Левицкий и Титов заигрывают с удачей
Сегодня в Амстердаме "Спартак" проведет свой заключительный матч лиги чемпионов с "Фейеноордом". Победитель получит путевку в Кубок УЕФА, впрочем, москвичам для этого хватит и ничьи со счетом 2:2. Вчера романцевская дружина прибыла в Голландию, правда, в ослабленном составе.
БЕСТ - ПРЕДВОДИТЕЛЬ СОННОГО ЦАРСТВА
Осеннее движение "Спартака" напоминает игру в карты на раздевание: с каждым новым коном он все ближе приближается к наготе. В результате в преддверии амстердамской партии тыл красно-белых оказался оголенным дальше некуда: Ананко дисквалифицирован, Чуйссе привыкает к ортопедическим стелькам, Кеб Бай срочно вылетел в Сенегал на похороны дедушки. От основных защитников в строю осталось всего трое: Ковтун, Парфенов и Митрески плюс не проведший ни одной минуты в Лиге чемпионов Куприянов. Все, больше в Голландию, если не считать универсала Мжаванадзе, ни одного представителя обороны не отправилось. Да и в целом в связи с очередными травмами Безродного и Ловчего красно-белые не наскребли даже полной обоймы. Причем средний возраст запасных 18-19 лет, и, кроме белорусской загадки Василюка, обстрелянных бойцов нет.
— Да и из этих семнадцати лишь только пара-тройка — здоровые. Все остальные нуждаются в услугах медицины, — грустно улыбается доктор Юрий Васильков.
— Каково психологическое состояние команды?
— Рабочее, но по персоналиям ничего сказать не могу. Чувствую, что далеко не все ребята осознали, что же они натворили, из какой пропасти выбрались и чемпионами стали.
— То есть спартаковцы не выпали из игрового ритма, не унеслись далеко от действительности?
— Думаю, что нет.
— Как на последних тренировках смотрелись лидеры?
— Да о каких тренировках здесь можно говорить? — вступает в беседу Владимир Бесчастных. — Восстановление, предыгровая разминка, игра. И так по кругу. У нас сейчас нет возможностей что-то отрабатывать, как-то себя показывать. Главная задача — успеть изыскать внутренние резервы для очередного матча.
Одним из критериев функционального и морального состояния футболистов, и спартаковцев в частности, является их поведение во время перелетов. На этот раз красно-белые примерно два часа из трех, что их чартер находился в воздухе, были похожи на сонное царство. Сон — лучший восстановитель. Тот же Бесчастных и вовсе так отдыхал, что вполне бы мог сдать тест на "пожарного".
КОВТУН БОРЕТСЯ С АПАТИЕЙ
А вот Ковтун не спал: то читал "Советский спорт", то просто сидел с меланхоличным видом.
— О чем думаете?
— О семье. Давненько такого не было, чтобы мы провели весь день вместе, как в это воскресенье. Дочка (Лизе 2 года 8 месяцев) вообще от меня ни на шаг не отходила — так соскучилась. Когда началась наша осенняя свистопляска, она никак не могла привыкнуть к тому, что папы не бывает дома. Просыпалась вечером и спрашивала: "Где папа?". — "На работе", — отвечала ей жена. — "Пойдем его смотреть". Лиза шла и включала телевизор. В сентябре-октябре девочка чаще видела меня на голубом экране, нежели в реальности. Да и супруга уже терпит из последних сил — успокаивает себя тем, что скоро сезон закончится и мы побудем вместе.
— Интересно. Последние два месяца какие мысли вас чаще всего посещали?
— Да никакие. Пребывал и пребываю в состоянии апатии — не к футболу, а к повседневной жизни. База, перелеты, переезды, гостиницы — все происходит автоматически, словно находишься в прострации. Раньше я просыпался в день матча и сразу же осознавал: сегодня игра, начинал настраиваться. В октябре с каждой последующей встречей ощущение приближающегося события отодвигалось еще дальше. Я вообще старался как можно больше отключаться от футбола — иначе не удавалось бы накапливать эмоции.
— Сейчас вам, судя по всему, уже не до Кубка УЕФА?
— С "Фейеноордом" мы будем играть на победу. А если победим, то попадем в УЕФА (кстати, я уже и забыл о его существовании). Не будем же мы потом делать эдакий ход конем и отказываться от участия в турнире. В общем, я не тороплю события и воспринимаю жизнь такой, какая она есть. По крайней мере, всегда смогу взять себя в ежовые рукавицы. Помимо всего прочего в Голландию прилетела моя жена. Не могу же я омрачить ее поездку своей плохой игрой.
Людмила уже звонила мне из Амстердама, сказала, что Страна тюльпанов встретит нас хорошей погодой. И вообще, оказывается там интересно.
— Вы разве не были в Голландии?
— Был или не был?! — почти как по Шекспиру. Не помню. Все смешалось.
— А как же "Виллем"?
— Это не в счет. Тогда мы останавливались в какой-то деревне и ничего кроме полей не видели.
Впрочем, и на этот раз Юрию было не суждено познать классическую Голландию. "Спартак" поселился на окраине Гааги в парковой зоне. Вокруг одни деревья и озера. Максим Левицкий, увидев это райское местечко, радостно воскликнул: "Никакой суеты! Можно к озерам сходить, погулять!"
Обрадовались и ветераны команды.
— Дело в том, что в этом отеле мы останавливались перед матчами с "Фейеноордом" в сезоне-1993/94 и перед исторической победой над "Аяксом" в 1998 г. Не хотелось нарушать приятную традицию, — внес разъяснение генеральный менеджер "Спартака" Александр Хаджи.
У ПАРФЕНОВА НЕТ ВРЕМЕНИ ПОБРИТЬСЯ
— Приятное, очень теплое воспоминание, — рассуждает Дмитрий Парфенов, — здорово, что наше руководство решило остановиться здесь: мы, очевидцы амстердамского успеха, получим небольшую подзарядку положительной энергии.
— Что, все эмоции остались на поле "Лужников"?
— И не только. За эти дни у меня телефон прирос к уху. Звонило с поздравлениями такое море народа, что я даже и перечислить всех не смогу. Так что завода немного не хватает. Зато я ощущаю легкость на душе — тот тяжелый груз результата больше не давит. Можно сосредоточиться на футболе как на искусстве. Благо голландцы ничего не будут иметь против, с ними интересно встречаться — они не мешают играть.
— Признайтесь, в душе у вас не идет внутренняя борьба между попаданием в Кубок УЕФА и отпуском?
— Нет. Я бы с удовольствием поучаствовал в Кубке. А отпуск никуда не денется, мы ко всему привычные.
— Вы почему небриты, боитесь спугнуть удачу?
— Не поверите, элементарно не нашел времени, каждый шаг расписан по минутам. Осень.
СПАРТАКОВСКИЕ ПРИМЕТЫ
Друг и сосед Парфенова по номеру Титов несколько дней не видел бритвенный станок по иным причинам — заигрывал с фортуной.
— Пока буду отращивать щетину, — развел руками Егор.
Попытался приворожить удачу и Левицкий, оставивший свой шикарный кремовый костюм, в котором он ездил на предыдущие матчи Лиги чемпионов, дома и неожиданно для международного вояжа облачившийся в спортивную робу. Первым этот факт подметил балагур Баранов.
— Ну теперь держитесь, голландцы! — шутя воскликнул Василий.
А вот стоит ли амстердамцам всерьез опасаться москвичей, никто точно знать не мог. По крайней мере, лично я не заметил какого-то феноменального настроя. После Лиги чемпионов выступать в Кубке УЕФА не очень-то интересно (один из спартаковцев даже сравнил свое отношение к этому турниру с отношением к Кубку Содружества). Да и после победы в первенстве очень тяжело быть предельно отмобилизованными. Главный же сдерживающий фактор — усталость. Выигрыш над "Фейеноордом" будет означать продолжение сезона до декабря. Игроки же уже сейчас с трудом передвигают ноги и хотят в отпуск. Конечно, красно-белые в день игры обо всех вышеперечисленных аспектах думать не будут — но те напомнят о себе на подсознательном уровне. По всей вероятности, судьба подопечных Романцева решится в борьбе их подсознания с характером. Уступать-то ох как не хочется.
ТИТОВ МЕЧТАЕТ О ДОМИКЕ В ДЕРЕВНЕ
Обычно футболисты, которые летят на матч, тем более в Европу, серьезны и сосредоточенны. Суровые, напряженные, неприступные лица. Все мысли об игре. Поездка в Роттердам ничем не отличалась от многих других. Но… И этих "но" было два. Первое: спартаковцы стали чемпионами России и весь эмоциональный и нервный запас выплеснули после матча с "Зенитом". Второе: матч с "Фейеноордом" давал ответ на вопрос: пробьются ли москвичи в Кубок УЕФА? Заметьте, в Кубок УЕФА, а отнюдь не во второй групповой этап Лиги чемпионов. Чувствуете разницу в мотивации? К тому же в подсознании у каждого, начиная от главного тренера и кончая сапожником, сидела мысль: хватит, надо отдохнуть, иначе не останется сил на следующий год, который обещает быть не менее напряженным.
— Спортивной злости и на матч с голландцами хватит? — задаем мы вопрос никогда не унывающему лидеру "Спартака" Егору Титову.
— Я, наверное, впервые на гостевую игру еду с удовольствием. Меня ничто не гнетет, ничто не давит. Хочется улыбаться, шутить, общаться.
— Другие игроки не так активны, как вы. (Разговор проходил в начале полета.)
— Это они еще не проснулись. Да и празднование золотых медалей оставило свой отпечаток.
— Не просохли?
— (Смеется.) Наверное, можно и так сказать. Не знаю, кто как проводил эти дни после победы. Но, чувствую, всем тяжело дались эти медали. В прямом и переносном смысле.
— Вас не расслабили слова главного тренера о том, что он не станет делать трагедию, если матч с "Фейеноордом" сложится неудачно?
— Нет-нет. Наоборот, мы перестанем быть заложниками результата, а будем играть в удовольствие.
— Главное, чтобы все это не переросло в безразличие.
— Не беспокойтесь. У нас это не последний матч сезона. Боевой тонус снижать нельзя. Пободаемся. Мы же не на экскурсию приехали.
— А посмотреть голландские красоты разве не хочется?
— Раньше любил по улицам походить, по магазинам прошвырнуться. Надоело. Сейчас все больше в номере сижу.
— А отдыхать когда?
— Отдохнем. Найдем время. Сейчас же надо побеждать.
— …И зарабатывать деньги.
— Тоже не самый последний стимул.
— Уже решили, как потратите премиальные за золотые медали?
— Есть у меня мечта обзавестись собственным домом в пригороде Москвы.
— Домик в деревне?
— Вот-вот. Надо будет подобрать участок и строиться.
— Почему не купить готовый дом?
— Хочется, чтобы по собственному проекту был сделан. Роднее как-то, домашнее.
— И с болельщиками вы себя ведете по-домашнему. Вот недавно во время матча с "Зенитом", забив гол, задрали футболку, а под ней на майке надпись: "Кто мы? Мясо".
— (Улыбается.) Я эту майку с Димой Парфеновым давно заготовил. Одевал ее еще на матч с ЦСКА. Не пригодилась. Суть в том, что наши болельщики с недавних пор стали кричать: "Кто мы, кто мы, кто мы?.. Мясо, мясо, мясо". И все к этому привыкли. Никто не обижается. Вот я и решил им потрафить. Взял майку и маркером написал слова. По-моему, эффектно получилось.
— Откуда такая любовь к эффектным жестам?
— Если пока играть не можем, как на Западе, то, по крайней мере, шоу устраиваем не хуже, чем они. Ведь футбол — это не только спорт, но и театрализованное представление для болельщиков.
— Если честно, от вас в этом году болельщики ожидали большего.
— Я и сам переживаю. Если бы у нас чемпионат был как в Италии, мы бы после каждого матча росли. Главное сейчас — не деградировать.
— Поэтому за границу уедете?
— По окончании сезона поговорю с Олегом Ивановичем.