Команда принципа
...На базе красно-белых в Тарасовке в начале года старенькую таблицу, в которой Вячеслав Грозный из года в год записывал результаты игр первенства, сменила новая — более солидная. Накануне февральского матча с "Баварией" на вопрос: "Почему именно в такой последовательности в ней расположены команды?" Олег Романцев заметил: "Вы обратили внимание: "Спартак" на верхней строчке намертво прибит гвоздями. Остальные дощечки вынимаются, но меня ни капли не волнует, в каком порядке они там вставлены". И еще Олег Иванович как-то уж больно безапелляционно, но в то же время с такой фантастической твердостью добавил, что искать гвоздодер в ближайшие годы, в 2001-м уж точно, ему не придется. В "Спартаке", как ни в одном другом российском клубе, культивируется идея больших побед, и это, безусловно, приносит свои плоды. Вот уже в девятый раз за десять лет.
Чемпионство чемпионству рознь. "Спартак" достигал высот и за счет класса, и за счет подбора исполнителей, и за счет куража. Но, пожалуй, никогда прежде он так не вытягивал золото на жилах.
На этот раз все было как всегда, да не совсем. Сезон по традиции взял старт с дня рождения Олега Романцева. Празднования вообще-то никакого не было, просто 4 января клуб отправился на сборы в до боли знакомый Израиль. Кстати, тот полет командир чартера посвятил главному тренеру и пожелал ему очередного чемпионства. Олег Иванович и сам загадал такое же желание четырьмя днями ранее под бой новогодних курантов. Он — человек, не признающий понятия "второй" — не мог его не загадать. Главное отличие спартаковцев от конкурентов — не просто сумасшедшее желание быть первыми, но и уверенность в том, что никакими другими они быть не могут.
В стане красно-белых весь год было плохое настроение: команда, потеряв свою игру и необходимые эмоции, стала заложницей провального выступления во втором групповом этапе Лиги чемпионов-2000/01. На протяжении всего сезона красно-белых сопровождал нездоровый ажиотаж, их критиковали, забрызгивали слухами. В общем, как уверяют лидеры чемпионской дружины, такого сложного года у них в карьере прежде не бывало. Но, по словам Титова и Ко, сложность достижения поставленной цели вовсе не порождала сомнений в благоприятном конечном итоге, даже когда Филимонов трижды доставал мяч из ворот в Раменском.
А ведь тогда многие поторопились поставить на фаворитах первенства крест, обрушив на них шквал критики. И просчитались.
Сила "Спартака", прежде всего, в его врагах. Те и не понимают, что своим злопыхательством, своей ненавистью по отношению к красно-белым они только раззадоривают подопечных Романцева. А поскольку в "Спартаке" подобраны слишком самолюбивые люди, то для них сохранение чемпионства превращается в дело принципа. Не случайно ведь после матча с "Зенитом" Владимир Бесчастных подметил: "Мы просто не имели морального права позволить скептикам танцевать на наших костях. Пускай теперь говорят, что хотят. Мы в очередной раз всем все доказали".
И все же по ходу сезона казалось, что хваленый спартаковский дух порядком подрастерян — уж больно мало осталось в команде людей, пропитанных им с головы до пят. Новобранцам и бесчисленным легионерам клубные традиции, которые нужно не просто унаследовать, а завоевать заново, до одного места. Может быть, так оно и было на первых порах, но "варка" в тарасовском котле, постоянное подчинение себя результату и общекомандным интересам (в противном случае человек в "Спартаке" не задерживался) привело к тому, что должный моральный уровень был восстановлен.
Игра классическая, правда, так и не вернулась. В значительной доле матчей красно-белые мучились на поле, и их золото-2001 безусловно можно назвать золотом характера, обильно политым потом и кровью.
В нынешнем году "Спартак" установил антирекорд по количеству побед с крупным счетом — их почти не было. Обычно очки, особенно в ключевых встречах, вырывались на жилах. Умение максимально собраться в нужный момент — один из весомых козырей красно-белых.
Когда Тихонов и Бушманов перешли в "Крылья Советов", один их новоиспеченный одноклубник заметил: "В этом чемпионате самарцы дважды проиграют "Спартаку". Опытный человек мотивировал это тем, что матчи между ними автоматически стали принципиальными, а в таких случаях чемпион действует с максимальным настроем и всегда хотя бы на чуть-чуть оказывается сильнее соперника. Об этом "чуть-чуть" вспомнилось в Москве, когда после удара Титова мяч на считанные сантиметры пересек линию ворот Лавренцова.
Очень много на протяжении всего первенства говорилось о том, что в "Спартаке" собраны посредственности (по одаренности и самобытности нынешнее поколение действительно уступает цымбаларьевскому) и обвиняли красно-белых в большой зависимости от состояния их капитана. Когда Егор был не в порядке, "Спартак" пребывал в жутком состоянии. В этом и впрямь есть доля истины, но не стоит забывать, что на всяком этапе на лидирующие позиции незаметно выдвигался кто-то иной и приносил команде результат. Не случайно ведь, что у "Спартака" забивали мячи аж 14 человек. Примечательно, как вовремя проявили себя самые критикуемые игроки. Робсон ожил во втором круге, и с тех пор подопечные Романцева не проиграли ни одного матча. Баранов на финише в трех наиважнейших встречах подряд забивал победные голы. Не зря феноменальный стратег терпел и, безусловно отдавая себе отчет в недостатках данных исполнителей, продолжал ставить их в состав. И это при том, что он находился в постоянном поиске. Терял тех, на кого надеялся (Цихмейструка, Ловчева, Калиниченко, Безродного, Левицкого), расставался с теми, в кого уже не верил (Маркао, Ирисметовым, Ширко, Писаревым, Филимоновым и всевозможными там Грановскими). Но он всегда знал, на кого он может положиться. И костяк команды, хоть и разочаровал на каком-то этапе, укрепившись Бесчастных, своего наставника не подвел.
Любопытно, что из чартера, который 4 января отправился в Израиль (40 человек), в протокол "золотого" матча с "Зенитом" попали лишь девять. Остальные потерялись в пути.
Не исключено, что в предстоящее межсезонье значительная часть и из этой компании покинет команду (предложений, несмотря на крах в Лиге чемпионов, хватает). И тогда в день 48-летия Романцева на сборы полетит уже совсем другая команда, но задачи у нее будут прежние — остаться наверху.