Армейский пылесос

news

Возникшую конфликтную ситуацию мы решили проанализировать с разных сторон с помощью отечественных специалистов и наших зарубежных корреспондентов.

РЕШЕНИЕ ЗА СОВЕТОМ ПХЛ

— Ситуация с тремя игроками "Авангарда" — событие, которого следовало ожидать, — считает президент ФХР Александр Стеблин. — В постсоветское время многие почему-то как-то позабыли о существовании воинской обязанности. Я разговаривал с начальником ЦСКА Мамиашвили во вторник, он заверил меня, что получил указание от Генерального штаба навести порядок в армейском спорте. Он справедливо задал вопрос: "Почему солдаты должны играть за частный клуб?" Эта проблема поднималась еще месяц назад, с Мамиашвили мы договорились подписать многосторонний договор, в котором бы участвовали ФХР, Госкомспорт, армейские структуры. Договор регулировал бы взаимоотношения между клубами и армией. Уверяю всех: порочной практики призыва на воинскую службу в армейские и динамовские клубы не будет. Мы в ПХЛ этого не допустим.

— В адрес лиги из "Авангарда" пришел официальный факс с "извещением о грубейшем нарушении Регламента", — констатирует директор ПХЛ Николай Урюпин. — Суть вопроса — перевод Чистова, Свитова и Кольцова в спортроту в Москву и возможность их выступления за ХК ЦСКА. На заседании в среду вместе с президентом ФХР и ПХЛ Александром Стеблиным семь членов cовета — руководители ведущих клубов Сергей Сидоровский ("Динамо"), Борис Майоров ("Спартак"), Анатолий Бардин ("Авангард"), Сергей Катков ("Лада"), Александр Корчагин ("Ак Барс"), Юрий Яковлев ("Локомотив"), Геннадий Величкин ("Металлург" Мг) — должны вынести решение.

— Никак не хочу комментировать этот случай, — категоричен главный тренер ХК ЦСКА Виктор Тихонов. — Ничего подобного ни в моей практике, ни вообще в истории нашего хоккея не было. Я просто не могу дать оценку случившемуся, ибо это прерогатива Министерства обороны. Я — тренер, занимаюсь сейчас своей командой.

— Сразу определимся, о чем, собственно, идет речь? — ставит вопрос ребром главный тренер молодежной сборной России Владимир Плющев. — Внимательно почитайте Конституцию России. Игроки эти — военнообязанные и должны подчиняться закону страны, в которой живут. А уж как их будут использовать в спортроте — вне моей компетенции. Ссылаются на хоккейный регламент. Но, простите, мы в стране живем по Конституции или по хоккейному регламенту? Давайте уважать законы России, чтобы и себя уважать. Мне, конечно, жаль, если талантливые ребята окажутся вне хоккея, но я всю жизнь законам подчинялся.

В СКАНДИНАВИИ СЛУЖАТ ВСЕ

— О том, что произошло с ребятами из "Авангарда", ничего сказать не могу, а вот о том, как решается армейский вопрос в Швейцарии, где я работаю, и в Финляндии, в которой провел шесть лет, скажу, — включается в обсуждение наставник швейцарского "Клотена" Владимир Юрзинов. — В Финляндии игроки служат месяцев одиннадцать. В Швейцарии — недели две-три плюс могут призвать еще через некоторое время в зависимости от различных обстоятельств. А так все в принципе одинаково: игроки прямо из части, из казармы приходят на тренировки или игры, а потом снова поступают в распоряжение военных начальников. Причем выходные они, как правило, проводят дома.

Бывает, хоккеистов не отпускают не только на тренировки, но и на матчи. Но потом ребята все равно возвращаются в команды. В Финляндии, помню, игроки прямо из леса приходили — и на лед. Естественно, на военнослужащих хоккеистов выпадает двойная нагрузка. Из частей они приходят уставшими, многие буквально спят. Понятно, что работать с ними гораздо сложнее. Тренеров просто ставят перед фактом, что тот или иной игрок проходит службу и это надо учитывать при подготовке к матчам.

— В армии Финляндии для спортсменов высокого уровня есть в Лахти спортивное подразделение, — уточняет наш корреспондент в Хельсинки Борис Корсофф. — Там служат, как правило, хоккеисты из близлежащих клубов, в частности, в Лахти долг родине отдали Теему Селянне, Саку Койву. Их отпускают только на матчи и тренировки. При этом контракты игроков в клубах по-прежнему действуют. Хоккеисты-срочники, например из ТПС или "Кярпята", могут служить в обычных частях, расположенных недалеко от Турку и Оулу, где играют эти команды. В Финляндии — всеобщая воинская обязанность (8-11 месяцев), наступающая с 18 лет. Если по каким-то соображениям, например религиозным, игрок отказывается от "автомата", он идет на альтернативную службу в госучреждения. Так сделал, в частности, первый европейский тренер в НХЛ ("Чикаго") Алпо Сухонен.

— В Швеции действует закон о всеобщей воинской обязанности, — рассказывает корреспонденту ИТАР-ТАСС Николаю Вуколову пресс-атташе шведской федерации Андерс Фельтенмарк. — С 18 лет служат около полутора лет все. Однако в последние годы в связи с изменением международного положения потребность в солдатах сократилась. Сейчас число призывников превышает нужды вооруженных сил. Это упрощает решение армейского вопроса. Спортсмены высокого уровня, в том числе хоккеисты, служат в спортротах, что позволяет постоянно заниматься избранным видом и числиться в армии. Армейской команды в Швеции нет. Потому перевести какого-то хоккеиста-срочника из родного клуба в другую команду невозможно.

— После политических изменений в Чехии отношение к спорту и армии стало другим, — констатирует наш корреспондент в Праге Богумил Червенка. — Раньше ежегодно летом хоккеисты-призывники из разных клубов собирались в тренировочном лагере. Армейские команды выступали под названием "Дукла". После 1989 года спортивная система в Чехии развалилась, так как армии стало не хватать финансов для спорта. Самая известная чешская хоккейная команда, 12-кратный чемпион страны "Дукла" (Йиглава) стала в 1999 году гражданским клубом, который поддерживает город. По договору с министерством обороны клуб пока оставил традиционное название "Дукла".

Уже до 1989-го хоккеистам удавалось избегать армии, получив так называемую "синюю книжку" (по цвету документа): удостоверение о том, что молодой человек не способен служить. После 1989-го это стало массовым явлением. В новой системе Чехии царят деньги. Молодежь, попавшую в НХЛ, вообще не призывают в вооруженные силы. Армейские клубы, например ХК "Кромепжиш" из 2-й лиги, имеют только региональное значение. Призыв первоклассных хоккеистов в армейские клубы прекратился и потому, что первоклассных клубов нет. В чешской Экстра-лиге есть игроки, которые в принципе проходят военную службу в своем гражданском клубе, но принципы этой службы держатся в тайне.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ?

— Просто диву даешься, почему до сих пор между ФХР, клубами ПХЛ и НХЛ не создан механизм взаимоотношений, выгодный всем сторонам! — восклицает известный агент Серж Левин. — Несколько дней назад появились интервью по поводу неожиданного "ареста" трех "ястребов". Журналист разговаривал с главным менеджером "Анахайма" Пьером Готье, заместителем генерального менеджера "Тампы" Джеем Фостером и агентом этих трех игроков Джеем Гроссманом. Пьер Готье: "Руководители "Авангарда" думали, что, насильственно удерживая игроков, они добьются успеха. В итоге они потеряли этих хоккеистов. Весь спор идет по поводу денег, то есть оплаты за переход в НХЛ. Слишком уж оригинальная система в российском хоккее. Мне представляется, что все эти маневры незаконны". Еще одна цитата "специалиста" по российскому хоккейному бизнесу: "Нас не интересует, как долго Чистов будет совершенствовать мастерство на стороне. Нам вовсе безразлично, где он будет играть. Я не верю в то, что Стас служит в армии, если не играет за армейскую команду".

Джей Фостер зашел еще дальше: "История со Свитовым похожа на шпионскую новеллу. Правда, ФХР предоставила нам документы, что Свитов призван в армию и обязан отслужить в ней два года, но все это выглядит как-то странно". А вот что говорит Джей Гроссман: "Я полагаю, что так называемая служба в армии моих клиентов несколько придумана. Свитов ни одного дня не служил в армейской роте с того момента, когда в Омске узнали, что он подписал контракт в НХЛ". Официально о подписании Свитовым контракта пресс-служба "Тампы" не сообщала. Игрок тоже промолчал. Между прочим, Гроссман еще агент и Ильи Ковальчука, контракт которого с "Атлантой" был обнародован сразу же после подписания. И еще одно "сенсационное" высказывание Гроссмана: "Не думаю, что кто-либо в НХЛ желает вести переговоры с Анатолием Бардиным. Я также не думаю, что команды НХЛ хотят платить миллионы долларов федерациям европейских стран, если игроки попадают в подобные ситуации". Увы, Гроссман не владеет темой, связанной с компенсациями. Его манера работы построена на переманивании молодых игроков к себе от других агентов НХЛ. Но были ли потом довольны его клиенты? Александр Волчков, Валерий Карпов, Вадим Шарифьянов, Николай Цулыгин вернулись в Россию, Сергей Гончар отказался от работы с этим агентом, как и Сергей Самсонов.

Повлияет ли история с тремя "ястребами" на судьбы других молодых россиян? Будут ли они убегать в Америку от "службы в армии"? Наверное. Если у себя в России они могут попасть в ситуацию, которая случилась с "героями" омского хоккейного детектива, почему это не может коснуться и других клубов?

Новости. Архив