Трио юных омских "Ястребов": Автомат Калашникова или клюшка
В этом году сразу двум омским форвардам, Станиславу Чистову и Александру Свитову, получившим на драфте в первом раунде соответственно 5-й и 3-й номера, пришлось сменить хоккейную форму на брюки и гимнастерку цвета хаки. Из-за конфликта между "Авангардом" и клубами НХЛ "Анахаймом" и "Тампой" молодым игрокам, являющимся военнослужащими, пришлось несколько недель провести в казарме. Не успели хоккеисты приступить к играм в Суперлиге, как над их головами вновь сгустились тучи. На этот раз о своих правах на них заявило Министерство обороны.
В обоих случаях хоккеисты, на мой взгляд, оказались в роли "козлов отпущения". Но разве они виноваты в том, что правовая база наших клубов по отношению к НХЛ до сих пор законодательно не подкреплена? Думается, интересы российских команд должен защищать не министр обороны, а разумный — и прямой! — договор между ФХР и НХЛ. Пока же главными пострадавшими в случившемся инциденте оказались молодые дарования.
— Конфликты "Авангарда" с НХЛ не прошли для ребят даром, — считает главный тренер "Авангарда" Геннадий Цыгуров. — И техническое, и физическое, и особенно психологическое состояние Свитова и Чистова неважное. Видимо, слишком много эмоций выплеснули, когда получали высокие номера на драфте. Мы надеялись, что за время ноябрьского перерыва в чемпионате они смогут восстановить свою былую форму. Увы, теперь может получиться так, что талантливые хоккеисты года на полтора вообще распрощаются с хоккеем. Руководство армейского клуба поступило подло. Выдернуть игроков из команды в середине сезона, да еще перед вылетом на очередной матч в гостях… Любой тренер понимает, какой это удар. Если такая практика войдет у ЦСКА в правило, на местных ДЮСШ можно поставить жирный крест.
СТАНИСЛАВ ЧИСТОВ: ОБОЗВАЛИ ДЕЗЕРТИРОМ
— Еще на юниорском чемпионате мира-2001 в Финляндии я повредил колено, — рассказывает Станислав Чистов. — "Анахайм" был согласен поставить меня на драфт лишь при условии, что курс лечения я пройду в Америке. Аргументировалось это тем, что их специалисты лучше. Они хотели убедиться, что травма будет полностью залечена. После курса физиотерапии я должен был вернуться в Омск, а на будущий год прилететь на просмотр в летний лагерь "Уток". Перед вылетом в Штаты я попросил своего агента сообщить в "Авангард" о моем местонахождении. Был уверен, что все в курсе. В "Анахайме" общался в основном с медиками и тренером по физподготовке. Он показывал мне упражнения для восстановления коленного сустава. На лед не выходил. И никакого контракта не подписывал.
Вдруг через полторы недели раздался звонок из Омска. Руководство клуба разговаривало со мной довольно резко. Меня обозвали дезертиром. Я немедленно вылетел домой. Сделал это абсолютно добровольно, так как не собирался оставаться в Америке. Тем не менее в Омске меня сразу отправили в спортроту. Моя служба продолжалась 11 дней, в течение которых я практически ничего не делал, хотя сапоги носил. Конечно, расстроился, что все так обернулось. Будущее казалось неясным. Было обидно оказаться в такой ситуации, терять форму из-за того, что клубы не договорились между собой. У меня и в мыслях не было кого-то подводить. Потом меня вернули в команду. Приступил к тренировкам. "Утки" со мной больше не связывались. В "Авангарде" этот вопрос тоже не поднимался.
Собирался еще два года выступать за "ястребов". Надо играть. Набирать форму. Но после того, что случилось со мной в Москве, я в полном неведении насчет своего будущего. Мы все ждем 31 октября.
АЛЕКСАНДР СВИТОВ: В ОМСКЕ МЕНЯ СЧИТАЮТ МИЛЛИОНЕРОМ
— Контракт с "Тампой" я подписал 15 августа, — уточняет Александр Свитов. — Американцы прислали мне его по факсу, и я подписал. Договорились, что приеду к ним на сборы. Если попаду в основу, останусь. В противном случае вернусь домой и проведу еще сезон в "Авангарде". Я оказался на распутье. Контракт меня устраивал. Да и попасть в основу "Молнии" было очень престижно. С другой стороны, меня останавливал скандал, случившийся со Станиславом Чистовым. В итоге я так никуда и не полетел. Решил подождать, пока "Тампа" поставит в известность руководство моего родного клуба. Вместо этого за 12 часов до начала чемпионата Суперлиги из-за океана пришел факс, запрещающий мне выступать в России. В результате я тут же оказался в ВДВ. В той самой части, где я уже год "проходил воинскую службу", играя в хоккей за Омск. Жил вместе со всеми в казарме. С парашютом, правда, прыгнуть не довелось. Хотя я бы не удивился, если бы пришлось служить в десанте целый год. Решил не отчаиваться. Бегал, занимался в местном спортзале со штангой. Конечно, за три с половиной недели отлучения ото льда игровую форму здорово снизил. Друзья из команды меня не забывали, навещали несколько раз. Приезжал и Геннадий Федорович Цыгуров. Разговаривали о том, что надо как-то выбираться из этой истории, продолжать играть за "Авангард".
Потом выходил на лед в низшей лиге за фарм-клуб омичей. А после того как "Тампа" разрешила мне выступать в Суперлиге, меня вернули в основу "ястребов". Окончательно я не восстановился. Нужна постоянная игровая практика. С "Авангардом" у меня контракт еще на 4 года. Поэтому я не знаю, когда меня отпустят в НХЛ. Буду играть в хоккей. Наверстывать упущенное.
Психологически чувствую себя опустошенным. Тем более что эта неприятная история коснулась не только меня, но и семьи. Отец переживает. Его обвинили в печати, что он погнался за деньгами, подтолкнул меня к подписанию контракта с НХЛ. Про меня писали, что в городе появился миллионер в военной форме. Хотя никаких денег от "Молнии" я не получал. Даже так называемые подписные выплачиваются только после выхода в основе клуба. Что касается судебного процесса между "Тампой" и "Авангардом", то меня это не волнует. Не я же сужусь.
Сейчас мои родители пережили еще один шок. Как, впрочем, и мы, когда в прошлый четверг в гостиницу "Юность", где "ястребы" готовились к отлету на матч в Хабаровск, нагрянул наряд милиции. В сопровождении пяти стражей порядка меня, Кирилла Кольцова и Стаса доставили в отделение милиции, откуда нас чуть позже забрал майор ВС. Так мы оказались на базе ХК ЦСКА. Нам объяснили, что как рядовые Российской Армии мы переведены для прохождения дальнейшей службы в ЦСКА. Наши паспорта находятся, видимо, у руководства армейцев. Разместили нас в пансионате гражданской авиации, где мы пробудем до решения ПХЛ. После того, что случилось, я готов уже ко всему. Надеюсь, что вне хоккея мы все-таки не останемся. Хотя сейчас у нас нет даже спортивной формы. И мы понятия не имеем, где она и когда вновь ее примерим. Пока отсыпаемся. В свободе мы не ограничены. Посещаем хоккейные матчи. А что еще остается делать?
АНАТОЛИЙ БАРДИН: Я НЕ ВИНЮ РЕБЯТ
— Сейчас у молодых игроков во время выезда за рубеж стала модной тема: "У меня была травма. Я остался полечиться", — говорит президент ХК "Авангард" Анатолий Бардин. — Это все выдумки агентов. Привыкли вершить свои делишки, безнаказанно игнорируя наши контракты с хоккеистами. Ведь мы сначала пытались спокойно переговорить с "Анахаймом". Но они вообще не отвечали на звонки, потом посмеивались. Зато, когда мы собрали документы и обосновали свою правоту, их тон моментально стал цивилизованным. Сейчас у нас есть соглашение, согласно которому Чистов будет играть за "Авангард", одновременно отслужит в армии. Однако в связи с переводом Стаса в Москву все осложнилось. Контракт же "Тампы" со Свитовым не действителен. Между ИИХФ и НХЛ заключен меморандум, пункт 8.8. которого гласит, что клубы заокеанской лиги не имеют права заключать контракты с военнослужащими. В назначенное время состоится суд в штате Флорида, где мы, выступая истцами, потребуем от "Тампы" выплатить неустойку за вынужденное бездействие Свитова.
Я не виню ребят. В их возрасте каждый может наломать дров. Я им все объяснил. Вот уедете за океан. А вдруг не получится? Вернетесь. А ведь по закону вас до 28 лет могут призвать в солдаты. По-моему, они все поняли. Надо спокойно отслужить. Сформироваться. Правда, отслужить спокойно у них явно не получается. Если ЦСКА начнет проводить такую политику, юные дарования начнут убегать за океан еще в допризывном возрасте. Я уважаю наши законы, согласно им любого военнослужащего могут перевести в другую часть. Но ведь эти ребята не просто солдаты, а хоккеисты, и помимо армейских законов они подчиняются и спортивному — Регламенту чемпионата России. А в нем четко сказано, что перейти в другой клуб без нашего согласия они не могут. Эти игроки будут либо выступать в "Авангарде", либо служить в роте. В том, что наши воспитанники окажутся вне хоккея, будет только "заслуга" ЦСКА. Мы не для того воевали с НХЛ. Надеюсь, 31 октября вопрос решится в нашу пользу.