Дейвидас Шемберас брал автографы у партнеров по команде
Литовский легионер динамовцев Дейвидас Шемберас известен своей любовью к желтым карточкам. Вот и в последнем матче тура с ЦСКА он хлопнул дверью в чемпионате, заработав второе удаление в сезоне. Как оказалось, это только цветочки в жизни Дейвидаса. Однажды со своим партнером по команде он угодил за решетку одного из отделений милиции.
БЕЗ ЖЕЛТЫХ КАРТОЧЕК ПОКА НЕ МОГУ
Для любимца динамовских болельщиков российский сезон уже завершен — красная карточка в последней встрече с армейцами лишила возможности Шембераса провести игру с "Факелом". Полагаю, футбольная общественность, наблюдавшая за очередным московским дерби, долго еще будет вспоминать эпизод, когда Дейвидас выхватил из рук судьи желтую карточку и долго ему не отдавал, спрятав ее за спиной. Такое, согласитесь, редко можно увидеть в футболе. С обсуждения этого эпизода мы и решили начать наш разговор.
— Я даже и не думал отнимать у арбитра желтую карточку, — признается Шемберас. — Но моя рука сама сделала движение и выхватила ее у Колобаева. Это вызвало у меня, наверное, не меньше удивления, чем у остальных. Потом я начал думать, что мне с ней делать: "Отдать обратно или засунуть куда-нибудь, чтобы он ее не нашел и не показал мне, ведь она была уже второй".
— Что заставило вас вернуть атрибут судье?
— У меня суета какая-то была, но в итоге решил, что так будет лучше. Вообще, судейство в этой встрече, впрочем, как и во многих других, было ужасным. Мы старались не обращать на этот факт внимания, но подсознательно приходилось тяжело. Как скрыть свои эмоции, когда тебя "душат" в открытую?! Судья был двенадцатым игроком ЦСКА. Ребята молодцы, выстояли и удержали победу.
— Кстати, согласно регламенту, удаленный футболист должен уйти в раздевалку, вы же досмотрели матч до конца.
— Я сначала сел возле перехода, ведущего в раздевалки, но резервный арбитр подошел и попросил уйти. Я спустился на несколько ступенек вниз и досматривал практически из-под земли. Да и как можно было бросить команду в такой ситуации? Лишний раз убедился, как тяжело наблюдать за игрой, не имея возможности чем-то помочь партнерам. Да еще этот судья…
— О ваших взаимоотношениях с арбитрами уже, должно быть, ходят легенды, ведь практически всегда у вас есть претензии к людям в черном.
— Я эмоциональный человек и не люблю сдерживать в себе что-то отрицательное. Поэтому действительно частенько апеллирую к судьям. Но поверьте, без повода я делать подобное не стану. Считаю, со временем это состояние пройдет, но пока тяжело перестроиться. Вот взять, к примеру, матч с ЦСКА. Во втором тайме я уже чувствовал: до конца доиграть не дадут — судья так и ждал малейшего повода. И когда после единоборства со мной Яновский артистично упал, Колобаев, наверное, уже заранее держал руку в кармашке.
— В "Динамо" вы лидер по числу желтых карточек. Тренеры обращали на это внимание?
— А по-другому я не умею (смеется). Если серьезно, я понимаю, что уж слишком часто передо мной зажигается желтый цвет. Надеялся уже в этом году резко сократить число карточек и даже в середине сезона в течение пяти матчей уходил чистым, но затем опять все началось снова. "Горчичники" пошли один за другим.
СПОР НЕЗАБИВАЮЩИХ
— Несмотря на любовь к карточкам, после первого круга вы получили приз зрительских симпатий. Как сами считаете, заслуженно?
— Мне не хотелось бы оценивать себя. Зрителя невозможно обмануть — он все видит и чувствует не хуже любого игрока или тренера. Футболисты находятся на поле, а оттуда все смотрится немного по-другому. Но если дали приз, значит, что-то хорошее сделал (улыбается). Спасибо им большое, тот кубок я поставил на самом видном месте в квартире.
— Могу раскрыть небольшой секрет: всем нравится ваша техника, а порой и нестандартные решения.
— Знаете, раньше я не выделялся какой-то особенной техникой. Только путем тренировок действительно удалось прибавить в этом компоненте. Очень помогает, когда необходимо быстро принимать решения. Если обрабатывать мяч тремя касаниями, то соперник тут же накроет. Если же все делать быстрее, то можно найти наилучшее продолжение атаки.
— Ваша точка зрения совпадает с требованиями тренера?
— Всегда. Даже если у меня свой взгляд на некоторое вещи, все равно сделаю так, как хочет тренер. Хотя мысли, что надо бы поступить по-другому, бывают. Но спорить с наставником не в компетенции даже самого именитого игрока.
— Вы не так часто используете свой фирменный дальний удар. Почему?
— Не так просто подключиться из глубины поля и выйти на ударную позицию. Если есть возможность, как, например, в матче с "Зенитом", — бью. Но чаще стараюсь вывести на более удобную позицию партнера, благо у нас есть кому забивать. Вот Точилин какой красивый гол ЦСКА забил! У меня ведь спор с ним идет. Кто больше из нас двоих, незабивающих, наколотит мячей. Пока Сашка лидирует 3:2, но я надеюсь в следующем сезоне отыграться. Хотя из обороны сделать это сложнее.
С ПРИХОДОМ ЯРЦЕВА ХОТЕЛ ВСЕ БРОСИТЬ
— Насколько мне известно, в "Жальгирис" вы попали совсем в юном возрасте — в шестнадцать лет.
— Да, я в семь лет пошел в вильнюсскую футбольную школу. Постепенно рос вместе с командой и в итоге дошел до мастеров. Своим учителем считаю Винцаса Капейву, который буквально стал для меня вторым отцом. Он дал мне практически все.
— В детстве сами ходили на футбол?
— Да, я прекрасно помню, как еще мальчишкой не пропускал ни одной домашней встречи "Жальгириса". Стадион был всегда заполнен до отказа, билетов не достать. А мы с отцом заранее приобретали годовой абонемент. У любого литовского парнишки, занимающегося футболом, одна мечта — попасть в "Жальгирис". Но поиграл я там недолго. Сначала полгода провел во второй команде, затем Зелькявичюс пригласил уже в основную. Мне тогда действительно было шестнадцать лет, а в восемнадцать я попал в "Динамо".
— В столичный клуб вы приехали будучи игроком национальной сборной.
— Да, в семнадцать лет тот же Зелькявичюс пригласил меня в сборную Литвы. Я прекрасно помню свой дебют в товарищеском матче с Индонезией, когда я заменил Мацулявичюса и мы победили — 4:0. Очень помогло закрепиться в команде хорошее отношение партнеров. И в "Жальгирисе", и в сборной не было никакой дедовщины, как говорят в России. Старшие товарищи всегда поддерживали молодых. Нарбековас, Иванаускас были известны не только в Литве, но и в Европе. Оказавшись вместе с ними в сборной, я сначала не мог в это поверить. Мне было безумно приятно находиться рядом с ними на поле. Я у них даже автографы брал, когда еще был болельщиком.
— Зато сейчас в "Динамо" вас можно назвать ветераном, как-никак провели четыре сезона.
— И это в 23 года?! Считаю, у футболиста в этом возрасте все только начинается. Мне хочется большего. Хотя был один момент, когда хотелось все бросить. Такие мысли возникли с приходом в "Динамо" на пост главного тренера Ярцева. Он сразу дал понять, что на меня не рассчитывает. Меня, тогда еще молодого, это сильно задело. Но переборол себя, и сейчас все нормально. Хотя считаю, что и у этого тренера я немало для себя почерпнул.
ОДНАЖДЫ С ЖУТАУТАСОМ УГОДИЛИ ЗА РЕШЕТКУ
— Как вам удавалось в Литве совмещать футбол и учебу в школе?
— Мне оставалось учиться два года в школе (в Литве заканчивают 12 классов), когда я попал в основную команду "Жальгириса". Естественно, учителя знали, чем я занимаюсь, и всячески мне помогали. В итоге я справился и получил образование.
— Много друзей осталось на родине?
— Да, очень. Конечно, всех близкими считать нельзя, но все же. Частенько моя девушка Агня, которая живет в Вильнюсе, присылает мне на телефон приветы от разных людей. Иногда полдня хожу и вспоминаю, где же я с ним виделся. Приятно.
— Кто более популярен: вы в Москве или Агня в Литве?
— Я могу вспомнить только два случая, когда меня узнали вне стадиона в Москве. В Литве чуть чаще, но все равно не так, как баскетболистов. Там по этому виду спорта с ума сходят. А Сабонис вообще кумир у всех. Даже ходит поговорка, мол, Сабониса знают лучше, чем президента. Вообще Агня более известна. Она считается мини-звездочкой в стране. 1 декабря планируется выход ее нового сольного альбома. Я послушал три песни, и мне понравилось. По меркам литовской поп-музыки очень даже ничего. А если оценивать по мировым, то надо еще поработать (смеется).
— Можете дать какой-нибудь совет в плане музыки?
— Ну если только меня самого об этом попросят. Сам же я не вмешиваюсь в ее работу, потому что это личное дело человека. Вместе с тем мне всегда бывает интересно то, чем Агня занимается, и я радуюсь вместе с ней ее успехам, равно как и она моим.
— Помню, ей удалось побывать на матче с "Зенитом", когда вы забили гол, что случается крайне редко…
— И надо же такому случиться, Агня в этот момент была в баре динамовского стадиона. Я так старался для нее, все-таки первый мяч в Москве забил за "Динамо". Да и она потом огорчилась, когда увидела мою фамилию на табло. Огорчилась, что пропустила этот эпизод, а не тому, что я забил (улыбается).
— К Москве успели привыкнуть?
— За четыре-то года? Конечно, но только сердце мое все равно в Вильнюсе. Там моя девушка, родители, дом. Раз в месяц обязательно стараюсь выбраться туда. День или полтора пролетают как один час. Пока всех объедешь, со всеми пообщаешься, уже пора возвращаться в Москву, город, который выкидывает непредсказуемые вещи.
— Например?
— Однажды я и Дарюс Жутаутас угодили за решетку.
— ???
— На своей машине с литовскими номерами мы подъехали к бассейну "Чайка". Вдруг к нам подъезжают дежурившие милиционеры. Попросили у нас документы. Как на зло, на тот момент клуб переоформлял гражданство, поэтому мы ничего не могли им предложить. Никакие доводы, что мы футболисты "Динамо", на них не подействовали. И тут один из них заявляет: "Меня мало интересует, кто вы. Вы без гражданства, поэтому давайте деньги". Я воспротивился и отказался просто так платить. Пришлось проехать с ними в отделение милиции. Тут начались дела похлеще. Открыли нам решетку и говорят: "Посидите здесь, нам так спокойнее будет". Мы с Жутой говорим: "Да никуда мы не убежим". В итоге пришлось сесть, слава богу, больше там никого не было. Было жутко неприятно, пожалел сразу, что не дал денег. Лучше бы откупились и сразу дальше поехали. Потом мы позвонили прямо из камеры начальнику команды, тот связался с нужными людьми, и вскоре нас отпустили, извинившись за причиненные неудобства.
— Можно себе такое представить в Литве?
— Там не подходят и не проверяют документы на ровном месте. Даже дорожных полицейских в кустах с датчиком измерения скорости нет. Более того, там никто не нарушает правил, а на дорогах полнейший порядок. Просто ввели огромные штрафы и все… Раньше, когда только отсоединились от Союза, был беспредел: ездили на красный свет, пешеходов не замечали, могли раздавить запросто. Сейчас же, если пешеход только наступил на "зебру", все машины тут же останавливаются, с какой бы скоростью ни ехали, и ты идешь, как король. Средняя зарплата в стране не очень большая, а штрафы достигают пятидесяти долларов, что и для Москвы недешево.
НАША СПРАВКА
Дейвидас Шемберас родился 02.08.78 в Вильнюсе (Литва).
В "Динамо" с 1998 года. В чемпионатах России провел 88 матчей, забил 2 гола. Заработал 31 предупреждение и 3 удаления.