Вере Быстровой города сдавались один за другим

news

Тридцать три года из 44-летнего трудового стажа отдала нашей газете Вера Аркадьевна Быстрова. Кем бы ни работала эта хрупкая на вид, но очень решительная женщина — в производственном отделе или заместителем директора издательства, главной ее целью было расширение географии "Советского спорта" — открытие новых пунктов печати, чтобы газета как можно быстрее приходила к читателю.


ГОСПОЖА МИЛЛИОНЕРША

В 1968 году, когда Вера Быстрова пришла в "Советский спорт", его ежедневный тираж составлял 2 миллиона 200 тысяч экземпляров.

— А когда он достиг своего пика?

— В 1989-1990 годах — 5 миллионов 200 тысяч. Это был период сказочных, фантастических тиражей таких газет, как "Комсомольская правда" (22 миллиона экземпляров, и это достижение вошло в Книгу рекордов Гиннесса), "Труд", "Правда", "Известия" и других. Многие годы эти издания, так же, как и "Советский спорт", приносили огромный доход, хотя читатель платил за свежий номер 2, 3, 5 копеек. Эта дешевизна и информационный бум тех лет и обусловили, на мой взгляд, колоссальные тиражи. К тому же все центральные газеты доставлялись читателям в тот же день, что и в Москве, так как в различных городах страны было тогда открыто много новых пунктов печати.

— А как в этом плане обстояли дела у "Советского спорта"?

— Это было стратегической линией нашего развития. В 1968 году газета печаталась в 22-х пунктах. В 1989-м мы открыли 54-й, во Владивостоке. Как поется в песне, "и на Тихом океане свой закончили поход". Теперь все крупные города страны — на севере и юге, на западе и востоке получали газету в тот же день, что и в столице. С распадом СССР начался, к сожалению, обратный процесс, а сейчас идет процесс реанимации.


РОЗЫСК

— Открыть новый пункт печати — дело непростое, это ведь не палатку открыть…

— Конечно, все учитывалось — экономические, социальные, политические факторы. Были командировки, переговоры в "высоких" кабинетах. Но иногда планы приходилось менять.

— Например?

— Запомнилась история с открытием пункта печати в Минеральных Водах. Решение было принято в принципе, и я вылетела в командировку. 1970 год. Поздняя осень, погода плохая. Летели сутки и приземлились в… Адлере. Связаться с Москвой сразу же не могла. И вылетела дальше — в Минеральные Воды. А в это время в "Комсомольской правде" прошла информация о том, что самолет, летевший на юг, совершил вынужденную посадку прямо на колхозном поле. В редакции почему-то решили, что я как раз и находилась среди пассажиров этого самолета. Начали меня разыскивать по всем каналам. А я объявилась в Минеральных Водах.

Но пункт печати мы тогда не открыли — не рискнули пересылать самолетом матрицы. Вопрос решился только в 1972 году, когда типография в Минводах стала принимать оттиски по фототелеграфу.

Сейчас на вооружении издателей не только фототелеграф, но и Интернет. А до этого, грубо говоря, был пещерный век. Ведь когда-то не было и офсетной печати, а был, как мы его называли, "металл". Набирали текст на машинах, а сейчас — компьютерные и набор, и верстка. Возвращаясь к матрицам, скажу, что отправляли их из Москвы на самолетах и поездах. Было у нас восемь автомашин, и не дай Бог опоздать к рейсу самолета или отправления поезда! График подписания полос в Москве соблюдался строжайшим образом, хотя всякое случалось — и в типографии, и с автомашинами в дороге, особенно в аэропорты Быково и Домодедово. Добавлю, что автоинспекция хорошо знала машины всех издательств для перевозки матриц, в том числе и "Советского спорта", и давала им "зеленую улицу".


НОВОЕ - ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРОМУ

— Вам, Вера Аркадьевна, довелось переводить в 1969 году "Советский спорт" с формата А-3 на большой формат А-2. А теперь газета вновь выходит, как и прежде, форматом А-3.

— Что ж, новое — это часто подзабытое старое. Но если до 1969 года "Советский спорт" печатали на восьми страницах, то теперь — на 16, а "Советский спорт-Футбол" — на 24-х, а сейчас такой же объем будет и у понедельничного номера. Растет и тираж газеты, что особенно приятно, хотя многомиллионных тиражей не будет уже ни у кого — время не то, экономика другая, но стабильность наступает, и это радует.

— И в это-то время вы и собрались на заслуженный отдых.

— Когда дело пошло на лад, то можно и отдохнуть. Но если мой опыт пригодится…

Новости. Архив