"Спартак" в действии. Европейское качество
Это был самый важный матч чемпионата России; до его начала оставалось всего полчаса, а я еще не определился, где же мне смотреть футбол. Приятно, конечно, смотреть важные футбольные матчи со знаменитостями, с ними к тому же можно всегда о чем-то поговорить, если игра вдруг станет скучной. Но в субботу все знаменитости были заняты… Мой сосед ушел на концерт, поэтому я должен был, покорившись своей горькой участи, смотреть матч любимого питерского "Зенита" в одиночку.
Уважаемые болельщики! Если вы когда-нибудь окажетесь в подобной ситуации, не отчаивайтесь! В Москве у вас в таком случае всегда есть выход — вы можете сходить посмотреть матч… в магазин бытовой техники! Я там бывал и могу вас заверить: люди там добрые, телевизоры качественные!
…В магазине царила обычная для этих мест скука. Продавец Сергей в отделе телевизоров нервно поглядывал на часы и о чем-то шептался с менеджером Ромой, а другой продавец Дима разговаривал вдали от них с покупателем, но время от времени посматривал в их сторону. Нетрудно было догадаться, что все продавцы ждали начала футбольного матча!
Я подошел к директору магазина (его зовут Алексей Николаевич), показал ему удостоверение и объяснил, что хотелось бы посмотреть на каком-нибудь из их современных телевизоров футбол. Алексей Николаевич радостно улыбнулся, сверкнул своими тремя подбородками и сказал, что телевизоры у них — просто экстра-класс! Я клятвенно обещал упомянуть об этом в своем материале, и Алексей Николаевич просиял. Он распорядился переключить программы лучших телевизоров на футбол!
Атмосфера в магазине сразу изменилась. Я давно заметил: в рабочем коллективе людей всегда должно объединять что-то большее, чем работа, и, может, даже большее, чем любовь или дружба. Их должны объединять совместные страсти! И именно это и произошло в телеотделе.
Сергей подошел ко мне и почему-то заговорщицким шепотом сказал:
— Спасибо… а то бы футбол вообще не посмотрели… а надо ведь! Самый важный матч! Золотой!
Пока футболисты трясли ногами перед выходом на поле, Сергей вкратце обрисовал мне ситуацию. Алексей Николаевич в повседневной жизни не такой уж добрый, каким мне показался. Несколько месяцев назад он отдал распоряжение не включать программы с футболом, потому что если идет матч, то никто не работает — все смотрят футбол.
— Ух ты! — вдруг воскликнул продавец, а за ним ухнули и несколько человек в зале. Александр Спивак четко прорезал по левому флангу, пас в центр штрафной Аршавину, и "Зенит" повел — 1:0. На второй минуте!
Я в глубине души ликовал, но не показывал своих эмоций, потому что понял: в магазине все болеют за москвичей. Сергей, например, скорчил кисло-презрительную мину и начал истерический монолог по поводу 20-летнего Андрея Аршавина:
— Ну, куда ты побежал… ну, чего ты там… может, еще трусы снимешь… ну… вот и езжай в свой Ленинград…
Сергей взял какую-то большую рацию и сказал по ней: "Лех, слышь… вторая минута… ага… 1:0, проигрываем… вон он там стриптиз изображает, да-да… не придешь?"
Потом Сергей тяжело вздохнул и философски заметил:
— Леху из стиральных машин на второй этаж не отпускают…
Мы стояли с Сергеем около самого большого телевизора, и весь отдел по продаже телевизоров потихоньку подошел к нам. Началось бурное обсуждение матча. Подкравшийся незаметно продавец Денис, самый юный в отделе, широко улыбнулся и всех рассудил:
— А мне все равно! Главное, чтоб футбол был красивый! Для меня это превыше всех результатов!
Даже работница Лена присоединилась к мужской компании, но она лишь авторитетно молчала…
…Тем временем в забытом работниками отделе покупатели почувствовали себя совсем одинокими и ничего не смыслящими в телевизорах. Я почувствовал свою вину за то, что произошло, и, решив заменить на некоторое время продавцов, пошел консультировать покупателей.
Лидия Михайловна покупала себе большой телевизор в зал, так как старый, советский, ей надоел, а "Спартак" в это время как-то чересчур спокойно перехватил инициативу…
— А что, он хороший? — мудро спросила меня Лидия Михайловна.
— Хороший… европейское качество…
— А куда его нельзя ставить?
— Около окна не надо, — вспоминая, что мне говорили, когда я сам покупал телик, рассуждал я, — чтоб лучи не попадали…
— А если попадут, то что? — настойчиво спрашивала Лидия Михайловна.
— Облучение будет, — просто ответил я.
— Вот-вот-вот… правильно! — сказала Лидия Михайловна и отошла смотреть другие марки. Я же в одиночестве вдруг точно осознал, что зреет гол, "Спартак" играл спокойно, а "Зенит" зажимался…
Лена и Дмитрий искали себе скромный телевизор на кухню и никак не могли понять, почему на каждом экране свой цветовой оттенок. Лена говорила:
— Дим, взгляни… вот шорты тут синие, тут какие-то зеленоватые, а тут вообще фиолетовые…
Дима угрюмо уставился в маленький телевизор и пробубнил:
— Блин, опять не забили… уроды. Бери синие…
— Какие синие? — обезумевшая Лена, видимо, не понимала, что муж увлечен футболом. Я подошел к Лене и объяснил ей, как мог, этот парадокс:
— У телевизоров разная цветотехническая и функциональная гамма…
— А-а-а… Я так и думала… И что посоветуете?
Но тут случилось невероятное. Бесчастных дал отличный пас Титову, и тот быстро, по-европейски воткнул мяч питерцам. Муж Дима подскочил к маленькому телику, где шорты были фиолетовыми, и воскликнул:
— Бери фиолетовые!
В другом конце зала раздался радостный гул. Продавцы стали хлопать друг друга по спинам и что-то приговаривать… Прошло еще несколько минут, и главный фанат среди них, Сергей, подпрыгнул от радости. Я повернулся в сторону пятнадцати телевизоров и увидел ликующего Баранова, а потом повтор его коварного удара в нижний угол.
Я, слегка огорченный, подошел к Сергею и только тут заметил, что у него на спине (на нем была белая рубашка) выступили капельки пота. Переволновался продавец, сразу видно. Но сейчас он уже во всю ширь улыбался и даже позволил себе некоторую философию…
— Всегда болел за "Спартак", и это главнее всего в жизни. И пусть в фирме с этим считаются, пусть дают мне время матчи смотреть… Женюсь — пусть жена сидит на кухне во время футбола… Мы с папой дома, еще в детстве, когда смотрели футбол, всегда мать выгоняли… И правильно! Мужчина без футбола — это не мужчина…
Проходившая мимо продавщица Лена задумчиво заметила: "Ну уж прям", а Сергей ей ответил: "Дура". Лена остановилась, посмотрела Сергею внимательно в глаза и сказала чуть громче и настойчивее: "Ну уж прям", после чего с гордостью удалилась.
— Я так считаю, — продолжил Сергей прерванный монолог, — как ни крути, а "Спартак" — лучший… А что до Лиги чемпионов, так им просто не везет… Сколько мы тут ни смотрели по футбольным каналам матчей, а ни в какой стране я не видел такой красивой игры, как у "Спартака"!
Сергей смущенно оглянулся по сторонам и направился в сторону туалета. Я подумал: и впрямь переволновался продавец… И действительно, вернулся Сергей спокойным и рассудительным… как раз к свистку на перерыв.
…В перерыве и на протяжении всего второго тайма работа в отделе по продаже телевизоров шла полным ходом. Я, если бы был директором магазина, обязательно включал бы им каждый день перед работой самые феерические российские футбольные победы, потому что… видели бы вы, как легко и непринужденно пошла продажа телевизоров!
Продавцы "пахали" на своей ниве с вдохновением, что и немудрено: их любимая команда семимильными, с отрывом в один мяч, шагами шла к шестому подряд чемпионскому титулу!
Тут Парфенов в очередной раз положил мяч в угол с пенальти, и в магазине наступила полная идиллия. Продавцы продавали, покупатели покупали, а ко мне подошел Алексей Николаевич и заговорщицки стал нашептывать на ухо:
— Хороши телевизоры, а? Точно… И ведь недорогие, европейское качество… Наш магазин… — все его фразы я не запомнил, а запомнил только их начало, потому что внимательно смотрел за игрой.
— Телевизоры — это, молодой человек, искусство… — Кержаков прорывается по центру, и Ананко четко его блокирует. — …А еще приходят, не понимают ничего… — По правому флангу прорыв, навес, и Левицкий кулаком выбивает мяч в поле. — И мы не хотим, чтобы у людей была плохая техника… — Очередной угловой, подача, но… молодым зенитовцам, наверное, не хватает техники. До конца матча оставалось минут пятнадцать и я понял: это все. Повернулся к директору, тяжело вздохнул и сказал:
— Какая игра, Алексей Николаевич! Даже когда проигрывают мои любимые команды, я всегда нахожу в себе силы признать красоту футбола.
— Какие телевизоры, я бы сказал! — бодро ответил директор и поправил свой галстук. — Я так считаю: не будет телевизоров — не будет и вашего футбола! Ведь тут все зависит от телевизора… какая крапинка, какой оттенок… А мы продаем высокое европейское качество!
…Матч подходил к концу. Я вышел на улицу, закурил, надел наушники, но перед тем, как включить плеер, сказал сам себе: "Итак, "Спартак" — чемпион". Как обычно.