания лейтенанта-полковника. В спорте помимо футбола увлекался крикетом, спринтерским бегом и боксом. Имел опыт и боксерского судейства.

Судить футбол начал в 1936 году. Обслуживал матчи чемпионатов мира, самым сложным из которых был знаменитый поединок Чили — Италия на мундиале 1962 года, который вошел в историю под названием "Битва в Сантьяго". Матч трижды прерывался в связи с потасовками, причем задействованы были даже силы полиции. В ходе одной из драк чилиец Лионель Санчес боксерским ударом разбил нос капитану итальянцев Маскьо. "Я чувствовал себя не футбольным арбитром, а скорее посредником в военных действиях двух армий", — сказал потом Астон.

После окончания в 1963 году судейской карьеры он четыре года — с 1966-го по 1970-й — выполнял функции председателя судейской комиссии ФИФА, проявив себя как чрезвычайно творческий человек. Кроме карточек на его счету еще несколько новаций, которые используются в современном футболе. Это он утвердил нынешний дизайн судейской формы. Это он разработал и впервые ввел на чемпионате мира-70 концепцию четвертого арбитра. Он видоизменил флажок бокового судьи с тем, чтобы тот больше бросался в глаза. Он по случаю того же мундиаля-70 впервые организовал для арбитров, отобранных на него, семинар для стандартизации трактовок правил.

О наиболее ярких моментах своей биографии Астон рассказал в своих воспоминаниях: "Знаете ли вы, что я был, наверное, единственным судьей в мире, которому довелось обслуживать матч со… стальной каской на голове и респиратором на шее? Это было в 1940 году, когда я служил на заводе, производящем бомбардировщики. Я работал в пулеметном цехе. Наш завод подвергался интенсивным атакам гитлеровской авиации. Бомбовой или газовой атаки можно было ожидать в любой момент. Однажды мы рискнули в таких условиях сыграть — команда пулеметного цеха против команды авиамехаников. Играли на поляне, прилегающей к заводу. Мне поручили судить игру. Защитное обмундирование, которое я предусмотрительно напялил на себя, в самом деле пришлось использовать, поскольку в ходе матча мы услышали гул и уже по звуку поняли, что к нам приближается "Юнкерс-88" — легкий фашистский истребитель. Увидели его не сразу — самолет скрывали облака. Я — быстрей застегивать шлем и надевать на нос респираторную маску! Матч, естественно, пришлось прервать".

С экстремальными условиями все понятно. А с чисто спортивной точки зрения Астон самым памятным своим матчем считает последний — финал Кубка Англии 1963 года на "Уэмбли", в котором "Манчестер Юнайтед" победил "Лестер" — 3:1. "И даже не сам матч, — рассказывает он, — а тот незабываемый момент, когда я прошагал знаменитые 39 ступенек вверх до королевской ложи, пожав руку королеве и получив от нее золотую медаль. Это был достойный конец карьеры, не правда ли? Знаете, если предложить любому английскому арбитру на выбор — судить финал чемпионата мира или финал Кубка Англии, он бы непременно выбрал второе. Нужно быть англичанином, чтобы понять, что это такое — Кубок Англии. В августе сотни команд мелких городков и поселков начинают выбивать друг друга по системе плей-офф. В ноябре к ним подключаются профессиональные клубы. Это захватывающее зрелище, когда команда поселка с населением в пять тысяч человек, состоящая из пекарей и мясников, попадает по жребию на "Манчестер Юнайтед" и играет с ним на "Олд Траффорд" в присутствии 45 тысяч болельщиков! Иногда такие матчи приносят сенсационный результат, и тогда карлика, победившего гиганта, начинают называть "giant killer".

Ну, и самое главное: как Астону пришло в голову придумать карточки? "На чемпионате мира 1966 года была очень сложная для судейства игра Англия — Аргентина, — рассказывает он. — Ее обслуживал немец Крайтляйн, который, кроме своего родного языка, ничего больше не понимал, что, естественно, вызвало массу недоразумений. На следующее утро братья Чарльтоны, завтракая в постели, открывают газеты. Озадаченный Джек толкает локтем Бобби: "Здесь пишут, что мне вчера было вынесено предупреждение. А я об этом ничего не знаю…". — "И я тоже", — соглашается тот. Джек читает дальше и еще больше удивляется: "Так ведь и тебя тоже предупредили!" — "Меня? Да никогда!" — взрывается Бобби. Они тотчас набирают номер директора турнира. Директор тоже в недоумении: "Хорошо, сейчас позвоню в ФИФА и попробую все выяснить там". Только в ФИФА смогли наконец разъяснить, что да, оба Чарльтона действительно были предупреждены.

Я работал в судейском комитете и знал об этом случае. В тот день, направляясь на своей машине из офиса домой, я проезжал узкий перекресток. Горел зеленый свет, и я рванул — думал, успею. Нет, к моей досаде, не успел: раньше загорелся желтый. Пришлось мучительно долго ждать, когда появится красный, потом зеленый. Так повторилось второй раз, третий… И тогда-то меня и осенила мысль: стоп, вот же он — способ, который позволит наказывать игроков, исключив при этом все языковые проблемы! Я пропагандировал идею карточек и осуществил ее на следующем мундиале. В считанные недели и месяцы эта практика распространилась по всему свету. А потом вышла и за пределы футбола. Даже полиция стала использовать желтые карточки, предупреждая мелких нарушителей. Если бы я запатентовал свою идею — наверное, стал бы миллионером!"

Новости. Архив